... тоже извраты (01)

Dec 23, 2022 11:30



Новая серия, введённая специально для самолётов, на которых (пока) нет боковика, или другой прорисовки близкой к профильной.

фрагмент посвящённого Мею мурала, полный вариант которого показан ниже


JN-4(Can) Canuck (канадский сер.№ C1347) с собственным именем “City of Edmonton”, принадлежавший одноимённому городу и в мае 1919 арендованный фирмой May Airplanes. Аппарат показан по состоянию на лето 1919. Более точной датировки, к сожалению, нет, поэтому трудно сказать, летал ли на нём в таком виде шеф-пилот указанного авиапредприятия Уилфрид Р. Мей, не далее как пару недель назад уже проходивший в этом цикле постов.
    Вот в мае 1919, когда окраска машины немного отличалась, он на ней точно летал, как и в более позднее время (конец августа 1919 - начало 1920), когда аппарат полностью перекрасили, и потом (1920-21 гг), когда с фюзеляжа убрали прежнее название и нанесли официальную гражданскую регистрацию. А ещё позже (в 1922-23 гг) он на нём «крутил гайки» в бытность наёмным механиком Great Northern Flying Company.



Фотографии первого варианта окраски машины по состоянию на май 1919 года:







Первый коммерческий рейс Мей Эрплейнс был проведён без участия У.Мея, гастролировавшего тогда по контракту с Western Canadian Fair Management Company, но раз уж есть фотографии, то почему бы не показать их...

2 июня 1919 Элгин Мей (старший брат аса и глава их фирмы) обратился в редакцию газеты Edmonton Journal с предложением обеспечить ежедневную доставку свежих номеров в Ветаскивин (ок. 70 км на юг от Эдмонтона).
        Главред отнёсся к этой идее скептически, но всё же решил провести один пробный рейс, и 7 июня пилот Джордж У. Горман c механиком Питером Дербиширом загрузили в свой «Канюк» пару мешков с прессой и вылетели из Эдмонтона в Ветаскивин. Но из-за слишком сильного ветра в пункте назначения Горман не стал рисковать с посадкой, а просто пролетел на малой высоте над оговоренной посадочной площадкой, чтобы Дербишир мог точно сбросить на неё груз, и вернулся обратно на базу.
        И этот вылет считается первым коммерческим авиарейсом в Западной Канаде.



Джордж Горман и издатель Эдмонтонского Журнала Р.Дженнингс [R.Jennings] готовятся к погрузке прессы в самолёт, а Питер Дербишир уже сидит в передней кабине.



Погрузка.



Последние мгновения перед стартом.

Пробный рейс так и остался единственным эпизодом сотрудничества фирмы с Эдмонтонским Журналом, зато его конкуренты из Edmonton Bulletin в том же месяце наняли Мей Эрплейнс для доставки бесплатных номеров их газеты на проходившее в то время «сборище» фермеров Альберты [что там было за мероприятие, я не выяснял].

В показанных выше фотографиях хвостовое оперение, к сожалению, осталось за кадром, поэтому нельзя сказать, сохранял ли тогда «Эдмонтон» первый вариант окраски, или уже получил второй.

А на следующих фотографиях отчётливо видна окраска по второму типу (с тёмным килём). К сожалению, датировка снимков не известна (точнее, её указывают как 1921 год, но такого не может быть в принципе).



«Сити оф Эдмонтон» готовится к посадке на аэродроме Мей Филд.



Посадка.



А это основанный в т.ч. на приведённых фотографиях мурал (настенная живопись) за авторством художника Dave Carty, посвящённый Уилфриду Мею и в ноябре 2004 появившийся на западной стене эдмонтонского отделения (или одного из, если их несколько) ATB Financial и, если верить гугловскому режиму просмотра улиц, до сих пор там присутствующий.

В июле 1919 Мей вернулся домой после ярмарочного турне и уже 12 числа поучаствовал в показательном выступлении перед началом бейсбольного матча в эдмонтонском Даймонд Парке. Пишут, что тогда было открытие сезона 1919 года, но это точно не так, ибо на самом деле была уже середина сезона. Возможно, имелась в виду первая из серии игр между двумя конкретными командами (Calgary Hustlers и Edmonton Veterans), или же первая игра на данной площадке.
        План полёта включал аэробатику над парком и пролёт непосредственно над бейсбольной площадкой со сбросом мяча на неё, и на это устроители сумели подписать самого мэра города Джо Кларка [Joe Clarke]. Тот ещё ни разу не поднимался в воздух и совсем не горел желанием приобрести новый опыт, но его всё же удалось уболтать, и «ради чести города» тот согласился рискнуть.
        На практике после 20-минутного пилотажа немолодой пассажир, страдавший от страха высоты и морской болезни, банально забыл, что ему нужно что-то куда-то бросать. Поняв, что происходит, лётчик плавно развернулся и сделал ещё один заход «на цель», спустившись до высоты 10 футов, и более-менее оклемавшийся мэр сумел-таки бросить мяч, который к восторгу зрителей поймал ловец одной из команд.
        Матч начался, а Мей на обратном пути совершил акт воздушного хулиганства, пролетев под эдмонтонским High Level Bridge через реку Саскачеван. После посадки он помог выбраться из кабины пассажиру и поинтересовался, как ему понравилось путешествие. Ну и тот заявил собравшимся репортёрами, что Мей был “crazy as a hoot owl” [это такое устойчивое выражение, смысл которого совпадает со значением первого слова], и что он больше никогда не поднимется на аэроплане снова.


 

«Эдмонтон» над бейсбольным полем. Качество снимка таково, что по нему не понятно, по какому типу (первому, второму, или третьему) был тогда окрашен самолёт.

Далее идёт окраска третьего типа: всё полотно перекрашено в какой-то из оттенков синего цвета, явно не слишком тёмный, а деревянные и металлические части обшивки либо остались прежнего цвета (что более вероятно), либо были выкрашены более тёмной синей краской. Ну а надписи на фюзеляже и руле поворота из чёрных стали белыми.







Следующие три фотографии относятся к первому авиационному “Police Manhunt” в Канаде [по другим данным не только в Канаде, но и в Содружестве вообще].

Дело было так:
        - в ночь на 30 августа полицейский констебль заметил подозрительную личность в деловом районе Эдмонтона и решил поинтересоваться, что он там делает, но вместо ответа незнакомец выхватил револьвер и выстрелил полицейскому в грудь;
        - 1 сентября констебль скончался в госпитале, но прежде успел дать подробное описание внешности преступника, и тот был опознан как недавно вышедший условно-досрочно бандит и фальшивомонетчик, который в соседнем округе был только что объявлен в розыск за ограбление и попытку убийства;
        - 1-2 сентября стало известно, что подозреваемый взял билет на поезд до Эдсона (200 км на запад от Эдмонтона);
        - 2 сентября шеф полиции «мобилизовал» Мея с его самолётом, дабы перевезти в Эдсон детектива полиции;
        - самолёт срочно подготовили к полёту и лётчик доставил пассажира к месту назначения, совершив посадку на одной из городских улиц, и далее эдмонтонский детектив с присоединившимся к нему констеблем провинциальной полиции Альберты организовали успешную поисковую операцию с задействованием полусотни местных сотрудников полиции;
        - а Мей, выполнивший свою задачу, развернул машину и начал готовиться к взлёту, но в самом начале разбега зацепил крылом уличную водяную колонку и тут же выключил двигатель, чтобы оценить степень повреждения машины. Они оказались несущественными, поэтому он опять начал взлёт и благополучно оторвался от земли;
        - в полёте против ветра он израсходовал почти всё топливо и вынужден был приземлиться на небольшой и не слишком ровной площадке в Вобамуне (60 км от Эдмонтона) и после дозаправки снова взлетел (с изрядным трудом, потому что площадка оказалась слишком короткой, да ещё и с высокими деревьями вокруг) и без дополнительных приключений добрался до своего аэродрома.

«Сити оф Эдмонтон» на улицах Эдсона:








  Детектив Джеймс Кэмпбел [James Campbell].

7 мая 1920 «Сити оф Эдмонтон» стал шестым по счёту канадским аэропланом, получившим гражданскую регистрацию - ему присвоили код G-CAAI, и это послужило причиной появления четвёртого типа окраски этой машины: взамен собственного имени аппарата на фюзеляже появились крупные чёрные буквы регистрационного кода на белом прямоугольнике и аналогичные обозначения нанесли на крыльях, а руль поворота выкрасили в белый цвет и поставили на нём крупную чёрную букву “G” [что было стандартом в гражданской авиации Британской Империи]. Кроме того, на бортах кабины написали новое название авиакомпании (27 января 1920 May Airplanes была преобразована в May-Gorman Airplanes Ltd.).



Бывший «Эдмонтон» в окраске четвёртого типа.



G-CAAI сфотографирован в Гранд-Прери в 1920 году. Окраска в принципе такая же как на предыдущем снимке, но размер и стиль написания названия фирмы другие. И вряд ли эта надпись была разной на разных бортах, скорее уж она менялась со временем.

Не исключено, что последнее фото относится к августо-сентябрьскому турне Мея.

В середине августа он вместе с Дербиширом прибыл в Гранд-Прери и 20 августа 1920 выступил на местной ярмарке, а затем они совершили перелетели дальше на запад в Британскую Колумбию и доставили первый груз авиапочты для поселения Пис-Ривер, а потом больше месяца гастролировали по одноимённому округу, выступая на разных ярмарках.
        В конце сентября они засобирались обратно домой, но при полёте в районе Уайткорта начались неполадки в работе двигателя, и Мей, найдя небольшой просвет в сплошном лесу, пошёл на вынужденную посадку, закончившуюся небольшой аварией.
        В течении трёх дней экипаж занимался ремонтом своего аппарата, используя любые подручные средства, а потом расчистил пространство для взлёта и успешно долетел до Сангудо, где авиаторы дозаправились и нормально починились, а потом продолжили полёт до Эдмонтона.



Фотография с выступления в Элк Пойнт. Скорее всего, это опять G-CAAI, но качество изображения слишком плохое, чтобы утверждать это с уверенностью.



А это какой-то из «Канюков» Мея и Гормана (G-CAAI, или G-CABT), сфотографированный в Гранд-Прери в 1920 году. Тут, вроде, просматривается какой-то белый ромб на фюзеляже, но толком ничего не понятно.

В конце 1921 Мей-Горман Эрплейнс прекратила операции и вернула городу арендованный у него самолёт.
        Позже этот аппарат достался авиакомпании Great Northern Flying Company, где в 1922-23 гг на нём довелось поработать механиком всё тому же Уилфриду Мею, но фотографиями на тот период я, к сожалению, не располагаю.

В 1980 году один из сохранившихся в частных руках «Канюков» завершил реставрацию с восстановлением до лётного состояния и был раскрашен по мотивам «Эдмонтона» с таким же названием на фюзеляже, но при сохранении серийного номера на руле поворота и кокард на крыльях [не исключено, что «Эдмонтон» действительно так выглядел до того, как брятья Мей его взяли в аренду], а в 2000 году его передали из частной коллекции в открытый для публики музей в Альберте.
        И музейщики утверждают, что это и есть тот самый «Сити оф Эдмонтон», однако данные о гражданских регистрациях указывают на то, что это всё же другой аппарат.





 



 



 


В качестве небольшого бонуса вот ещё одна фотография Уилфрида Мея:



Тут он стоит справа, облокотившись на крыло аэроплана Standard J-1, перемоторенного на «Испано-Сюизу».

Судя по типу самолёта, этот снимок относится к 1924 году, когда ас работал пилотом в Edmonton and Grande Prairie Aircraft Company, а сам самолёт - это, соответственно, G-CAEN.

асы WW1, послевоенные асы, извраты, Британское Содружество, post-ww1, гражданские асы, самол.прочие, флюг-капитаны, пилотажники/демонстраторы

Previous post Next post
Up