... совсем не извращения (23) или советские асы на дарёных самолётах

May 09, 2024 11:30


все боковики за авторством М.Быкова aka owl_99


Як-7Б - один из 10 самолётов этого типа, построенных на средства, собранные эвакуированными на восток жителями Латвийской ССР, и в феврале 1943 переданных в 18 гиап как «Эскадрилья “Латышский стрелок”». Самолёт показан по состоянию на лето 1943, когда на нём летал младший лейтенант Николай Григорьевич Пинчук.



Пинчук Николай Григорьевич, 1921 г.р.

На фронт попал сержантом, а закончил войну капитаном.

Провёл три «боевых тура» на Западном (позже переименован в 3-й Белорусский) фронте:
        - с августа по октябрь 1942 воевал в составе 32 иап, летал на Як-1, побед не имел;
        - с февраля 1943 по июнь 1944 воевал в составе 18 гиап, летал сначала на Як-7 (8+2 победы на этом типе), а затем на Як-9 (3+0);
        - с августа 1944 по май 1945 воевал в том же полку, но уже на Як-3 и одержал 9 личных побед.

Итоговый счёт 20 побед лично и 2 в группе в 311 боевых вылетах и 56 воздушных боях.



Як-3 - второй по счёту истребитель, построенный на средства, собранные пчеловодом колхоза «Стахановец» Ферапонтом Петровичем Головатым (первый был показан в позапрошлом выпуске этой серии), и вручённый тому же пилоту - заместителю командира 6 гиад майору (позже подполковнику) Борису Николаевичу Еремину, который затем летал на нём до последнего дня войны, а после победы аппарат передали на музейное хранение и он сохранился до настоящего времени. Окраска показана по состоянию на весну 1945.

Биографическую справку на этого аса можно увидеть в помянутом выше посте, поэтому повторяться я не буду.



Ла-5ФН - один из 14 самолётов этого типа, построенных на средства, собранные работниками приисков и промышленных и сельскохозяйственных предприятий Магаданской области, и 31 мая 1944 переданных 5 гиап как «Эскадрилья “Комсомолец Дальстроя”». Данный конкретный аппарат летом-осенью 1944 был закреплён за старшим лейтенантом (позже капитаном) Евгением Михайловичем Яременко, но кроме основного владельца на нём также случалось летать капитану Виталию Ивановичу Попкову.

Попков Виталий Иванович, 1922 г.р.

На фронт попал сержантом, а закончил войну капитаном.

Провёл три «боевых тура» в составе 5 гиап:
        - с мая по октябрь 1942 воевал на Калининском фронте, летал на ЛаГГ-3 и одержал 3 победы;
        - с декабря 1942 по декабрь 1943 - на Юго-Западном (позже переименован в 3-й Украинский), летал на Ла-5, одержал 28 побед;
        - с мая 1944 по май 1945 - сначала на том же фронте, а потом на 1-м Украинском, летал на Ла-5 и Ла-7, одержал 9 побед (несколько из них, возможно, на «семёрках»).

Итоговый счёт 40 побед (все лично) в 345 боевых вылетах и 85 воздушных боях.

Яременко Евгений Михайлович, 1916 г.р.

На фронт попал младшим лейтенантом, а закончил войну капитаном.

Тоже воевал только в 5 гиап, но на Ла-7, насколько известно, не летал:
        - в апреле-мае 1943 проходил в полку боевую стажировку, одержав 2 личных победы;
        - с июня 1943 воевал в нём уже на официальных основаниях и до конца «тура» добавил на счёт ещё 8+2 победы;
        - во втором «туре» одержал 5 личных побед.

Итоговый счёт 15 побед лично и 2 в группе в не менее чем 183 боевых вылетах (по состоянию на 12.4.45).



Ла-5Ф сер.№ 3811414, построенный на личные сбережения колхозника Василия Викторовича Конева и переданный в состав 240 иап, где летом 1944 на нём летал капитан Иван Никитович Кожедуб, недавно проходивший в этом цикле постов.

Биографическую справку на этого аса можно посмотреть в одном из прежних постов, так что здесь я повторяться не буду.



Ла-5ФН из состава 178 гиап (бывший 240 иап), на котором осенью 1944 летал капитан Кирилл Алексеевич Евстигнеев. И тут непонятно, то ли это был второй самолёт от того же дарителя, то ли дарственную надпись по неизвестной причине перенесли на другую машину.

Вообще-то этот боковик проходил в одном из прежних постов этой же серии, но пущай и здесь будет тоже.
        Однако, биографическую справку на лётчика я дублировать не собираюсь...



Як-3, построенный на средства, собранные жителями станицы Старотитаровской (Краснодарский край), и осенью 1944 «адресно» вручённый их бывшему одностаничнику - лётчику 6 гиап ВВС Черноморского Флота капитану Борису Васильевичу Маслову.

Это снова повтор боковика, только на этот раз из основной серии постов.
        И желающие ознакомиться с биографической справкой на лётчика могут найти её там.

Следующий боковик исходно предназначался для «извратов», но также подпадает под тематику данного поста, так что пусть будет тут.



Як-1 с пониженным гаргротом, один из нескольких (как минимум) самолётов этого типа, построенных на средства, собранные колхозниками Красноярского района Саратовской области. Эта партия истребителей предназначалась для полков Сталинградского фронта, но данный конкретный аппарат оказался под Москвой и в январе 1943 поступил на баланс проходившей тогда боевую подготовку отдельной истребительной эскадрильи «Нормандия» (она же GC 3 “Normandie”). С января по март на нём тренировались разные французские лётчики, в том числе уже поминавшийся в прошлом посте су-лейтенант Марсель Альбер, дважды полетавший на нём в феврале 1943.

С биографией лётчика можно ознакомиться в одном из давнишних постов, здесь я повторяться не буду.

самол.Як-1~23, не извраты, самол.Ла, Франция, Россия, ww2, aviation art, асы WW2

Previous post Next post
Up