Продолжая
http://alla-kot.livejournal.com/83388.htmlНа десятый день, двинув из Керманшаха на юг, мы уже ехали по территории, где зародилась и процветала древнейшая цивилизация -
страна Элам.
За окном все один пейзаж, под жарким небом голые склоны, долы и холмы. Пути дороги, видимо, так и остались в местах, где проложили предки. То ближе, то дальше от дороги еще видны руины давних построек.
Тем более, удивила попутная узкоколейка железной дороги. Нет, это не в какой-нибудь песчаный карьер, по ней можно доехать и до Шираза. Развитие железнодорожного транспорта в Иране идет невероятно быстрыми темпами. Сейчас это, в основном, не электрифицированные одноколейки, но объемы перевозок растут от года к году.
Не переставая, задавалась вопросом, были ли здесь когда леса? Оказывается, были, и леса, и реки, и дожди, и снегопады. На строительные леса зарились соседи.
Столицей Элама, за много до, нашей эры, была Сузиана (Сузы).
Пещеры пещерами, а новые чертоги, по своему разумению, человечество строило давно, как только выяснили что из земляной «грязи» можно налепить не только человеков, а и кирпичи.
Где то, в 1250 годах до нашей эры, в сорока пяти километрах столицы, на высоком плато над излучиной реки Диз, строился и расширялся новый храмовый город. Обнаружили его в 1935 году, благодаря счастливой случайности. Нефтяная компания производила в этих местах аэрофотосъемку, и сверху обнаружили, что под крылом самолета не случайное нагромождение природных холмов, а рукотворный комплекс, который состоит из трех концентрических стен, сложенных из кирпича-сырца. Археологические раскопки дали много находок.
На подьезде к этому заповеднику, наши пути с рельсами разошлись. В заповедник, чек пост.
Слева, воды реки Диз, питают оазис.
Справа голая гряда. Местами как вал, а местами платформой. Может, из этих гор и налепили кирпичи.
Оставив позади оазис, и блестящую в дали реку Диз, свернули к горам и к удивлению проехали коридором, прорезанным в горной гряде окружающей плато.
Въехали, как на сковородку, ровное песчаное плато, где здесь был город, в окружении обваловки. Жара под 40 градусов и кроме нас там, первое время, не было ни души. Земля, пыли больше чем песка, и всё вокруг землистого цвета. Чтобы не ошибиться, и не затоптать лишнее, подъезды и проходы выгорожены леером.
Место, однозначно, превзошло все ожидания. Голая, гигантских размеров площадка, ровная как столешница. Высокий вал по кругу, сквозь который мы проехали, скрывал панорамы на внешний мир и от того кругом, виделась лишь выжженная пустыня.
От цивилизации, пара вагончиков, к ним и подъехали пыля. У стенок, в тени, отдыхали в час сиесты, длинноногие и худые собаки.
В центре, Зигкурат. Хорошо виден, узнаваем, и фотогеничен. Пока мы озирались, получили билетики и только собрались идти, как
подъехал настоящий автобус, и мы заторопились к руинам, что бы застать фотобезлюдье. Какое там! Человек сорок, высыпало и, дружно обогнали нас по отсыпанной дорожке.
Это был укрепленный город, имевший три круга стен, сложенных из кирпича-сырца. Наружная стена в длину свыше 4 километров. Делая надписи на многочисленных кирпичах, на эламском (а иногда и на аккадском) языке, строители хотели придать им магическую силу.
«Кто осмелится обстрелять вал священного округа, пробьёт в нём брешь, похитит надписанные кирпичи, сожжёт бревенчатое сооружение и откроет приближающемуся врагу ворота, того пусть поразит кара Хумпана, Иншушкнака и Киририши! Да не сохранит он под солнцем потомков!». (Хумпан -мужской бог, Иншушинака-бог покровитель города Сузы, Киририша богиня-мать).
От города мало что осталось. Леер и дорожка, плавным изгибом повели от таблички к табличке, от руин к руинам дворцового комплекса. Царский дворец и собственно город, с домами жителей, располагались между вторым и третьим (внешним) кругом городских стен. Во время раскопок царского дворца было обнаружены прекрасные произведения искусства из слоновой кости. Под комнатами на западной стороне двора тщательно скрытые лестничные марши ведут на глубину 6 м, в подземные помещения.
В этой же зоне меж второй и третьей стеной, но по другую сторону от зиккурата, обнаружена система подземных резервуаров с древнейшей системой очистки воды. Перед попаданием в водохранилище, вода проходила через несколько резервуаров-отстойников. Они и сегодня находящееся в отличном состоянии.
К плато, на котором расположился город близко подходит изгиб реки Аб-е-Диз. Однако, археологи нашли, что много километровый подземный канал, от которого наполняли водохранилище города был прорыт от другой реки, от реки Керха, которая проходит через город Сузы. Эта, старейшая водоочистная станция в мире и подземный канал были построены более 3 тысяч лет назад. Причина, по которой воду отвели от реки Керха, а не от рядом протекающей реки Диз, объясняется разным уровнем вод в реках.
Персидское слово «ках», дворец, в исторических документах подразумевает целый комплекс, который мог растянуть на несколько километров. Такой комплекс предназначался для удовлетворения всех нужд властителя, его семьи и окружения, частных и официальных. В пределах «ках-а» имелись, солдатские казармы, склады вооружения, конюшни, специальные помещения придворных служб. Наглядным примером такого многогранного предназначения и является город Дур-Унташ, «древний город и храмовый комплекс» - Чогха Занбиль.
Участок стен среднего кольца и Юго-Восточные ворота немного восстановлены, на небольшую высоту. Виден ритм вертикальных выступов стен, расположение башен и план мощных башен ворот. Хотя, сам проезд, мне показался узковат. Впрочем, древние строители были прекрасными строителями и любое решение было продуманным.
В этом же направлении находятся ворота в стене, что вокруг Зиккурата. Так как поблизости от ворот найдены фундаменты царского дворца, то можно предположить, что здесь проходила дорога Царских процессий.
Территория, между вторыми и первыми кругами стен, была отведена для многочисленных храмов.
Зиккурат Дур-Унташа , в отличии от других зиккуратов, для подъема на верхние террасы имеет не наружние, а внутренние лестницы. Лестницы начинаются в середине каждой стороны и проходят по оси симметрии постройки. Этажи принадлежали кастам. Верхний -жрецам, ниже-аристократам, ниже-воины, ниже -купцы и торговцы, а о народе ничего не сказано. Стены террас имели разную наружную окраску и оформление. в нишах верхней части висели стеклянные трубочки, как змейки. Сплетенные змеи, это очень древний символ - мудрость и знание.
Храмовая башня, Зиккурат, стоит за глухой земляной оградой. Царь, Унташ-Напириша, который основал этот новый город-резиденцию, Дур-Унташ, в своей посвятительной надписи главного храма божествам, обобщает самое существенное в постройке комплекса то, что он есть Дар Богам.
«После того как мне удалось доставить строительный материал, я построил здесь Дур-Унташ и создал священный округ. Я их окружил внутренним и внешним валами. Я воздвиг такой высокий храм, какой не удалось воздвигнуть ни одному из прежних царей, и я посвятил его богам Хумпану и Иншушинаку, покровителям священного округа. Моё строение и творение воистину принесено им в дар! Да царят здесь милость и законность Хумпана и Иншушинака!»
Вертикальные стены ступеней зиккурата уходят вниз, в толщу руин.
Дробление протяженных стен вертикальными выступами кладки, известный способ компенсировать температурные деформации.
Ограда расположена на не одинаковом расстоянии от квадрата и скорее окружает башню по кругу, а не огораживает её по периметру. У входных ворот, тоже, пара башен.
Площадка от стен башни до ограды в сплошь, вымощена земляными кирпичами и теперь видно, что они тоже квадратные, стандартного размера. Сняв вековые наносы песка, археологи нашли это мощение, в прекрасном состоянии, и даже шаловливый след, детской ступни, на одной из кирпичных плиток.
Зиккурат, представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов с чуть наклонными к центру стенам, или усечённых пирамид, не имеющих внутренних помещений. На самой верхней террасе находилось святилище и жилище божества . Удивительно, но квадрат основания древнейшей постройки ориентирован по сторонам света углами, а не плоскостями стен.
Интересно, что это мы говорим о террасах как о платформах, а археологи определили иную технологию постройки башни. Первоначально была возведена квадратная платформа под основание всей постройки.
На ней, в центре, заложено основание главной, самой высокой башни. Для общей устойчивости, башня сужается по высоте. По мере возведения центральной башни, она обкладывалась по периметру, как обоймой, толстой стеной. Таких стен, обойм, было четыре, одна за другой, одна ниже другой. Так и получилась террасная пирамида. Причем, внешняя, самая нижняя ступень, сильно отличается от других ступеней.
Нижняя терраса самая широкая, потому что к нижней ступени, на всю высоту по периметру, пристроены помещения.
В настоящее время можно попасть в юго-восточные помещения. Предполагается, что в них жили священники и работники храма.
Внутри, узкие, протяженные комнаты, анфиладой. Необыкновенный профиль дверных проемов. Каменные детали запорного и поворотного устройства ворот. Створка для поворота, с одной стороны, опиралась на гнездо в полу, а вверху крепилась в каменной проушине.
Своды перекрытий не восстановлены и потому всё хорошо видно. Пристройка примыкает к полнотелой ступени зиккурата. Дождевые воды с ярусов отводились по внутренним водостокам. Ярусы имели парапеты. Историки пишут, что стены имели цветную облицовку (окраску). Но восстановление участков и деталей ведется в едином землистом цвете.
Рядом с зиккуратом, на западной стороне, сохранились стены храмов. Их значимость отмечена входами от зиккурата и тем что напротив каждого стоит алтарная постройка.
Жертвенные алтари, толстым круглым постаментом. Как утверждают специалисты, эти храмы вокруг зиккурата, являлись не молитвенными сооружением как таковым, а жилищами богов. Комплекс храмов на северо-западной стороне посвящен главным богам Суз, Хумпану, Иншушкнаку и Киририши!
У юго-восточного фасада найдены следы от фудаментов пропилеями. Может, именно здесь стояли скульптуры грозных стражей храма Шеду (и) Ламассу…
Город разрушил ассирийский царь Ашшурбанипал. Вот как он похвалялся:
«Зиккурат Шушана (Суз), который был построен из эмалированных кирпичей, я разрушил, обломал его зубцы, которые были отлиты из блестящей меди… Шушинака, их бога-прорицателя, жившего в уединении, божественных дел которого никто не видел… богов (и) богинь с их сокровищами, их добром, их утварью, вместе с первосвященниками (и) жрецами я заполонил в страну Ашшур. 32 статуи царей, изготовленные из серебра, золота, меди, алебастра… я забрал в страну Ашшур. Я снес шеду (и) ламассу, стражей храма, всех, сколько (их) было, исторг яростных быков, украшение ворот. Святилища Элама до небытия я уничтожил, его богов (и) его богинь я пустил по ветру. В их тайные леса, в которые не проникал никто чужой, не вступал в их пределы, мои воины вступили, увидели их тайны, сожгли (их) огнем. Гробницы их царей, прежних (и) последующих, не чтивших Ашшура и Иштар, моих владык, доставлявших хлопоты царям, моим отцам, я сокрушил, разрушил, показал солнцу; их кости я забрал в страну Ашшур, их душам я доставил беспокойство, лишил их жертвоприношений (и) возлияния воды».
Из всех построек эламитской архитектуры, зиккурат Дур-Унташ или Чогха-Занбиль, построенный близ Суз царем Унташ Напириша в XIII веке до н. э., один из наиболее хорошо сохранившихся зиккуратов.
В 1979 Чогха-Занбиль стал первым объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО в Иране.