К сожалению, многие фрилансеры при грамотно составленных
резюме и портфолио не могут поддержать интерес заказчика в своей кандидатуре и теряют большую часть проектов уже на этапе переговоров. В чём состоят их основные ошибки и как их избежать?
Прежде всего, приступая к общению с потенциальным работодателем, стоит помнить, что деловые отношения, пусть и виртуальные, - это союз двух равных партнёров. Оба человека - и фрилансер, и заказчик, - одинаково заинтересованы друг в друге, но когда кто-то пытается показать своё превосходство, это оставляет весьма негативный след и часто препятствует развитию всяких отношений. Так, некоторые исполнители зачастую ведут себя несколько надменно, основываясь на мысли, что «они - профессионалы своего дела и лучше знают, что и как нужно». Хотя и сам заказчик (особенно, если он впервые пришёл на биржу) может «играть барина», думая, что имеет полное на это право, ведь это он является работодателем, и он будет платить, а значит, может требовать чего угодно, в каком угодно тоне. Естественно, что найти по-настоящему хорошего заказчика/фрилансера таким людям будет достаточно трудно.
Второе правило заключается в грамотном письме. Зачастую общение с будущим работодателем происходит посредством текстовых сообщений на сайте, в ICQ, Skype и так далее. Хорошее знание русского языка здесь пригодится не только копирайтерам (которые по определению должны уметь писать), но и специалистам других областей. Грамотность - это своеобразный показатель общего интеллектуального уровня, степени деловитости. Согласитесь, что когда речь потенциального работника пестрит жаргоном и смайликами, впечатление о нём складывается отнюдь не как о серьёзном исполнителе.
В начале разговора вы сами должны показать свою заинтересованность. Как правило, заявок на выполнение проекта заказчик получает немало, в результате чего ему часами приходится перебирать профили фрилансеров с различным опытом и индивидуальными возможностями. Высказывая интерес, вы ещё раз подчёркиваете, что клиент важен для вас и что вы действительно бы хотели заняться этой работой. Поэтому, если заказчик написал вам, ответьте ему максимально вежливо и сразу же поинтересуйтесь, чем вы можете ему помочь.
В последнее время заказчики часто не раскрывают своих карт до конца, испытывая фрилансера, спрашивая у него, как быстрее и лучше получить определённый результат. Вы должны ответить как настоящий профессионал, посоветовать свой вариант, пояснив специальные термины и подробно объяснив, почему в работе вы бы применили именно такой алгоритм.
Некоторые заказчики и не спрашивают мнения исполнителя, считая, что сами всё предусмотрели. Но, если вы видите, что выбранная работодателем стратегия вряд ли будет оправданной (например, если он просит вас создать сайт с использованием множества ненужных конструкций), и вы знаете, что этот проект можно сделать легче и качественнее, предложите свой вариант. Если заказчику немаловажно его детище, а оно ему немаловажно, он обязательно прислушается к вашим словам и поразмыслит над ними, отметив про себя, что вы и вправду хотите создать высококлассный продукт.
Когда основы выполнения были обсуждены, можно переходить к вопросу оплаты. Не бойтесь, устанавливая стоимость работ, оценивать свой труд справедливо,
не занижайте лишний раз цены. Не бойтесь просить о предоплате или о заключении договора, если вам нравится работать таким образом, если вы хотите отгородить себя от мошенников. Заказчик, который отказывается сотрудничать на ваших условиях (много волокиты, недоверие к вам как к исполнителю), относится к делу не как профессионал; он не обращает внимания на мнение партнёра. Не стоит уступать такому человеку в своём решении.
Кстати говоря, если по каким-то причинам работодатель вам не понравился, и вы не хотите иметь с ним дела, есть прекрасный способ отказать ему незаметно и максимально вежливо. Просто при обсуждении оплаты поставьте следующие условия: запросите 50% предоплаты и увеличьте цену на 300-500%. Будьте уверены, заказчик сам откажется от ваших услуг.
Договариваясь о предоплате и договоре, поясните, что вы привыкли работать описанным образом и что, в свою очередь, обещаете полное выполнение требований заказчика: соблюдение сроков работы, отсутствие плагиата, учёт дополнительных пожеланий. В случае обнаружения ошибок на этапе сдачи, выполняйте доработку бесплатно, ведь это - ваши ошибки, вами допущенные, и исправить их вы должны самостоятельно.
Естественно, сдав проект заказчику, вы уже не имеете никакого права перепродавать работу третьему лицу. Даже если ему потребовалось абсолютно то же самое. Кстати говоря, не стоит и выкладывать выполненный проект в портфолио, не спросив предварительно об этом клиента. Быть может, он будет против.
Алла Закурдаева.