Тендер глазами заказчика. Другая сторона фриланс-медали

May 11, 2011 22:34


Стоя на одной стороне реки под названием «фриланс» виртуальные исполнители вряд ли могут поставить себя на место своего партнёра - заказчика. Они стремятся понравиться потенциальным клиентам, иногда даже пренебрегая некоторыми этическими нормами (чаще всего так поступают ещё не оперившиеся дилетанты), пытаются разномастными способами выделиться из толпы, впихивая в заявку на выполнение проекта всевозможную информацию, тем самым фактически превращая её в мини-резюме. Но действительно ли такой подход стоит считать правильным? Быть может, у Интернет-работодателей есть свои тайные приоритеты при выборе? Давайте разберёмся.

Предположим, что наш заказчик достаточно профессионален и грамотен - допустим, он уже не в первый раз пользуется услугами биржи, а потому знает, как процедура поиска происходит, и смог заранее отметить несколько ключевых для себя моментов. Он, благодаря своему богатому опыту, составил ясное и чёткое техническое задание, нацеленное на специалистов среднего уровня - не новички, но и не профессионалы (чтобы вышло достаточно качественно, но и не очень дорого). Кстати, чтобы заранее отсеять фрилансеров, чересчур перегибающих цены, наш клиент указал приблизительный бюджет (как было отмечено - вполне приличный, но и не слишком большой). Иными словами, мы создаём интеллигентного, грамотного, среднестатистического работодателя.




На проект откликнулось достаточно большое количество фрилансеров. Как правило, так и случается, когда требуются специалисты среднего класса. Но на что заказчик обратит внимание в первую очередь? А обратит он его на то, насколько внимательно потенциальный исполнитель прочитал техническое задание. Не секрет, что некоторые фриланс-любители не считают нужным заморачиваться на написании уникальной заявки к каждому предложению (кстати, уникальному). В свою очередь, подобное нежелание сводится к тому, что исполнитель просто создаёт общее мини-резюме с расценками и, не читая ТЗ или лишь мельком пробегая его глазами, копирует в каждое более-менее подходящее предложение. Такой вид привлечения клиента называется эффектом попугая. А ведь в задании работодатель может задавать какие-то определённые вопросы или просить ознакомиться с дополнительным приложенным файлом. Немногие удосуживаются такие просьбы выполнить. А, в свою очередь, для заказчика это очень важно - внимательность и порядочное отношение к делу, индивидуальный подход, учёт всех пожеланий, изучение тех. задания... Попугаи не выглядят слишком серьёзными претендентами.

Второй аспект - наличие фиксированного прайс-листа. В независимости от описанного проекта (просит ли клиент указать цену или нет), работодатель всегда хочет знать заранее - во что ему обойдётся его прихоть. Здесь фрилансер должен максимально адекватно оценить свои силы и назвать среднюю цену, за которую он готов эти силы продать. При этом важно как не продешевить, так и не заломить слишком много. В конце концов, исполнитель должен приблизительно представлять объём работ, а значит и непредвзято сопоставить этот объём с расценками сможет тоже. Просто будьте честными и соразмеряйте время/деньги адекватно.




Так же не стоит просить слишком большой предоплаты, тем более, если заказчик о вас фактически ничего не знает. 50% будет вполне достаточно. А лучше - используйте сервис безопасного проведения сделок. Если вы предложите клиенту такой вариант, он вряд ли будет против, и даже наоборот - обязательно отметит, насколько серьёзно и профессионально вы подходите в своей работе.

Дополнительным плюсом для фрилансера станет приблизительная схема работы. Если вы вкратце опишите свои условия (все виды ситуаций нужно продумать и обговорить заранее) и укажете, в какие сроки будет готова та или иная часть работы - заказчик поймёт, что у вас явно есть свои выработанные алгоритмы, последовательности действий, проверенные опытом. А если вы заранее можете представить то, как будете выполнять задание, вряд ли у вас с ним возникнут серьёзные проблемы.

Наконец, портфолио и отзывы. Наверное, эти две структуры не стоит особенно комментировать. Заказчик имеет полное право на просмотр ваших «ранних» работ, чтобы оценить квалификацию. А благодарные отклики от других работодателей лишь дополнительно убедят его в вашей порядочности.




Разнообразные способы коммуникации и оплаты готовой работы. Кто-то из нас привык зависать в ICQ, кто-то использует Skype. Кто-то привык платить WebMoney, кто-то переводит деньги за работу непосредственно на банковский счёт. Чем больше у клиента выбора - тем лучше, потому что вряд ли кто-то будет специально для вас устанавливать новую систему общения или проходить нудную и долгую регистрацию в онлайн-сервисах по переводу денег. Будьте гибче, предоставьте работодателю свободу выбора!

Напоследок, не стоит забывать про общение. Всё-таки мы с вами ведём деловые переговоры, а потому нужно помнить об элементарных этических нормах. Никакого мата, никакого хамства! Даже если с клиентом у вас явное недопонимание или ему не понравился результат. Максимальная вежливость. К сожалению, в последнее время немногие фрилансеры ей страдают.

Алла Закурдаева.

этика делового общения, общение с заказчиком, Алла Закурдаева, Закурдаева Алла, портфолио, блог о фрилансе

Previous post Next post
Up