св. Никодим Святогорец о крещении еретиков

Mar 01, 2018 18:50


ПИДАЛИОН

Агапия иеромонаха и Никодима монаха (Святогорца)

Издание 4-е. Афины, 1886.

Правила святых апостол

Апостольское правило 46.

Епископа или пресвитера, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным?

Ср.: Ап. 47 и 68; 2 Всел. 7; 6 Всел. 95; Карф. 1; Василия Вел. 1 и ( Read more... )

о крещении еретиков, о "таинствах Церкви" у еретиков, принцип "акривия/икономия" в Церкви

Leave a comment

Comments 7

Пидалион и "икономическая теория" livejournal March 5 2018, 20:52:29 UTC
Пользователь in_doctus сослался на вашу запись в своей записи « Пидалион и "икономическая теория"» в контексте: [...] чиноприемов - традиционное каноническое толкование. https://allexell.livejournal.com/38843.html [...]

Reply


ext_4591283 April 10 2018, 12:54:14 UTC
на сайте Апологет, есть толкование преп. Никодима Святогорца на 47-е апостольское правило "Епископ или пресвитер, если имеющего истинное крещение вновь окрестит, или оскверненного нечестивыми не окрестит, да будет извержен, как осмеивающий Крест и смерть Господню, и не различающий священников от лжесвященников."

Преп. Никодим пишет, что когда некий епископ или пресвитер не пожелает крестить «крещеного» еретиками, да будет извергнут, ибо посмеялся кресту и смерти Господа, воображая ложно и ошибочно, что оскверняющее и мерзкое крещение еретиков является образом креста и смерти Господа, что, однако, не так, и потому принимает его (т.е. крещение еретиков) и приравнивает его к крещению православных христиан.

Здесь ответ на вопрос почему Церковь не извергает пресвитеров, принимающих еретиков и раскольников по икономии без крещения. Из толкования преп. Никодима следует, что если епископ или пресвитер желал крестить «крещеного» еретиками, но получил отказ, то пресвитер не нарушил 47-е А.правило и не должен быть извержен. Принимая такого без ( ... )

Reply

ext_3777369 April 13 2018, 12:17:48 UTC
Это значит для решения о извержении пресвитера важно понять какова была интенция пресвитера, не окрестившего оскверненного нечестивыми? Если желал крестить и предлагал креститься, то тогда только не должен быть извержен.

Reply

ext_4591283 April 14 2018, 05:21:10 UTC
Думаю, точнее сказать, что главное оправдание - это «желал крестить»; если желал крестить, но не предложил креститься из обоснованных соображений, тогда тоже не извергается.

Главный повод для извержения пресвитера не крестящего «оскверненного» еретиками - это ложное и ошибочное приравнивание «крещения» еретиков к крещению православных христиан, т.е. "нежелание крестить". Так это объясняют Карфагенский Собор 256 г., преп. Никодим Святогорец, Вальсамон, Аристен.

Вальсамон: кто нибудь крещен был от нечестивого (ибо это значит: быть оскверненным) и, желая снова быть крещенным и вступить в общение с православными христианами, не был принят епископом или пресвитером, утверждавшим, что не следует опять крестить того, кто однажды крещен. На этот случай правило говорит, что подлежит извержению епископ или пресвитер, не крестящий вновь такового, но принимающий его с нечистым крещением.

Reply


ext_4591283 February 2 2019, 09:28:38 UTC
В приведенном толковании преп. Никодим Святогорец ссылается на Досифея патриарха Иерусалимского и на Георгия Кедрина визант. хрониста рубежа XI-XII вв., составителя «Исторического синопсиса ( ... )

Reply

ext_4591283 February 3 2019, 18:32:14 UTC
Создается впечатление, что искажение арианами призывания Святой Троицы в крещении было распространенным. Еще одно свидетельство произвола ариан относительно призывания Святой Троицы находим в Хронографии преподобного Феофана Сигрианского Исповедника:

"502 г. <...> Девтерий, арианский епископ в Византии, крестя одного варвара, в противность Господнему повелению, осмелился сказать: «Крещается варвар во имя Отца, чрез Сына, в Духе святом», и в то же мгновение купель высохла; варвар в ужасе бежал и всем рассказал это чудо."
azbyka ru/otechnik/Feofan_Ispovednik/hronografija/#0_207

Reply

allexell February 4 2019, 08:16:37 UTC
<<Любопытно, что несмотря на то, что после 2-го ВС ариане исказили призывание Святой Троицы, 6-й ВС счел возможным применить к ним икономию и подтвердил присоединение через миропомазание

Думаю здесь причина в том, что среди самих ариан было несколько разных течений: собственно крайние ариане, омусиане, омии, и скорее всего в разных течениях практика крещения отличалась, а ко времени этого собора практика крещения ариан стала более единообразной из-за например того, что те течения в арианстве, которые искажали формулу крещения, например, выродились в гностические секты, а оставшиеся ариане собственно взяли за общую практику крещения ту, которая не искажает формулу. И именно поэтому собор применил к ним икономию.

Reply


Leave a comment

Up