После летнего перерыва возвращаю субботнюю рубрику.
Снова у нас речь пойдет о Павле Мельникове.
В 1839 году молодой преподаватель корпуса инженеров путей сообщения П.П. Мельников был командирован в США для изучения транспортной системы этой страны. Основным результатом его поездки стали рекомендации по развитию железнодорожного транспорта в России. Сегодня, однако, речь
снова пойдет не о главном его детище - Николаевской железной дороге между Санкт-Петербургом и Москвой - а об усилиях Мельникова по внедрению пароходов на Волге.
Павел Петрович Мельников
Вскоре после возвращения из США в 1841 году подполковник Мельников был направлен руководством путей сообщения на Волгу для оценки возможности развития там пароходной навигации.
Мельников, по его собственным словам, «попал на Волгу с совершенно ещё свежими впечатлениями того, чему год назад любовался на роскошных реках Соединенных Штатов Америки» и был поражен отсталостью волжской системы доставки грузов с помощью бурлаков и «коневодок» (баржа-тягач, приводившаяся в движение воротом, к которому цеплялся якорь, завозимый вперед судна на лодке. Скорость движения коневодки против течения составляла 10-15 верст в сутки).
И.Репин "Бурлаки на Волге"
Мельников воодушевился идеей улучшения волжского судоходства:
«Наступила минута к коренному изменению этого порядка вещей, и ... результаты преобразования могут быть тем поразительнее, что к громадному движению на Волге, сложившемуся временем и силою обстоятельств, можно приложить непосредственно, вместо прежних первобытных способов движения, самые усовершенствованные средства: именно, речные суда и пароходы Америки, в Европе не употреблявшиеся, да и мало известные. Это последнее обстоятельство объясняется тем, что, с одной стороны, американцы со времени Фультона самым настойчивым образом преследовали улучшение речных судов и пароходов, с целью воспользоваться естественными путями, которыми природа наделила их в обширной системе рек и озер, а с другой стороны, что в Европе весьма немногие реки способны к судоходству в большом размере... Россия, напротив того, может целиком применить к своим рекам, а преимущественно к Волге, прекрасные речные пароходы, которые принесли столь благородные плоды в Америке».
Проведя подсчеты эффективности введения на Волге пароходного сообщения по американскому образцу, Мельников собрал в Рыбинске купцов и развернул перед ними блестящие перспективы. Позже он вспоминал:
«Я … ожидал от этих господ полного сочувствия и даже содействия этому отечественному делу, а вместо того, к крайнему моему удивлению и разочарованию, моя восторженная речь была встречена весьма недружелюбно: купцы находили, что проект мой есть мечта несбыточная, что буксирные пароходы на Волге невозможны, по причине большой быстроты течения, что вода на Волге слишком тяжела, что это все дознано опытом».
Волжские купцы, конец XIX века
Тогда полковник обратился с докладом в собственное министерство. Как это часто бывало в России, общество оказалось менее готово к инновациям, чем правительство. В составленном Мельниковым проекте пароходства по Волге он указал на образцы американских пароходов и баржей, которые «могли бы иметь непосредственное применение к нижней и средней частям Волги, т.е. от Астрахани до Казани и от Казани до Рыбинска, причем были доставлены модели судов и подробные размеры всех составных частей; определено было количество судов и пароходов каждого рода».
Для своего рода рекламы Мельников предлагал пустить по Волге три казенных парохода, перевозящих пассажиров, грузы, а заодно и полицейскую команду для охраны водного пути (взамен существовавшего тогда гардкотного экипажа для охраны берегов). Важной частью рекомендаций была ликвидация «привилегий» (исключительных прав) на развитие парового судоходства. Специально образованный Комитет под руководством генерала М.Г. Дестрема около 10 месяцев рассматривал рекомендации Мельникова (самого инженера на заседания не приглашали) и пришёл к ряду решений, среди которых было, в частности, следующее: «Вместо устроения, по предложению полковника Мельникова, на Волге от казны трех пробных пароходов, допустить устроение одного такого парохода для примера и общественного построения, в таком только случае ежели пароходы, которые будут приняты частными учреждениями, окажутся неудобными и не принесут ожидаемой от них пользы. … Комитет находит, что лучшими речными пароходами, по сведениям, собранным полковником Мельниковым в последнем путешествии заграницею, должны быть признаны пароходы, употребляемые в Северной Америке по рекам Гудзону и Миссисипи».
Главное же было решено отменить привилегии на пароходы, сдерживавшие развитие этого вида транспорта на русских реках. Именно рекомендации Мельникова легли в основу закона от 2 июля 1843 г., положившего начало введению частной пароходной навигации на реках России.
Макет буксирного парохода "Волга", 1846 год постройки
П.П. Мельников вложил свои собственные деньги в акционерное общество «Меркурий», ставшее спустя годы одним из лидеров волжского пароходства. Интересно, что машины для первых пароходов «Меркурия» были заказаны в Швеции, а «корпуса их и баржи по американским моделям начали строить в Балахне на Волге». Мельников спустя годы был некоторое время директором этого общества. «В поездках, которые по званию этому должен был совершать по Волге, - вспоминал Мельников, - с истинным наслаждением любовался картиною деятельного по ней движения, совершаемого уже большею частью современными способами, и напоминавшего мне тот порядок вещей, который с удивлением и завистью наблюдал в Америке и который мне так хотелось видеть водворенным в нашем отечестве».
Пароход "Дмитрий Донской" Общества "Кавказ и Меркурий"
Текст: Курилла И.И. Заокеанские партнеры: Америка и Россия в 1830-1850-е годы. Волгоград, 2005
Источники:
[Мельников П.П.] К истории развития пароходства на Волге (записка П.П. Мельникова «Поездка на Волгу») / Публ. М.Крутикова // Красный архив. 1938. Т. 89-90. С. 315.
Мельников П.П. Сведения о русских железных дорогах // Воронин М.И. и др. П.П. Мельников - инженер, ученый, государственный деятель. С. 308
Haywood R.M. The Development of Steamboats on the Volga River and Its Tributaries, 1817-1856 // Research in Economic History: A Research Annual. 1981. Vol. 6. P. 146-148
http://www.infoflotforum.ru/index.php?showtopic=20941