Российско-американские сюжеты

Jul 28, 2012 23:59

После революционного изобретения или открытия скорость его распространения и улучшения поражает...

В 1807 году первый речной пароход, построенный Фултоном, начал регулярные рейсы. А уже в 1819 году первый корабль с паровым двигателем отправился в трансатлантическое плавание. Чтобы отличить его от фултоновских пароходов, его назвали steamship, а не steamboat. Имя судну дали по городу приписки - "Саванна", а конечным пунктом первого трансатлантического плавания стал далекий Санкт-Петербург.



"Саванна" была построена на нью-йоркской верфи Фикетта и Крокера как обычный парусник. Однако, когда судно находилось еще на стапелях, капитан Мозес Роджерс убедил владельцев богатой купеческой фирмы из города Саванна (Джорджия) Скарборо и Айзекса, выкупить корабль, переоборудовать его в пароход и добиться известности, начав первые в мире регулярные трансатлантические пароходные перевозки.

В результате на "Саванну" был установлен паровой двигатель и "колеса" в дополнение к обычным парусам. Установка машин проходила под личным контролем Мозеса Роджерса.


Капитан Мозес РоджерсПоскольку корабль использовал паруса гораздо более уверенно, чем паровые колеса, некоторые авторы предлагают считать началом парового трансатлантического плавания походы других судов. Однако по меньшей мере некоторую часть пути "Саванна" действительно шла на паровой тяге.

Корабль был слишком маленьким, чтобы нести на себе достаточно угля для полного путешествия, поэтому паровая машина была предусмотрена только для использования в штиль, когда паруса не давали судну скорости хотя бы в 4 узла.

Для того, чтобы колеса не мешали движению под парусами и не повреждались в это время, их лопасти соединялись "мягко", с помощью цепей, и сами колеса "складывались" подобно вееру, и могли храниться на палубе. Процесс установки и запуска колес занимал не более 15 минут. "Саванна" была единственным судном со "складными" колесами.

Когда стало известно, что "Саванна" запланирована для трансатлантического путешествия, корабль в Нью-Йорке стали называть не иначе, как "паровой гроб" (steam coffin), и Мозесу Роджерсу не удалось нанять там команду. Ему пришлось отправиться в Коннектикут, где он пользовался славой хорошего капитана, и где сумел найти людей, согласившихся служить под его началом на новом корабле.

28 марта 1819 года "Саванна" отправилась в свое первое плавание из Нью-Йорка в порт приписки Саванну. Следующим утром она впервые перешла на паровую тягу, но через полчаса поднявшийся сильный ветер заставил Роджерса вернуться на парусный ход. Корабль пришел в Саванну 6 апреля, пройдя путь за 207 часов, из которых 41 с половиной часа использовался паровой двигатель. Несмотря на то, что "Саванна" вошла в гавань в 4 утра, ее приветствовала большая толпа любопытных.


Корабль "Саванна"
Через несколько дней стало известно, что президент Джеймс Монро находится с визитом в соседнем городе Чарльстон, Южная Каролина, и владелец "Саванны" Уильям Скарборо отправил Роджерса на север с заданием пригласить президента совершить переход на новом корабле.

Жители Южной Каролины воспротивились тому, чтобы президент покинул их штат на корабле из Джорджии, но Монро пообещал вскоре посетить это судно.


Президент Джеймс Монро11 мая президент выполнил обещание, совершив морскую прогулку на "Саванне" под паровой тягой, и высказал свой энтузиазм владельцу судна. Монро одобрил идею первого в мире трансатлантического перехода на корабле с паровым двигателем, а также пригласил "Саванну" в Вашингтон с тем, чтобы члены конгресса проинспектировали ее и приобрели для американского флота в целях превращения в крейсер для борьбы с кубинскими пиратами.

"Саванна" начала подготовку к путешествию. Хозяева судна очень хотели получить в это первое плавание пассажиров и груз, но никто не захотел рисковать жизнью или собственностью на борту такого необычного корабля. Последнее объявление появилось в местных газетах 19 мая, в котором 20 мая объявлялось днем отплытия. Выход в море был задержан еще на два дня, но ни пассажиров, ни груза не появилось, и 22 мая "Саванна" вышла в первый вояж пустой.


Через несколько дней шхуна "Контракт" встретила в открытом море судно, "испускающее клубы дыма", капитан решил, что на нем пожар и следовал за ним на протяжении нескольких часов, но не смог догнать. После этого шкипер догадался, что это, видимо, пароход, идущий в Европу, и записал в бортовой журнал, что видел "гордый памятник мастерству и предприимчивости янки". Еще через несколько недель, уже на подходе к Ирландии, корабль британского флота "Кайт" сделал ту же ошибку. Не сумев догнать "горящее судно", "Кайт" сделал несколько предупредительных выстрелов, и капитан Роджерс вынужден был остановить "Саванну". После инспекции британские моряки выразили признательность американской команде за удовлетворение их любопытства.

"Саванна" зашла в Ливерпуль, где пополнила запасы угля и была предметом интереса тысяч зрителей, а затем отправилась в Россию, по пути остановившись в Стокгольме, где ее посетил король Карл XVI (бывший наполеоновский маршал Бернадотт).

9 сентября корабль пришел в Кронштадт.

Здесь "Саванну" посетил сам император Александр, подаривший капитану Роджерсу золотые часы и набор железной мебели, выкованной на русском заводе.



Александр I


Железный стол дожил до наших дней и недавно был продан на аукционе одним из наследников капитана



Эта железная мебель на протяжении поколений привлекала интерес жителей Джорджии
Из Кронштадта Роджерс перешел в Санкт-Петербург. На пути из Ливерпуля в российскую столицу паровой двигатель использовался наиболее интенсивно, в общей сложности проработав 241 час.

В Санкт-Петербурге американский посланник пригласил посетить корабль влиятельных русских чиновников, и 18, 21 и 23 сентября "Саванна" устраивала показательные "экскурсии" на паровой тяге в Финском заливе, в том числе катая членов императорской фамилии, а также морских и армейских офицеров. Русское правительство предложило даже купить корабль, но условия сделки не показались Роджерсу привлекательными.



А.Тозелли. Панорама Петербурга. Фрагмент. 1816-1819 г.
29 сентября "Саванна" отправилась в обратный путь. Несколько дней корабль пережидал непогоду в Кронштадте, и 10 октября покинул русские воды.

Осенью Атлантика была гораздо менее приветливой, погода была неблагоприятной, и "Саванна" шла под парусами почти весь путь, проделав его за 40 дней (пересечение Атлантики в мае-июне заняло 29 суток).

30 ноября 1819 года корабль вернулся в родной порт Саванну, потратив на все путешествие шесть месяцев и восемь дней.

В январе 1820 года город Саванна почти полностью выгорел в большом пожаре. Владелец "Саванны", фирма "Скарборо и Айзекс" потерпела большие убытки и была вынуждена продать корабль.

Новые владельцы "Саванны" сняли с нее паровой двигатель и продали его фирме, которая его построила, "Эллер Айрон Уоркс". Цилиндр из этого двигателя выставлялся в 1856 году на Нью-Йоркской выставке.

Корабль стал использоваться как обычное парусное судно на линии между Нью-Йорком и Саванной, но 5 ноября 1821 года налетел на мель около Лонг-Айленда и затонул. Капитан Мозес Роджерс, который к тому времени служил на другом судне, пережил "Саванну" всего на несколько дней. Он умер от желтой лихорадки 11 ноября в возрасте 42 лет.



"Саванна" доказала, что пароход может пересечь Атлантику, но общественность еще не готова была доверять такой инновации, а малая экономичность тогдашнего парового двигателя заставляла бы возить с собой слишком много угля, уменьшая возможности для перевозки грузов. Лишь через 20 лет начались регулярные перевозки пароходами через Атлантику (это была британская компания "Кюнард"), а паровое судно, принадлежащее американцам, вновь пересекло океан лишь в 1847 году (хотя американцы к тому времени уже вовсю строили океанские пароходы для иностранных заказчиков, как, например, для России).

В 1933 году президент Франклин Рузвельт в честь плавания "Саванны" установил 22 мая национальный праздник - "день моряка" (National Maritime Day).


Фонтан-памятник кораблю "Саванна" в городе Саванна, Джорджия






Юбилейная медаль и марка


Пароход "Саванна", картина современной художницы Кэрол Дайер
Источники: 1 (wiki), 2, 3, 4, 5 (youtube)

российско-американские отношения, субботнее, Российско-американские отношения, Саванна

Previous post Next post
Up