Династии ругов в истории и эпосе

May 27, 2020 01:26

Стал было писать очередной пространный комментарий к новому посту А. Олейниченко 247. Эпитафия Мартина Бракарского, однако решил всё же оформить его в виде поста. Итак, давний комментарий к этой эпитафии из обширного обсуждения известий о ругах [с развёрнутым дополнением].

В эпитафии Мартина Бракарского (около 558 года) Мартину Турскому (умер в 397 году) руги упомянуты среди народов, крещённых святителем:
«Огромные и многоразличные племена присоединяешь ты к благочестивому союзу Христа: аламанн, сакс, тюринг, паннонец, руг, склав, норец, сармат, датчанин, острогот, франк, бургунд, дак, алан - радуются, что под твоим водительством познали бога; дивясь на твои знамения, свев узнал, каким путем идти ему к вере».
http://krotov.info/acts/06/3/579marti.html

Здесь и руги и склавы упомянуты между паннонцами и норцами, вообще можно выделить следующие группы:
1) к северу от Альп - Аламанн, Саксонец, Торинг;
2) к востоку от Альп - Паннонец, Руг, Склав, Hapa, Сармат, Дан (Danus в одной рукописи, Datus в другой; Datia - одна из форм названия Дакии, тогда может быть Дак = Гепид, или же по моим построениям даны (танаиты) - соседи херулов, вытеснившие их (Гетика. 23) не из Ютландии, как обычно считается исходя единственно из датского автохтонизма, «хотя доказать это с помощью археологических свидетельств невозможно» (Клиндт-Йенсен О. Дания до викингов. - СПб.: Евразия, 2003. - С. 188), а из Меотиды {а то даже и вовсе часть херулов (точнее, херульского союза), ушедшая с ними на север, если допустить, что Иордан напутал с падежами в той перегруженной оборотами фразе: Dani ex ipsorum stirpe progressi Herulos (Herulum?) propriis sedibus expulerunt; подобно разночтениям в разных списках ПВЛ: «рѣша руси чюдь словѣни и кривичи и вси» и «рѣкоша русь чюдь словѣни и кривичи и вся», или «и мы сѣдимъ родъ ихъ и платяче дань козаромъ» и «мы сѣдимъ платяче дань родомъ ихъ козаромъ»}. Наряду с сообщениями Иордана и Прокопия это одно из первых упоминаний данов, которые связывали своё происхождение с Доном и Днепром (Дан и Данп в Эдде) и сближались в собственной традиции с готами (Ярмерик у Саксона Грамматика = Херманарих), лангобардами (там же, а они входили в херульский союз согласно Прокопию), гуннами (Хумбло и Лотер у Саксона = Хумли и Хлёд(р) в Эдде), гепидами (в «Беовульфе»), Дунаем (Олав у Свена Аггесона, к его собственному удивлению) и т. п. Подчеркну, что имею в виду не этнос в целом, но «правящий народ», имя которого зачастую и перенимается, наподобие той же руси у восточных славян);
3) к югу от Альп - Острогот (или к западу, так как при Мартине Бракарском, они были разбиты в Италии, но оставались в Провансе);
4) к западу от Альп - Франк, Бургундион, а также Алан; перед Аланом стоит Дак, но тут это уже корректура, в рукописях Dus или Duas (Dutch, Duits, Deutsch? ср. ещё Дуйсбург (Duisburg) в Германии, который сопоставляют с Диспаргом, столицей франков при Хлодионе по Григорию Турскому).

Характерно, что Мартин Бракарский, живший в Испании, не называет вестготов, бывших тогда арианами. Создаётся впечатление, что он перечисляет народы, входившие в состав Гуннской державы, плюс галльские франки, бургунды, аланы и «дусы» (пранемцы?). Хотя согласно «Житию святого Северина», о котором ниже, ещё в конце 5 века руги были или язычниками или арианами. Впрочем, в эпитафии собственно говорится не о проповеди Мартина Турского среди этих народов, а о чудесах связанных с его мощами, в частности, отдельно упоминает о знамении, полученном свевами, что комментаторы связывают с известным исцелением сына свевского короля. Вот и перечисляются северные племена, почитающие могилу святого в Туре.

По сообщению Иордана после битвы на Недао, в которой «можно было видеть и гота, сражающегося копьями, и гепида, безумствующего мечом, и руга, переламывающего дротики в его ране, и свава, отважно действующего дубинкой, а гунна - стрелой, и алана, строящего ряды с тяжелым, а герула - с легким оружием» (Гетика. 261), часть ругов «и многие другие племена испросили себе для поселения Биццию и Аркадиополь» (Там же. 266), возможно уйдя к тем же рубам Уалипса (а может быть именно тогда-то он и вторгся во Фракию). Другая же часть ругов участвовала в неудачном нападении на готов в 469 году в Паннонии (Гетика. 277).
Вероятно, после этого они ушли к Норику, где по словам Евгиппия «король ругов Флакцитей в самом начале своего правления попал в трудное положение, имея врагами готов из Нижней Паннонии, он был напуган их неисчислимым количеством» (Житие святого Северина. V, 1).
http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Eugippius/frametext3.htm

[В данной же эпитафии скорее всего подразумеваются не кремсские руги, чья земля была опустошена Одоакром в 487 и 488 годах, и не италийские, разбитые заодно с остготами к 554 году, но те, кого полагаю главной частью ругов, и кто, по моему предположению, остались в Паннонии и/или неподалёку на другом берегу Дуная после смерти Валамира и отделения его братьев (Теодемира с остроготами и Видемира), что поясню ниже. Впрочем, с учётом подобных соображений, если и принимать заключение о появлении данов (впервые упоминаемых в источниках с середины VI века) на севере Европы только вместе с херулами, переселившимися туда после разгрома от лангобардов в 494 году по Прокопию (Война с готами. II (VI), 14-15), то в данной эпитафии вряд ли говорилось о них. Однако часть их также могла находиться среди оставшихся херулов, перейдя вместе с ними на другой берег Дуная согласно тому же рассказу Прокопия, а именно во главе с упомянутым Олавом, племянником Ингильда (то есть двоюродным братом Хрёрека, см. ниже), предание о котором казалось невероятным уже датчанину Свену Аггесону (Краткая история королей Дании. 4/II).
http://ulfdalir.ru/sources/42/523/3747

Вместе с тем, династию кремсских и, впоследствии, италийских ругов сопоставляю не с кем иными, как с эпическими датскими Скьёльдунгами:
Беовульф ("Пчелиный волк", т. е. Медведь) = Флаккитей (Флокк у Саксона, ср. прус. тлок - медведь, слав. длака - мохнатая шкура);
Хальфдан ("Полудан") = Фелетей Фева (Тетва, сын Беавы, в англосаксонских родословных). Его и могли относить как к ругам, так и данам;
Хродгар с братом Хальгой, друживший с геатами и враждовавший с Фродой хеадобардом (Фроди, двоюродный брат (по Саге об Инглингах) или дядя (по Саге о Хрольфе Жердинке) Хроара и Хельги) = Фридерик (с братом Хунериком по родословным И. Хеннинга), убивший своего дядю Фердеруха и бежавший от Одоакра к готам (Геата, сын Тетвы, в англосаксонских родословных). При этом Хродгар был современником Хигелака, гибель которого датируют именно началом VI века по Григорию Турскому;
Хрольф, сын Хельги (которого отличаю от более старшего Хродульфа в "Беовульфе", где не говорится о смерти Хальги) = Родульф датский и/или ругский по Иордану (которого отличаю от Родульфа эрульского по Прокопию). Хрольф враждовал с Адильсом, сыном Оттара (Охтхере с братом Онелой в "Беовульфе"), которого сопоставляю с Телой, сыном Одоакра (с братом Оноульфом);
Хрёрек, сын Ингьяльда и внук Фроди/Фроды хеадобарда (Рорик, сын Хётера (мифилогизирован вслед за Бальдером (Вальдаром), которого он убил) и внук Хотброда у Саксона) = Эрарих.

По переложению Саги о Скьёльдунгах Рэрик был соперником Валльдара, внука Вальдемара (Вальдар, сын Хроара по Саге о Форньоте) = Бальдер, убитый отцом Рорика по Саксону, с братом Бо(ем), внуком некоего короля рутенов, который по исправленной хронологии (а у Саксона параллельные династии, в частности потомки Хальфдана и Фридлейва, бывших братьями по Саге об Инглингах и родословным Саги о Форньоте, представлены как последовательные) соответствует королю рутенов Олимару (современнику Фрото и того же Флокка, названного правителем (principem), но не королём рутенов), сначала союзничавшему, а потом воевавшему с гуннами = Валамир (былинный Владимир?), которого со всей его династией тоже связываю с ругами: от "славянобойцы" Амала Венетария = "Хамаль" Хельги Хундигобойца (былинный Вольга-Волх?), который в Эдде связан с Рогхеймом и окрестностями Рюгена, до Теодориха, который мстил Одоакру за "родичей" (по Эннодию) и за "своих" (по Иоанну Антиохийскому).
По Саге о Тидреке и Саге о Хейдреке правители руциманов или Гардарики считались самыми знатными (ср. слова Иордана о большей знатности братьев Валамира по сравнению с Аттилой и слова Осантрикса, брата Вальдимара, о том же). Отмечу также, что тот же Эрарих во всех источниках зовётся готом, и только Прокопий уточняет, что он был из ругов, которые и избрали его королём, при этом готы почему-то признали это, хотя были очень недовольны. По-видимому, за ругами признавали особые права на власть в силу самого происхождения, что согласуется с пояснением Прокопия: «Эти руги являются одним из готских племен, но издревле они жили самостоятельно. Когда первоначально Теодорих объединил их с другими племенами, то они стали числиться в среде Готов и вместе с ними во всем действовали против врагов. Они никогда не вступали в браки с чужеземными женщинами и благодаря этому несмешанному потомству они сохраняли в своей среде подлинную чистоту своего рода» (Война с готами. III (VII), 2).
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop_4/text31.phtml?id=13016

даны, Скьёльдунги, руги, Амалы

Previous post Next post
Up