8.Другой современник - Сидоний Аполлинарий упоминал ругов в войске Аттилы, выступившем в 451 году в Галлию:
barbaries totas in te transfuderat Arctos,
Gallia, pugnacem Rugum comitante Gelono
Gepida trux sequitur; Scirum Burgundio cogit;
Chunus, Bellonotus, Neurus, Bastarna, Toringus,
Bructerus…
(
Carmina. VII, 321)
«Поднятое внезапным смятением варварство излило весь Север на тебя, Галлия. За воинственным ругом, в сопровождении гелона, следует свирепый гепид. Скира побуждает бургунд. Вторгся гунн, белонот, невр, бастарн, тюринг, бруктер и франк, которого омывает своими волнами заросший камышами Неккар. Скоро пал Герцинский лес, срубленный секирой на челны, и покрылся Рейн судами. И уже наводящие ужас полчища Аттилы разлились по твоим полям» (цит. по: Томпсон Э. А. Гунны. Грозные воины степей / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. М.: Центрполиграф. 2010. С. 164).
К слову, этот перечень иногда считают просто поэтической выдумкой, в частности из-за упоминания гелонов, о которых писали античные писатели и другие поэты. Я же сопоставляю их с «хеллеспонтийцами», которые у Саксона Грамматика упоминаются заодно (или вместо) ориентов (т. е. «восточников») и/или рутенов (так в 1 книге говорится о короле хеллеспонтийцев Хандване, а во 2 книге этот же Андван называется королём ориентов; в 5 книге Олимар называется сначала королём ориентов, потом - рутенов, в 8 книге отомстившие Ярмерику братья, соответствующие росомонам, отомстившим Херманариху по Иордану, называются хеллеспонтийцами).
При этом рутенов сопоставляю именно с ругами, того же Олимара, который сначала был союзником хунов, а потом воевал с ними, отождествляю с Валамиром, имевшим такие же отношения с гуннами, а например князя рутенов (princip) Флокка, изгнанного «в гористые места и густые леса» (кн. 6), с Флаккитеем, укрывшимся от готов в горах Шумавы (Богемский лес), о котором ещё будет сказано далее (в п. 10).
Также с этими хеллеспонтийцами можно сопоставить халейгов, древние правители которых в «Саге о Хейдреке» тесно взаимодействуют с правителями Гардарики или Хольмгарда, сравни также в упомянутых ранее «Речах Хакона» халейги и хольмрюги упоминаются вместе.
Ещё гелоны упоминаются Сидонием в том же Панегирике Авиту, среди племён, которые воевали на стороне римлян под командованием Аэция в 436 году:
vincitur illic
cursu Herulus, Chunus iaculis, Francusque natatu,
Sauromata clipeo, Salius pede, falce Gelonus
(Carmina. VII. 235)
«Превзойдён там (Авитом) в верховой езде герул, в метании дротика гунн и в плавании франк, во владении щитом сармат, в движении салий, во владении серпом гелон».
См.: Мехамадиев Е. А.
Франки в позднеримской императорской гвардии и первые Меровинги // Известия Смоленского Государственного Университета. 2018, № 2 (42).
«Позднее, в IV-V вв., Аммиан Марцеллин и Сидоний Аполлинарий также упоминают сарматские щиты[804]. Судя по контексту пассажа Марцеллина, совершенно ясно, что речь шла о вооружении пеших воинов, а не о тяжеловооруженных всадниках[805]. Отметим, что во время Маркоманских войн у сарматов, живших на севере и северо-востоке Венгрии, действительно появляются щиты с железными умбонами, которые фиксируются археологически[806]. О. Менхен-Хельфте вообще предлагает отличать западных сарматов, которые использовали щит с умбоном, от восточных, не имевших его[807]. Аполлинарий упоминает щит сарматов, прославляя достоинства императора Авита (455-456 гг.), который превосходит «бегом герула, гунна дротиками, а франка плаванием, савромата щитом, салия движением, серпом гелона»[808]. Таким образом, подобное панегиричное перечисление умений различных народов не обязательно должно полностью соответствовать реалиям, что мы видим на примере вооружения гунна не стрелами, а дротиками (jaculis), гелона же серпом (falce) - оружием, характерным для северных фракийцев. Кроме того, как справедливо отметил А. Луаен, эти же варвары присутствовали в римской армии Майориана, описанной Сидонием, и, таким образом, речь могла идти о впечатлениях автора о сарматах на римской службе, но, с другой стороны, скорее всего, имелись в виду те же дунайские сарматы, сражавшиеся со щитом».
(Нефёдкин А. К. Военное дело сарматов и аланов (по данным античных источников). - СПб.: Нестор-История, 2001).
Позже тот же Сидоний Аполлинарий упоминает ругов среди союзников, принёсших свои знамёна императору Майориану (457-461):
…Bastarna, Suebus,
Pannonius, Neurus, Chunus, Geta, Dacus, Halanus,
Bellonotus, Rugus, Burgundio, Vesus, Alites,
Bisalta, Ostrogothus, Procrustes, Sarmata, Moschus
post aquilas venere tuas;
(
Carmina. V, 476)
«тотчас предпринимаешь ты то, что ни один император в наши времена не мог совершить: ты берешь на войну непоколебимую армию семиустого Истра. Ибо все, что покрывает мирное небо в Ситонийской области под Большой Медведицей, страшится твоих значков: бастарн, свев, паннон, невр, гунн, гет, дак, алан, беллонот, руг, бургунд, визигот, алит, бизалт, острогот, прокруст, сармат и мосх идут за твоими орлами; весь Кавказ и тот, кто пьет скифскую воду Танаиса, сражаются за тебя» (цит. по: Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М.: Издательство «Менеджер», 2003. С. 115).
К слову, у Сидония упоминаются и рутены, соседи арвернов, епископом у которых он был, но никакой близости их с ругами он не отметил.
9.В
эпитафии Мартину Турскому (умер в 397 году), сложенной Мартином Бракарским (около 558 г.) руги упомянуты среди народов, крещённых святителем:
«Огромные и многоразличные племена присоединяешь ты к благочестивому союзу Христа: аламанн, сакс, тюринг, паннонец, руг, склав, норец, сармат, датчанин, острогот, франк, бургунд, дак, алан - радуются, что под твоим водительством познали бога; дивясь на твои знамения, свев узнал, каким путем идти ему к вере».
Здесь и руги и склавы упомянуты между паннонцами и норцами, вообще можно выделить следующие группы:
1) к северу от Альп - Аламанн, Саксонец, Торинг;
2) к востоку от Альп - Паннонец, Руг, Склав, Hapa, Сармат, Дан (Danus в одной рукописи, Datus в другой; Datia - одна из форм названия Дакии, тогда может быть Дак = Гепид, или же по моим построениям даны (танаиты) - соседи или даже часть херулов. Наряду с сообщениями Иордана (Гетика. 23) и Прокопия (Война с готами. II (VI), 15,3) это одно из первых упоминаний данов, которые по собственным преданиям связывали своё происхождение с Доном и Днепром (Дан и Данп (Danr ok Danpr) в Эдде), сближались с готами и хуннами (у Саксона Грамматика Ярмерик = Херманарих, Хумбло = Хумли), гепидами (в «Беовульфе»), Дунаем (Олаф у Свена Аггесона, к его собственному недоумению) и т. п.);
3) к югу от Альп - Острогот (или к западу, так как при Мартине Бракарском, они были разбиты в Италии, но оставались в Провансе);
4) к западу от Альп - Франк, Бургундион, а также Алан; перед Аланом стоит Дак, но тут это уже корректура, в рукописях Dus или Duas (ср. Dutch, Deutsch?).
Характерно, что Мартин Бракарский, живший в Испании, не называет вестготов, бывших тогда арианами. Создаётся впечатление, что он перечисляет народы, входившие в состав Гуннской державы, плюс галльские франки, бургунды, аланы и «дусы» (предки или предшественники немцев с голландцами?). Хотя согласно «Житию святого Северина», о котором ниже, ещё в конце 5 века руги были или язычниками или арианами. Впрочем, в эпитафии собственно говорится не о проповеди Мартина Турского среди этих народов, а о чудесах связанных с его мощами, в частности, отдельно упоминает о знамении, полученном свевами, что комментаторы связывают с известным исцелением сына свевского короля. Вот и перечисляются северные племена, почитающие могилу святого в Туре.
(Более развёрнуто писал об этом
здесь)
10.По сообщению Иордана после битвы на Недао в 454 году, в которой «можно было видеть и гота, сражающегося копьями, и гепида, безумствующего мечом, и руга, переламывающего дротики в его ране, и свава, отважно действующего дубинкой, а гунна - стрелой, и алана, строящего ряды с тяжелым, а герула - с легким оружием» (Гетика. 261), часть ругов «и многие другие племена испросили себе для поселения Биццию и Аркадиополь» (Там же. 266), возможно уйдя к тем же рубам Уалипса (а может быть именно тогда-то он и вторгся во Фракию). Другая же часть ругов участвовала в неудачном нападении на готов в 469 году в Паннонии (Гетика. 277).
Вероятно, после этого они ушли к Норику, где по словам Евгиппия «король ругов Флакцитей в самом начале своего правления попал в трудное положение, имея врагами готов из Нижней Паннонии, он был напуган их неисчислимым количеством» (
Житие святого Северина. V, 1).
Вообще, Житие святого Северина (гл. 5, 6, 8, 21, 22, 31, 33, 40, 42, 44) подробнее всего рассказывает о трёх поколениях кремсских ругиев, в том числе о разгроме Фелетея Февы, сына Флаккитея, правителем Италии Одоакром (которого Иордан в «Римской истории» самого называл ругом, см. ниже п. 12), а также о бегстве Фредерика, сына Фелетея, к Теодориху Великому.
11.Союзных византийцам (фракийских?) ругов, а также и норикских (Ῥόγων), упоминает Иоанн Антиохийский (
Археология. Логосы о Цезарях. Frag. 214. Exc. de insid. p. 83).
4. После Зенон отправил консула Теодориха на войну против Илла, и Теодорих уже достиг Никомедии, когда Зенон возвратил его, заподозрив в неверности, и вместо него послал некоторых из так называемых ругов во главе с Арменарихом, сыном Аспара. (…)
6. По возвещении о бегстве Илла и Леонтия Зенон сделал Коттумена магистром обоих родов войск и назначил Лонгина из Кардал магистром [оффиций]. Он опять призвал войска Теодориха и приказал ругам оставаться на месте. (…)
7. После того как Лонгин был назначен консулом на следующий год, Теодорих восстал снова и опустошал окрестности Фракии. Зенон поднял ругов на Одоакра, так как он знал, что этот человек готовил союз с Иллом. Однако, Одоакр и его армия одержала славные победы и вдобавок послали Зенону дары из добычи, на что он скрыл свои истинные чувства и выразил радость по поводу этих событий. (…)
Греческий оригинал см. в
Fragmenta historicorum Græcorum. T. IV. Parisiis Editore Ambrosio Firmin Didot. 1851. S. 620-621.
12.О разгроме ругов Одоакром говорит и так называемый Аноним Валезия (48): «Итак, король Одоакр вел войну против ругов, которых дважды победил и полностью уничтожил». При этом так же как у Иоанна Антиохийского (Frag. 209) он назван сыном Эдикона (45), которого отождествляют с Эдикой, предводителем скиров согласно Иордану (Гетика. 277). Впрочем, у того же
Анонима (как и у того же Иоанна (Frag. 211, 214), а также у Марцеллина Комита (Хроника. 482) и Малха Филадельфийского) Теодорих назван сыном Валамериха (42) или Валамира (58), а не его брата Теодемира (как у готского историка Иордана и в немецком эпосе).
В своей «Готской истории» Иордан называл Одоакра следующим образом:
242. …Одоакр, король торкилингов, ведя за собой скиров, герулов и вспомогательные отряды из различных племен, занял Италию…
Odoacer Torcilingorum rex habens secum Sciros, Herulos diversarumque gentium auxiliarios Italiam occupavit
291. …носятся они, как по волнам, подчиняясь тирании короля торкилингов и рогов?
et domina quare nunc sub regis Thorcilingorum Rogorumque tyrranide fluctuatur?
А в его «Римской истории» Одоакр сам оказывается родом из ругов (
Романа, 344):
Но вскоре Одоакр, родом рог, усиленный толпами торкилингов, скиров и герулов, вторгся в Италию и лишённого царства императора Августула приговорил к наказанию в виде ссылки в Лукулланский замок в Кампании.
sed mox Odoacer genere Rogus Thorcilingorum Scirorum Herolorumque turbas munitus Italiam invasit Augustulumque imperatorem de regno evulsum in Lucullano Campaniae castello exilii poena damnavit. (
MGH. AA. V.1, S. 44)
Позже через посредство Готфрида Витербоского (12 в.) с заменой Rugus в старейшей рукописи его «Пантеона» на Rutenus в позднейших списках, а затем через польских хронистов Мартина Опавского (13 в.) и Яна Длугоша (15 в.) это известие отразилось в западнорусской традиции, в частности, в Густынской летописи и Летописи Самойла Величко.
13.О том, что король ругов Фева выступил против Одоахра короля эрулов, но потерпел поражение, был захвачен в плен и обезглавлен в 487 году, сообщается ещё в Итальянских консуляриях (списках консулов), составлявшихся императорской канцелярией в Равенне и представленных в Старших Венских фастах и Копенгагском продолжении хроники Проспера, а также в Хронике Кассиодора Сенатора, служившего при дворе Теодориха:
Fasti Vindobonenses priores, 635 (
MGH. AA. IX, S. 312)
pugna facta est inter Odoacrem regem et Fevvanum regem Rugorum et vicit Odoacar et adduxit captivum Fevvanum regem sub die XVII kal. Decemb.
Auctarii Prosperiani Havniensis ordo prior (там же с. 313)
Fevva rex Rugorum adversum regem Erulorum Odoachrem bellum movet. collectis copiis ab utroque exercitu supra Danubium amnem pugna initur. (и т. д. с более подробным описанием этой войны)
Auctarii Prosperiani Havniensis ordo post (там же)
Odoachar rex Herulorum Fevvanem regem Rugorum proelio devictum supra Danuvium cepit atque secum intra Italiam vinctum pertrahit.
Кассиодор. Хроника. 1316 (
MGH. AA. XI, S. 159)
Odovacar Foeba rege Rugorum victo captoque potitus est.
(продолжение следует)