14.Хотя по словам Евгиппия (Житие святого Северина. XLIV, 4), сын Фелетея Февы бежав от Одоакра к Теодориху в Мезию, «там и нашёл Фредерик свою смерть», по другим источникам известно, что он участвовал в завоевании Италии готами.
Магн Феликс Эннодий в Житие Епифания (118-119) писал, что ругам достался город Тицин (совр. Павия), но будучи свирепыми дикарями (feritate immanibus) они стали так притеснять горожан, что за тех вступился Теодорих.
118. После ухода готов город Тицин был отдан ругам 2, людям, отличающимся необычной дикостью: жестокие и полные злобы устремления каждодневно толкали их на совершение злодеяний. Они считали, что день потерян, если вдруг он прошел без какого-либо их преступления. Однако, блаженнейший епископ усладил их медом своих речей, так что лютые сердца подчинились авторитету прелата и научились любви, души чьи, как мы знаем, [ранее] всегда были открыты ненависти. 119. Привив корень неведомого их нечестивым душам сострадания, он усилиями своими удалил их природную порочность. Кто, не изумившись, поверит, что руги уважали и боялись епископа, православного и римлянина, руги, которые едва ли считали достойным повиноваться королям? И всё же, он так прожил с ними почти целых два года, что они расставались с ним со слезами, хотя возвращались к своим родственникам и семьям.
2. Руги - германское племя, некогда жившее в Южной Скандинавии и покинувшее эти районы раньше готов; принимали активное участие в Великом переселении народов. Подробнее о военных столкновениях ругов с Одоакром и об их участии в противостоянии Одоакра и Теодориха см. ниже прим. к Ennod. Pan. 55. В частности, обращает на себя внимание тот факт, что в 490 г. Теодорих доверил руга защиту Тицина, однако те, судя по тексту Жития, стали вести себя как завоеватели, что привело в 491 г. к войне между остготами Теодориха и ругами Фридириха, длившейся вплоть до 493 г.
(Цит. по: Магн Феликс Эннодий. Житие блаженнейшего мужа Епифания, епископа Тицинской Церкви. Панегирик королю Теодориху. Житие блаженного монаха Антония. Благодарение за свою жизнь / Пер. с латинского, вступ. ст., коммент. и указатели В. М. Тюленева. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2013. С. 92-93)
(Латин. оригинал см. в
MGH. AA. VII, S. 99)
Вероятно после этого Фридерик «нарушил слова верности», о чём тот же Эннодий писал в
Панегирике Теодориху (X, 54-55).
И кто бы мог позволить, чтобы было предано забвению то, как на наших глазах во благо твое сталкивались между собой копья коварных [врагов] и вражеские боевые порядки уничтожали друг друга, в то время как ты был занят другими делами? Как часто приносил тебе победу тот, кто давал обет сражаться против тебя? 55. Пусть скажет Фридирих 1, который, после того как нарушил слово, сопровождал врагов твоих до их погибели, подняв оружие против тех, с кем по ошибке оказался в союзе, когда между злоумышленниками возник раздор из-за понимания общих целей. Да помогает пусть тебе и постоянно распространяет свои благодеяния Провидение, по установлению которого рождались между противниками желанные раздоры. В самом деле, Фридирих, после того как предоставил тебе триумф над врагами твоими, дал [триумф] и над собой.
1. Далее Эннодий приводит пример того, как конфликты между врагами остготов приносили победы Теодориху, для чего вспоминает судьбу Фридириха (Fridiricus). Фридирих был предводителем ругов, сыном короля Фелетея (Февы). В 487 и 488 гг. Фридирих дважды потерпел поражение в Норике от Одоакра, после чего с остатками своей дружины бежал к Теодориху в Мезию и вскоре уже в составе войск Теодориха отправился в Италию (Eugipp. Vita Severini 44.4). Вместе с Теодорихом Фридирих сражался против Одоакра. В 490 г. Теодорих доверил ругам защиту Тицина, однако те стали вести себя как завоеватели, дискредитируя политику Теодориха (см. об этом выше в нашем издании: Ennod. Vita Epiph. 118). Из-за этого в 491 г. Между Теодорихом и Фридирихом возник конфликт, в результате которого Фридирих перешел на сторону Туфы, полководца Одоакра. Теодорих зажал Фридириха и Туфу в долине между Вероной и Тридентом и разбил их в битве (конец 492 или начало 493 г.). В ней, по всей видимости, Туфа погиб. Разделил ли Фридирих его судьбу, не вполне ясно. То, как Эннодий говорит об этом, позволяет предположить, что ещё до столкновения с Теодорихом у Фридириха и Туфы возник конфликт, победителем из которого вышел предводитель ругов, а уже после этого сам он был побежден Теодорихом. См.: Wolfram H. History of the Goths. S. 282.
(Цит. по: Указ. соч. С. 135-136)
(Латин. оригинал см. в
MGH. AA. VII, S. 209-210)
Однако В. Тюленев неверно описывает битву, произошедшую между Тридентом и Вероной, она произошла именно между Фридериком и Туфой, и последний погиб в ней (см. ниже п. 15). Об этом писал и Х. Вольфрам, которого вероятно В. Т. не совсем верно понял:
«…произошел разрыв с ругийскими союзниками. После того как в августе 490 г. Теодорих вновь обрел свободу действий, Фридерих и его люди были оставлены для защиты Павии. Здесь они вскоре повели себя как настоящие оккупанты, «по-норикски» притесняли население и тем самым дискредитировали римскую политику Теодориха. Однако только через год, либо 18, либо 22 августа 491 г., Теодорих смог лично вмешаться в ход дел в Павии. Фридерих был наказан, после чего «нарушил слово верности» и перешел со своими ругиями к Туфе. Готскому королю не оставалось ничего иного, как изолировать обоих союзников на территории к северу от Вероны и ждать. Либо еще в 492 г., либо только в 493 г. Туфа и Фридерих поссорились и дали друг другу настоящий бой между Вероной и Тридентом. Достоверно известно, что в этом бою Туфа погиб, и, возможно, его участь разделил Фридерих. Во всяком случае, ругии снова присоединились к готскому королю. Имя Туфа - восточногерманское; возможно, он сам был ругием, когда-то последовавшим в Италию за Одоакром. Именно потому, что Туфа и Фридерих не только были союзниками, но и воевали меж собой, не исключено, что они были родственниками» (Вольфрам Х. Готы. СПб.: Издательский Дом «Ювента», 2003. С. 400-401).
К слову, относительно последнего замечания укажу, что по моему предположению Туфа мог быть сыном Фердеруха, брата Фелетея Февы. Его убил Фредерик, сын Фелетея, что и стало поводом к нападению Одоакра (Евгиппий. Житие святого Северина. XLIV, 3-4). Возможно, его призвал именно сын Фердеруха, бежавший к нему, которого и сопоставляю с Туфой. Кроме того, по моим построениям он был дедом Эрариха, провозглашённого в 541 году ругами королём италийских готов (см. ниже п. 16).
15.Итак, исследователи полагают, что Фредерик ушёл к Туфе, бывшему полководцу Одоакра, который до этого сначала перешёл к Теодориху, а потом снова к Одоакру (Аноним Валезия, 51-52; Эннодий. Житие Епифания, 111; Кассиодор. Разное, IV, 32). Как бы то ни было, согласно тем же Итальянским консуляриям (см. выше п. 13) у Тридента между Фридериком и Туфой разразилась битва, в которой Туфа погиб, но и Фридерик после этого нигде больше не упоминается.
Fasti Vindobonenses priores, 645 (
MGH. AA. IX, S. 320):
Eo anno pugna facta est inter Fridericum et Eufanem ma̅g̅. mil. inter Tridentum et Beronam .
Auctorium Prosperi Hauniensis. a. 493 (Ibid. S. 321)
2. Eo anno pugna facta est (facta e H) inter Friderigium et Tufanem magistrum (-tro H) militum inter Tridentum (tredenum H) et Veronam, sed cum utriusque partis multa milia hominum caderent, Tufa interfectus proelio finem dedit.
16.Об участии ругов (Ῥογὸς, Ῥογοὶ) в завоевании Италии Теодорихом упоминал Прокопий Кесарийский (
Война с готами. II (VI), 14, 24): «Прибыв наконец в страну, где в древности жили руги, которые, соединившись с войском готов, вместе с ними ушли в Италию, эрулы обосновались тут».
И чуть подробнее в
книге III (VII), 2, 1-18, в частности указывая, что Эрарих, ставший королём готов в 541 году, был ругом:
2. |1| В войске готов был некто Эрарих, родом из племени ругов, пользовавшийся среди этих варваров огромной властью. Эти руги являются одним из готских племен, но издревле |2| они жили самостоятельно. Когда первоначально Теодорих объединил их с другими племенами, то они стали числиться |3| в среде Готов и вместе с ними во всем действовали против врагов. Они никогда не вступали в браки с чужеземными женщинами и благодаря этому несмешанному потомству |4| они сохраняли в своей среде подлинную чистоту своего рода. Когда после убийства Ильдибада положение дел у готов стало |5| смутным, руги внезапно провозглашают Эрариха королем. Это было вовсе не по душе готам, и большинство их впало в глубокое отчаяние, так как они видели, что погибают их надежды, которые они возымели при Ильдибаде, так как |6| он действительно был способен вернуть готам власть и господство над Италией. Эрарих же вообще ничего не сделал, |7| о чем стоило бы упоминать. Пробыв королем пять месяцев, он умер следующим образом. Был некто Тотила, племянник Ильдибада, человек большого ума, очень энергичный и пользовавшийся большим влиянием среди готов. В то время случилось, что этот Тотила стоял во главе готов, занимавших |8| Тарвизий. Когда он услыхал, что Ильдибад скончался так, как рассказано выше, он отправил послов в Равенну к Константиану и просил его дать ему гарантию в личной его безопасности, обещая, что за это он передаст в руки римлян самого себя и тех готов, которыми он командовал, вместе |9| с городом Тарвизием. С удовольствием выслушал Константиан эти предложения и дал клятву во всем, о чем просил Тотила, и с обеих сторон был установлен для выполнения этого дела день, в который Тотила и готы, стоявшие гарнизоном в Тарвизии, были готовы принять в город некоторых из приближенных Константиана и самих себя вместе с городом отдать в их руки.
|10| Готы уже тяготились властью Эрариха, видя, что этот человек неподходящ для того, чтобы вести войну с римлянами, и очень многие открыто поносили его, говоря, что он после убийства Ильдибада служит препятствием в совершении |11| великих дел. Наконец, сговорившись между собою, все они посылают в Тарвизий к Тотиле, приглашая его вступить на престол. Они сильно тосковали по власти Ильдибада, и всю свою надежду на победу они перенесли на Тотилу, его родственника, вполне надеясь, что и у него те же цели |12| и желания, как и у них. Когда они пришли к нему, он открыл им совершенно откровенно свой договор с римлянами и сказал, что если готы убьют Эрариха в назначенный для |13| их собрания (Другие толкуют: «до условленного им с римлянами дня») день, то он последует за ними и выполнит все, что они хотят. Услыхав это, варвары составили заговор для низвержения Эрариха. Пока все это происходило в лагере |14| готов, римское войско, пользуясь полной безопасностью и видя полную бездеятельность врагов, даже не думало наступать |15| или действовать как-либо против врагов. Эрарих, созвав всех готов, убедил их отправить послов к императору Юстиниану и просить, чтобы он заключил с ними мир на тех условиях, на которых прежде он хотел заключить с Витигисом, а именно так, чтобы всей страной по ту сторону По владели готы, всю же остальную Италию уступили |16| императору. Когда готы одобрили эти предложения, то, выбрав несколько человек, наиболее себе преданных, он отправил |17| их послами к императору; в их числе был и Кабалларий. Считалось, что они будут вести переговоры с императором только о том, о чем я сказал выше, а тайно он поручил им добиваться у императора только одного: чтобы он мог получить от императора крупную сумму денег и быть зачисленным в ряды патрициев; за это Эрарих обещал передать ему |18| власть над всей Италией и сложить с себя знаки королевского достоинства. Прибыв в Византию, послы стали действовать по этим инструкциям. В это время готы убивают по тайному заговору Эрариха. Когда он был убит, то согласно договоренности Тотила принял власть над готами.
(
Перевод С. Кондратьева)
17.После разгрома кремсских ругов Одоакром и ухода их остатков к Теодориху на опустевшие земли ненадолго пришли лангобарды (а затем, как писал Прокопий, разбитые ими в 494 году херулы), от них и известно германское название этой страны «Ругиланд». Вот как об этом говорится в трактате 7 века Происхождение народа лангобардов (
Origo gentis Langobardorum):
«В то время вышел король Аудоахари из Равенны с народом аланов и пришел в Ругиланду (in Rugilanda) и сражался с ругиями и умертвил Теване, короля ругиев, и увел в Италию множество пленных.
И поднялись лангобарды со своих мест и жили некоторое время в Ругиланде (in Rugilanda). Затем правил Клаффо, сын Годехока. И после него правил Тато, сын Клаффо. В то время жили лангобарды три года на равнине "Фельд" (in campis feld).
И враждовал Тато с Родольфом, королем герулов и убил его и захватил его знамя и шлем. После него больше не было короля у герулов».
(
перевод В. Шульзингера)
Более известно и более развёрнуто изложение Павла Диакона в его
«Истории лангобардов» (I, 19 и 20):
19. В это время возгорелась между Одоакром, который уже несколько лет правил в Италии, и Фелетеем, королем ругиев, именуемым также Февой, жестокая война. Этот Фелетей пребывал в те дни на том берегу Дуная, который он [Дунай] отделяет от Норика. В этом Норике был тогда монастырь святого Северина, украшенный со всей святостью умеренности, уже был известен многими добродетелями. До конца своей жизни проживал он в этой местности, останками же его сейчас обладает Неаполь. Частенько увещевал он, уже названного Фелетея и его супругу, что звалась Гиза, благочестивыми речами, оставить свое неправедное поведение. Но, так как те пренебрегли его благочестивыми словами, то возвестил он им уже задолго до того, что с ними случиться впоследствии. Итак, Одоакр собрал народности, которые находились в его власти, а именно турцилингов, герулов и часть ругиев, всеми которыми он владел уже давно, с ними еще и народы Италии, двинулся в страну ругиев (in Rugiland), сразился с ругиями, нанес им совершенное поражение и зарубил сверх того короля их, Фелетея. Опустошив всю страну, ушел он, с немалым числом пленных, обратно в Италию. После этого снялись лангобарды со своих мест и прибыли в страну ругиев (in Rugiland), которая по-латински зовется Rugorum patria, и оставались там, ибо имела она плодородную почву, многие годы.
20. Тем временем скончался Годехок; ему наследовал сын его, Клеф. Когда же умер и Клеф, на трон вошел его сын Тато, седьмым королем. Лангобарды вышли в это время из страны ругиев (de Rugiland) и жили на просторных равнинах, называвшихся на их языке "Фельд" ("Поле" - аналогия древнерусского обозначения Дикой Степи. - Прим. пер.). Когда прожили они здесь три года, поднялась война между Тато и Родульфом, королем герулов.
(
перевод В. Шульзингера)
Приведу также любопытный отрывок, в котором возможно отразилось предание о верховном боге Перуне в землях ругов. В нём Годоин соответствует Годеоху / Годехоку, но вместе с тем созвучен Гводену, верховному богу германцев лангобардов, а в связи с их приходом в Ругиланд его преемником называется некий Перон, неизвестный по другим источникам. Не исключено, что занявшие этот край подопечные Годоина воздавали должные почести верховному богу прежних хозяев страны, принимая здесь его покровительство (власть).
«Речь идет о памятнике начала IX в., известном в историографии под названием «История лангобардов в кодексе из Готы» (Historia Langobardorum codicis Gothani). В третьей главе данного источника сообщается о том, как лангобарды еще остававшиеся в то время язычниками, обрели новую родину в Ругиланде и утвердили там «свою веру» (sua dogma). Здесь же сообщается о том, что на новой родине ими последовательно правили Годоин, Перон и Клаффон («Illo vero tempore exivit rex Odoacer de Ravenna cum exercitu Alanorum, et venit in Rudilanda, et pugnavit cum Rugiis, et occidit Fewane rege Rugorum, et secum multos captivos in Italia adduxerunt. Tunc exierunt Langobardi de Pannonia, et venerunt habitaverunt in Rudilanda annos plurimos, et ad suam dogmam perduxerunt. Ante Peronem regnavit Godoin; post Peronem tenuit principatum Langobardorum Claffo» (Historia Langobardorum codicis Gothani // MGH. Scriptores rerum Langobardicarum / Ed. G. Waitz. Hannover, 1878. P. 8)). Рассматривая данный пассаж, который представляется Милошевичу сюжетно близким хорватскому преданию (освоение новой родины язычниками), исследователь высказывает смелую догадку: в именах Година (sic) и Перона, которые, в отличие от Клаффона, неизвестны другим лангобардским источникам, ему видятся имена языческих богов, германского Одина и славянского Перуна, из чего в данном случае вытекает, что данные вожди были небесными предводителями лангобардов в период их миграции, когда им предположительно приходилось сталкиваться и смешиваться со славофонами» (Алимов Д. Е.
Хорваты, культ Перуна и славянский «Гентилизм» (комментарий к гипотезе Анте Милошевича о тождестве Порина и Перуна) // Studia Slavica et Balcanica. 2015. № 2. - С. 40).
Эпилог
С середины 6 века руги исчезают из поля зрения греческих и латинских писателей. Значительная часть италийских ругов, вероятно, не объединились вновь с готами, как руги Эрариха, а вместе с италийскими херулами после гибели Одоакра в 493 году, скорее всего, присоединились к дунайским херулам и после разгрома тех лангобардами в 494 году ушли вместе с ними на север, где создали не только норвежский Рогаланд (Ругаланн), но и другие фюльки от Телемарка до Халогаланда. Об их эпической истории, отражённой в сагах, рассуждали
здесь.Однако и кремсские (впоследствии италийские) и фракийские руги, по моему мнению, были периферийными группами, а основная часть ругов во главе с Амалами (которых полагаю именно ругской династией, тогда как тех же кремсских королей отношу к херульскому роду) после отделения готов во главе с Теодемиром в 473 году, по всей видимости, ушла с наследниками его старшего брата Валамира за Дунай на территорию Словакии - далеко от интересов греческих и латинских писателей.
А после прихода в Подунавье авар в 565 году весь этот регион скрывается за почти непроницаемой пеленой. Только с падением Аврского каганата в начале 9 века объявляются и гепиды (в «Обращении баварцев и карантанцев» около 871 года), до этого последний раз упоминаемые в конце 6 - начале 7 веков, и народ Rhos, правитель которых претендует на каганский титул (в Бертинских анналах под 839 годом). При более близком знакомстве просвещённых европейцев с этим народом в 10-11 веках - от торговых до дипломатических и династических контактов, его представители прямо отождествляются с ругами. И с учётом ограниченного времени бытования этой традиции (как раз до отождествления руси с варягами в русской «официальной» традиции) её нельзя счесть сугубо книжной, ведь сопоставление древних (книжных) ругов с русскими продолжалось и позже, тогда как сами русские уже не назывались ругами с 12 века (этот вопрос разбирали в совместной
статье).
Чтобы восстановить не только этот трёхвековой провал, но и лакуны в ругской истории в представленных письменных источниках, я широко и, осмелюсь сказать, системно (по мере возможностей) привлекаю эпические источники, но это уже требует особого разговора.