Выпуск №2 из цикла "Мастера короткометражной анимации"
В 1990-е годы тысячи постсоветских детей были испуганы странным инфернальным зрелищем под названием "Потец". Образы из этого мрачного мультфильма об умирающем старике надолго впечатались в сознание зрителей с неокрепшей психикой и спустя 10-15 лет время от времени всплывали во снах и в смутных воспоминаниях. Относительно недавно (в начале 2008 года) мультфильм стал общедоступным в Интернете, и вскоре стало понятно - вот он, главный шедевр перестроечной анимации! Но об этом чуть позже...
Александр Федулов, уроженец Москвы, пришел в анимацию в конце 70-х, в студию "Мульттелефильм". Собственные фильмы начал создавать в начале 80-х. Это были короткие анимационные зарисовки на социальную тематику: об экологии, культуре быта, о здоровом образе жизни и т.д. В середине десятилетия с режиссером происходит резкая метаморфоза (символично, что его дебютная работа так и называется - "Метаморфоза"), хотя на самом деле это назревало. Федулов давно увлекался сюрреализмом, югославской анимацией, также на него повлияло творчество художника Херлуфа Бидструпа. И вот художник-аниматор обретает свой стиль и начинается... шиза!
Слово "шиза", хоть и пренебрежительное, но отлично характеризует стиль режиссера, который в 1987 по 1991 гг начал стабильно выносить мозги зрителям. Легко заметить, что основной период творчества Федулова совпал с перестроечной эпохой, и его работы впитали в себя дух того времени. В это время происходил некий слом сознания народа, мировоззрение людей перестраивалось мучительно, болезненно. Как следствие, в искусстве тогда на первый план выходят темы смерти, безумия, тотального абсурда, апатии. Всё это есть и в мультфильмах Александра Федулова, поэтому вряд ли их стоит смотреть людям впечатлительным, морально неподготовленным.
Поздние работы режиссера полны загадок и символов, суть происходящего расшифровывается с большим трудом. И режиссер вовсе не помогает нам понять свой замысел, делая "картинку" достаточно некомфортной для восприятия. Для его нестандартного стиля характерны искажения пространства, нарушения пропорций, обилие резких деталей, иногда художник вовсе отказывается от прорисовки. В самой анимации чувствуется влияние сюрреализма с его иррациональным видением действительности. Но у Федулова сюрреализм крайне мрачный, пессиместичный, обреченный. Удивительным образом этот стиль притягивает и воздействует на подсознание. Подобных мультов тогда было много, но Федулов - один из немногих аниматоров, кто пропустил через себя все болезни эпохи и выразил их в своих произведениях.
Полноценный соавтор мультфильмов Федулова - это Арво Валтон, эстонский писатель-экспериментатор, автор абсурдистских рассказов. По его произведениям Федулов сделал мультфильмы "Наедине с природой", "Бочка", "Поцелуй", "Разрешите пройти". Это странные истории о взаимоотношениях людей с социумом с элементами абсурда. Вот что сказал художник Владимир Сальников об этих фильмах в интерьвю: "Сквозь условно современный, усредненный быт историй Валтона просвечивает универсальный ужас и страх смерти". Дополняет эти работы мультфильм "В тишине" по рассказу Кортасара - здесь режиссер еще больше погружается во внутренний мир человека и показывает, как там внутри зарождается безумие. Данный мульт сложный для понимания, совершенно незрелищный, но чем-то притягивает...
Вершина творчества Федулова - "Потец" (1991 год) по стихотворению А. Введенского, поэта-авангардиства, абсурдиста, одного из ОБЭРИУТов. Когда смотришь этот мультфильм, ощущаешь контакт с чемт-то потусторонним. По силе подсознательного воздействия мало что сравнится с этой работой. Вот характерный отзыв одного из зрителей, которому "посчастливилось" в 90-е увидеть мультфильм по телевизору: "Я покрылся холодным потом. (...) Мое сознание было сильно надломлено..." "Потец" - это не просто лучший перестроечный мультфильм, это великлепная иллюстрация хаоса в головах и душах людей той короткой эпохи.
В 90-е годы Федулов, как и многие другие талантливые творцы, оказался невостребован. Больше не было возможности реализовывать свои идеи. Александр Федулов ушел из жизи в 1996 году в возрасте 49 лет...
Под катом - подборка скринов, дающих представление об авторском стиле режиссера. Название мультфильма отображается при наведении курсором.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).