Ян Шванкмайер. Весёлый полтергейст

Feb 12, 2016 13:27

Мастера короткометражной анимации, выпуск №3

Об этом режиссере можно писать культурологические монографии, щеголяя в тексте умными словами типа "авангардизм", "сюрреализм", "фрейдизм" и т.д. У меня всё будет попроще. Ян Шванкмайер - чешский художник, скульптор, основоположник сюрреалистической анимации. При этом делать мультики учился самостоятельно, под влиянием идей Фрейда, де Сада, живописи Пауля Клее, сюрреалистов Магритта, Дали, Макса Эрнста и их предшественников Босха, Арчимбольдо. Родился, живет и работает в Праге, за пределами которой свою жизнь не представляет. До 80-х годов находился в подполье, в период социализма в Чехословакии его идеи не понимали и не принимали. Сейчас можно с уверенностью называть Шванкмайера гением и одним из самых выдающихся аниматоров в истории.



... А всё началось в 1942 году, когда 8-летнему Яну подарили игрушечный кукольный театр. Возможно, именно тогда будущий аниматор решил превратить весь мир в "огромный кукольный театр" (формулировка из интервью Антона Долина с нашим героем). Судя по тому, что мы видим в работах Шванкмайера, он так и остался ребенком, причем ребенком достаточно жестоким, закомплексованным, который "отрывается" на людях (хорошо хоть не на реальных, а на своих персонажах). По сути, фильмография Шванкмайера - это пособие для тех, кто изучает влияние детских комплексов на жизнь взрослого человека. Не случайно в статьях и обзорах про Шванкмайера часто упоминается Фрейд с его известным утверждением, что "всё идет из детства". Произведения Яна в этом плане предельно окрыты, откровенны. Внезапно приходим к пугающему выводу: "Он же полный псих!" Ну да, он и не скрывает ))

***
Шванкмайер определенно не любит людей. В его фильмах на первый план выходят вещи, обычные повседневные предметы, которые наглым образом вытесняют людей на задворки мироздания. В какой-то степени программными являются фильмы "Квартира" (1968) и "Тихая неделя в доме" (1969), в которых постановочные съемки с актерами сочетаются с предметной анимацией (любимая "фирменная фишка" Шванкмайера). В "Квартире" герой-мужчина попадает в помещение, где предметы проявляют свои противоположные свойства (например, зеркало отражает человека не спереди, а сзади) и откровенно издеваются над беднягой. Тот не может нормально пообедать, потому что ложки, вилки, тарелки, стол, еда, скажем так, ведут себя противоестественно - всячески изгибаются, ломаются, причиняют герою телесные повреждения. Вот такой вот сюрреализм.
В "Тихой неделе в доме" другой мужчина пробирается в заброшенный дом и тайком наблюдает, словно охотник за паранормальными явлениями, как вещи живут своей жизнью в разных комнатах. Подобный "полтергейст" зрителя не столько пугает, сколько веселит. Правда, в более поздней работе "Вниз в погребок" (1983) режиссер экспериментирует с жанром horror: всякий хлам, с которым встречается девочка в погребе (родители ее послали всего лишь за ведром картошки), пытается ее заманить в смертельную ловушку.
В обычных фильмах люди используют вещи в своих целях - у Шванкмайера всё наоборот: вещи используют людей. Режиссер показывает, что, исчезни вдруг все люди, жизнь вокруг не затихнет: посуда, мебель, куклы, одежда, бытовые приборы - для всех этих "существ" начнется бесконечный праздник без вредных, слабых людишек!



***
Удивительно, но в фильмах Шванкмайера много насилия! Почти в каждой работе мы видим (само)разрушение, разложение. Любимые жертвы чешского аниматора - пластилиновые люди, слепленные так мастерски, что внешне почти неотличимы от живых. Режиссер не просто уничтожает их - он ставит над ними безумные физиологические эксперименты. Яркий пример - самые известные мультфильмы Шванкмайера "Возможности диалога" (1982), "Тьма-свет-тьма" (1989). Но превзошел себя наш безумный экспериментатор в фильме "Мужские игры" (1988), в котором он изощренно уничтожает целых две футбольные команды! Для каждого пластилинового игрока от выбирает отдельный способ убийства. Интерес к теме смерти особенно явно проявляется в коротком документальном фильме "Костница" (1970).



***
Вернемся к теме фобий, потому что это одна из самых интересных граней творчества Яна Шванкмайера. Несколько повторяющихся из фильма в фильм мотивов ясно указывают на то, что у режиссера есть некие болевые точки в подсознании. Например, он часто показывает вызывающие отвращение сцены поглощения еды. Самый яркий пример - "Еда" (1992). Этот гениальный мульт даже противно пересказывать... А дело в том, что в детстве Яна часто заставляли есть невкусную еду якобы для укрепления здоровья. Другие любимые психопатологические темы Шванкмайера: глазные яблоки, отрезанные части тела, черепа, скелеты, гвозди и прочие острые предметы. Лучший пациент для Фрейда, не так ли.



***
Отдельно стоит немного рассказать об экранизациях двух рассказов Эдгара По, в которых Шванкмайер опять же пренебрегает "человеческим ресурсом", создавая мистическую атмосферу ("Падение дома Ашеров", 1980) и нагнетая саспенс ("Колодец, маятник и надежда". 1983) без участия людей-актеров или анимированных человеческих персонажей. В первом фильме люди вообще отсутствуют: заказдровый голос читает текст рассказа, а мы видим дом, стены, предметы. Если что-то происходит, то снова тот самый "полтергейст". Этот короткий фильм действительно гениальный, потому что ощущение потустороннего ужаса создается только за счет предметного мира. Во втором фильме есть актер, но мы не видим его головы или лица, а его туловише выполняет скорее служебную функцию, в центре же внимания - маятник, крысы, смыкающиеся стены с жуткими рисунками.



***
Творчество Яна Шванкмайера многослойное, глубокое, достойное научного изучения. Интересно, что аниматор использовал при создании своих произведений примитивные материалы (пластилин, нитки, камни и пр.) и простые бытовые предметы. Никаких спецэффектов. Этот мастер создает шедевры, используя простейшие приемы анимации. По этой заметке может сложиться впечатление, что Шванкмайер - угрюмый мизантроп, латентный маньяк. На самом деле, как мне кажется, это открытый, добродушный человек - благодаря тому, что он сублимирует свою темную сторону в своих работах. Сейчас ему уже более 80 лет, и он всё еще что-то творит.

Далее - подборка скринов. Название отображается при наведении курсором.



























ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up