Мастера короткометражной анимации, выпуск №5
Кто-нибудь может объяснить, почему именно в Эстонии, в этой маленькой прибалтийской стране, рождаются самые безумные мультипликаторы? Что там, в эстонских лесах, болотах, до такой степени возбуждает фантазию? Вот уже как минимум 4 поколения эстонские аниматоры шокируют мир мозговыносящими мультиками. Сначала был Рейн Раамат (1931 год рождения), потом его ученик Прийт Пярн (1946 г.р.), потом Харди Волмер (1957 г.р.) и Рихо Унт (1956 г.р.), потом Прийт Тендер (1971 г.р.) и другие молодые художники. Это только несколько имен. Самым известным, авторитетным и в какой-то степени "безумным" здесь является Пярн, обладатель такого количества наград, что хватит для полноценного музея, а по всему миру сейчас творят десятки его последователей.
Если вы еще ничего не видели у Пярна, пожалуй, стоит вас предупредить: к ЭТОМУ нужно морально подготовиться. Подобные мультфильмы - не для любителей традиционной анимации. Я убежден, что при правильном настрое творения Пярна расширяют сознание и вызывают катарсис. Возможно, потребуется больше одного просмотра.
Биография Прийта Пярна проста, в ней не за что "зацепиться". Здесь мы не найдем ответа на вопрос, в какой "траве" эстонские аниматоры, а в особенности Прийт Пярн, черпают вдохновение. В университете Тарту Пярн изучал биологию, параллельно рисовал карикатуры, снимался в фильмах в эпизодических ролях. Вскоре стал известен в качестве карикатуриста. Влияние на Пярна (который, по собственным словам, вовсе не умел рисовать) оказали эстонский художник Юло Соостер, передовые карикатуристы Польши, Чехословакии. В середине 70-х он приходит на студию Таллинфильм, где помогает Раамату делать мультфильм "Простаки", а в 1977-м появляется дебютный фильм.
До начала 80-х работы Прийта кажутся чересчур детскими, эдаким несерьезным дуракавалянием. Начинающий режиссер упивается абсурдностью и предлагает абсолютно далекий от классических канонов стиль, как будто забыв, что живет в Советском Союзе, в котором подобный эпатаж вызывал у большинства людей по меньшей мере возмущение и раздражение ("Круглый ли земной шар", "Зеленый медвежонок", "Несколько упражнений по подготовке к самостоятельной жизни", "Небылицы"). Но в Эстонии позволялось больше, чем на основной советской территории - это и по фильмам видно. Тем не менее, какое-то время Прийт Пярн был неугодным у московских киночиновников, но как только запахло Перестройкой в середине 80-х, режиссер обрел полную творческую свободу и начал выдавать один шедевр за другим вплоть до наших времен.
***
Что представляет собой анимация Прийта Пярна? В первый раз, когда его смотришь, кажется, что режиссер изобрел некий генератор случайных сюжетов. Действие его мультфильмов кажется непредсказуемым, сюжет часто резко меняется - до такой степени, что, допустим, на 10-ой минуте мы не вспомним, что было на 8-ой. Рисовка Пярна не отличается эстетичностью, что еще больше затрудняет восприятие. Большинство персонажей прорисованы непривлекательно или попросту уродливо. Если вы выросли на Диснее, Чебурашке, Том и Джерри, ТАКОЕ досмотреть до конца с первого раза вы скорее всего не сможете.
Ключевое слово для понимания всего происходящего в фильмах Пярна - это "метафора". Его творчество - это по истине россыпь гениальных метафор. Концентрация образного мышления Пярна может достигать условно 5 метафор в минуту! Распознавая каждую метафору по отдельности (да, для этого вам придется часто нажимать на кнопки "пауза" и "перемотка"), постепенно вы научитесь связывать их в единую логическую цепочку. Это настоящая интеллектуальная игра! Игра сложная... Любой мультфильм Пярна, который на первый взгляд кажется абсолютно иррациональным, потоком шизофренического сознания, поддается расшифровке. "Иррациональность" оказывается совершенно четко просчитанной. Мультфильмы Прийта Пярна - это уникальные головоломки, и некоторые из них до сих пор никто не разгадал!
Чаще всего работы эстонского аниматора отражают конкретную социально-политическую обстановку. Иногда режиссер зашифровывает в них события из личной жизни. Возьмем конкретные примеры. "Отель Е" - мультфильм 1992 года. Год примечателен: Эстония недавно обрела независимость и пытается интегрироваться в западный мир. В мультфильме мы видим два мира: один мрачный, закрытый, черно-белый (он легко ассоциируется с тоталитарным советским обществом), второй мир - цветной, открытый, благополучный (западный, "буржуйский" мир). Герой из черно-белого мира пытается проникнуть в цветной, попадая в различные абсурдные ситуации. В этой большой метафоре легко расшифровать проблему присоединения Эстонии к Европе. "Отель Е" - один из самых понятных фильмов у Пярна.
"Треугольник" (1982 г.) в метафорической форме изображает семейную жизнь и склонность к изменам. Используется метафору "еда - сексуальная связь". В 1995 году Прийт Пярн к столетию кинематографа выпускает мультфильм "1895" про одного из братьев Люмьер. Здесь режиссер в череде абсурдных метафор зашифровывает историю развития кино с массой отсылок к различным шедеврам (для киномана, кстати, увлекательное занятие - их все обнаружить). Самая лучшая, на мой взгляд, работа эстонца - "Завтрак на траве" (1987 г.), неожиданная история создания одноименной картины Эдуарда Мане. Мультфильм состоит из нескольких эпизодов. При их внимательном просмотре можно разглядеть метафоры, указывающие на следующие явления из советской действительности: борьба за дефицитные вещи, бюрократия, трудности получения разрешения на съемку фильма, смена вождей в 80-е. "Ночь морковок" (1998 г.) при изучении оказывается актуальной политической сатирой, среди персонажей узнается Михаил Горбачев и другие политики. "Карл и Мэрилин" (2003 г.) поражает неожиданной концовкой, в которой раскрывается связь между длиной бороды Карла Маркса и длиной юбки Мэрилин Монро. Последние работы Пярна ("Жизнь без Габриэллы Ферри", "Водолазы под дождем") пока что с трудом поддаются расшифровке - по крайней мере я не встречал еще убедительных интерпретаций.
Сейчас Прийт Пярн - культовый режиссер-мультипликатор, 13 лет он преподавал анимацию в Академии искусств Турку (Финлядндия), его ученики по всему миру делают мультфильмы, подражая учителю. Сейчас нашему герою всего 69 лет, и еще как минимум несколько мультфильмов мы от него получим.
Кадры из мультфильмов Прийта Пярна. Название фильма отображается при наведении курсором.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).