Александр Петров. Ожившая живопись

Apr 22, 2016 14:12

Мастера короткометражной анимации, выпуск №13

Александр Петров - как Терренс Малик от анимации: с конца 80-х до сегодняшнего дня в его режиссерской фильмографии только 5 работ. Это к вопросу о том, что создание 10-20-минутного мультфильма может занимать больше времени и сил, чем создание фильма полнометражного игрового... Александр Петров очень тщательно подходит к разработке концепции для будущего мультфильма и не берется за работу, пока идея его не "зажгёт". Режиссер-мультипликатор из Ярославля в разное время отказывался от различных предложений и проектов, действительно интересных, только потому, что они не пробуждают в нем глубокий творческий интерес. Неудивительно, что каждый новый фильм Петрова - шедевр, событие в мире кинематографа.



После первой номинации на "Оскар" в 1990-м году за м/ф "Корова" Петрову предлагали переезд в США, где он был бы стабильно обеспечен работой. В интервью режиссер признается, что хочет жить и работать только в России. Здесь ему приходится брать коммерческие заказы, чтобы выживать и поддерживать собственную студию-мастерскую в Ярославле, обучать своей технике молодых аниматоров. Техника эта называется "рисование пальцами по стеклу", или "пальцевая живопись", изобретенная Кэролайн Лиф. Если включить любой фильм А.Петрова и остановить в любом месте, мы увидим картину в стиле русских художников-реалистов 19 века. И таких картин необходимо нарисовать тысячи, чтобы "собрать" из них мультфильм. Неслучайно такой стиль часто описывают как "ожившая живопись". Техника сложная, создание одного мультфильма может занимать пару лет. Главная особенность такой анимации заключается в потрясающе красивом изображении реального и нереального одновременно. "Картинка" в мультфильмах Петрова очень реалистична, но самые впечатляющие сцены - это сны, видения, фантазии героев, а особенно впечатляют переходы между реальными образами и иллюзорными.

Теперь подробнее о мультфильмах.

Конец 80-х - начало 90-х - Свердловская киностудия
В 80-х годах Александр Петров, молодой художник-мультипликатор, попал по распределению в Свердловск, где и начал создавать свои фильмы. Поэкспериментировав с различными техниками, Петров обнаруживает, что все свои идеи он может реализовывать только с помощью пальцевой живописи по стеклу. Первый же фильм - "Корова", рассказу Платонова - получил несколько премий и был номинирован на "Оскар". Это трогательная деревенская история о мальчике, который переживает смерть домашней любимицы.



"Сон смешного человека" (1992) по рассказу Достоевского - в этом шедевре можно почувствовать эмоции, характерные для постперестроечной эпохи с болезненной ломкой устаревшего мировоззрения в сознании людей. Здесь главный герой переживает сложные психологические процессы, находясь на грани самоубийства. В этом фильме особенно заметно проявился интерес режиссера к слиянию реального и нереального, к скрытым слоям реальности, "которые невозможно снять простой камерой, которые должны возникать в голове, откуда-то выныривать" (цитата из интервью).



Вторая половина 1990-х: Москва, Монреаль

"Русалка" (1996), хоть и создана по собственному сюжету Александра Петрова, как и предыдущие работы, основана на русской классике. Сам Петров рассказывал, что сюжет мультфильма "вырос" из маленького эпизода "Бедной Лизы" Карамзина. Здесь мы снова можем восхититься переходами между явными и скрытыми слоями реальностями, сном и явью, настоящим и вымышленным. Режиссер-художник удивительно точно передает мимику, эмоции персонажей, драматизм истории достигает шекспировского уровня. "Русалка" - образец выдающихся художественных возможностей техники пальцевой живописи по стеклу, и это еще не предел!



В 2000-м году произошло историческое событие для российской анимации - мультфильм "Старик и море" взял "Оскара"! Для создания фильма по повести Хемингуэя Петров на два года уехал в Монреаль. Вот очередной пример бережного отношения канадцев к талантливым аниматорам со всего мира, которым в этой североамериканской стране обеспечиваются хорошее финансирование и достойные условия работы без оглядки на коммерческий успех. С Александром Петровым вышло всё просто идеально - сотрудничество с ним обернулось триумфом. В м/ф "Старик и море" фирменная техника Петрова выходит на высочайший уровень реалистичности и драматизма. Так как фильм изначально создавался для продвинутых американских кинотеатров и для избалованных спецэффектами американских зрителей, команде аниматоров пришлось особенно постараться над визуальными эффектами, из-за чего режиссера потом упрекали в некой "попсовости" изображения. Я не согласен с этим мнением: в "Старике и море" визуальная насыщенность подкрепляется глубоким художественным замыслом, не говоря уже о том, как намучился Петров с водными сценами. Позже режиссер даже зарекся когда-либо снова анимировать водную стихи.



У кого-то есть соблазн упрекнуть Петрова и в том, что он отошел от русской классики ради "американщины". Режиссер в одном интервью рассказал, что мог бы снять похожий фильм и в России, про мудрых стариков-поморов. Работая в Монреале, Петров помнил про них, поэтому "Старик и море" получился формально по Хемингуэю, а по духу - вполне русским. Наверное, для многих зрителей это важно, но, как по мне, анимация Александра Петрова выходит за пределы национальной. Просто так получилось, что режиссеру, родившемуся и проведшему детство в деревне в Ярославской области, ближе оказалась русская старина как источник образов и сюжетов.

2000-е годы - Ярославль

В 2006-м году появляется последняя на данный момент работа Александра Петрова - "Моя любовь". Конечно же, в основе опять лежит русская классика - на этот раз роман Ивана Шмелева. Любимая тема режиссера "реальное + нереальное" великолепно здесь воплощается в воображении героя и в видениях, которые он переживает во время тяжелой болезни. Мультфильм получился не таким визуально захватывающим, как "Старик и море", но по шедевральности не уступает.



Сейчас Александр Константинович живет в Ярославле, работает с командой аниматоров. В 2010 году мастерская режиссера выпустила короткий комедийный мультфильм "Еще раз", взявший кучу премий. Техника анимации - та же самая. Из документального телефильма 2012 года "Искусство на кончиках пальцев" можно узнать, что Александр Петров работает над фильмом по повести А.Грина "Алые паруса". И морских сцен в ней предостаточно )

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up