Мастера короткометражной анимации, выпуск №24
В
прошлом выпуске зашла речь о том, что кукольная анимация в какой-то степени несправедливо находится в тени рисованной - для того есть экономические и художественные предпосылки. В этом контексте особенно важно отслеживать периоды, когда куклы побеждали диснеевщину в локальных битвах - на глобальном фронте у объемной анимации, конечно, нет шансов. Мы уже вспоминали
Романа Качанова, чьи кукольные мультики (в первую очередь, серия о Чебурашке) не уступали в популярности рисованным советским мульт-хитам. В 30-е годы во Франции прорыв в кукольной анимации сделал ее родоначальник -
Владислав Старевич. После Второй Мировой войны, в 50-60-е годы "кукольное знамя" подхватил Иржи Трнка из Чехословакии - один из самых выдающихся мастеров кукольной анимации за всю историю.
Для начала нужно пояснить, почему именно в Чехословакии сформировалась сильная школа кукольной анимации. Для чехов кукольный театр - одно из ключевых явлений народной культуры. Главным театральным персонажем является Кампарек, аналог нашего Петрушки, который "нёс своим веселым и острым искусством великую правду о силе и мужестве народа, боровшегося за свободу и счасье" (здесь и далее - цитаты из книги С.Асенина "Иржи Трнка - тайна кинокуклы"). То есть кукольный театр для чехов - не только развлечение, но и способ выражения протеста, борьбы за свои права. В Чехии существуют давние и богатые традиции изготовления кукол, а обращение с марионетками перед зрителями - искусство, научиться которому могут единицы. С самого детства Иржи было понятно, что судьба его будет связана с куклами.
Трнка родился в Пльзене, где жил и работал Йозеф Скупа, в будущем выдающийся чешский кукольник, создатель своего кукольного театра. Скупа был у Трнки школьным учителем рисования, постепенно учитель подключал ученика к своим кукольным занятиям: изготовление и ремонт марионеток, декораций. В будущем Иржи будет делать собственных кукол, создаст свой театр и анимационную студию. Очевидно, всего этого не было бы без Йозефа Скупы. Кроме того на молодого Иржи повлияло и знакомство с Карелом Новаком, представителем искусства бродячих народных кукольников.
Конец 20-х - 30-е годы - Иржи Трнка учится различным изобразительным искусствам, работает как художник-карикатурист, иллюстратор книг - многие аниматоры начинали с этого. Затем был собственный театр, быстро прогоревший, сотрудничество со Скупой, и - вот оно! - первые эксперименты с "оживлением" кукол для рекламных и пропагандистских видеороликов. Однако в тогда еще буржуазной Чехословацкой Республике анимация почти никого не интересовала, а серьезный интерес к этому виду искусства появился только после войны, когда к власти в стране пришли коммунисты. При новом социалистическом строе появилась база для развития анимации в Чехословакии, и Иржи Трнка стал одним из ее лидеров. Необходимо отметить, что, несмотря на наличие в государстве определенной идеологии, в работах Трнки вы не найдете пропаганды коммунизма или чего-то подобного. Более того, Иржи Трнка имел возможность самостоятельно выбирать истории для своих фильмов. С другой стороны, режиссер не играл с огнем, не провоцировал власти смелыми идеями и только в конце творческого пути выразил всё, что наболело...
"Братья в трико"
Иржи Трнка начинал свою аниматорскую карьеру с рисованной анимации в объединении мультипликаторов "Братья в Трико". Во второй половине 40-х Трнка сделал 4 рисованных мультика, которые пользовались большим успехом в Европе, показывались на Каннском фестивале и даже брали там призы. Сейчас, конечно, эти фильмы ничего особенного не представляют, но тогда они казались серьезной альтернативой диснеевской продукции. Иржи называли "первым бунтовщиком против мирового господства Диснея"! Время показало, что надежды на свержение Диснея с мирового анимационного трона оказались сильно преувеличенными.
1945 - Посадил дед репку
Первый мультфильм Трнки, сюжет основан на известной сказке, но это 45-й год, только что закончилась война, и некие военные мотивы просматриваются в мультфильме. Нет, здесь нет солдат и военных действий. Здесь аккуратно (а для детской аудитории - почти незаметно) поднимается тяжелая тема голода во время войны. Ребенок с удовольствием посмотрит эту яркую и живую анимационную сказку и не заметит "подвоха", зритель же постарше будет сидеть с серьезным лицом. Именно своей двуслойностью меня особенно заинтересовал этот мультик. В нем есть сцены, в которых идут прямые намеки на тяжелое голодное время и необходимость народного сплочения для того, чтобы добыть урожай ("вытянуть репку"). Первый намек - тощая, еле парящая птичка:
Затем идет жуткая застольная сцена, когда оголодавшие обители дома завороженно наблюдают за тем, как Дед хлебает какой-то жидкий суп (ему ведь нужны силы, чтобы справиться с репкой), а потом ложатся спать с мыслями о еде.
Очень тяжелый на самом деле мультик...
1946 - Подарок
Здесь уже нет ничего подобного. "Подарок" - смешанный фильм с использованием анимации и живого актера (обе техники не пересекаются, анимированные и игровые эпизоды чередуются). "Подарок" - сатира на буржуазное высшее общество. В какой-то степени это социальный заказ на то, чтобы закрепить в сознании чешских зрителей ущербность капитализма, однако на коммунистическую пропаганду это не тянет.
1946 - Попрыгунчик и эсэсовцы
Политическая сатира. Это история о трубочисте по имени Перак, который участвовал в чешском сопротивлении во время немецкой оккупации. Центральным персонажем впрочем является не Перак, а некто гитлероподобный, над которым аниматор всячески издевается. Такой мультик был бы актуален в начале войны, а для 1946-м это, пожалуй, лишний пинок по побежденному противнику. В фильме много забавных сцен, а для фона иногда используются старые снимки Праги.
1946 - Животные и разбойники
Мультфильм снят по "Бременским музыкантам", и создатели нашего советского мультика про Трубадура и его животной компании скорее всего видели фильм Трнки и, возможно, кое-что из него заимствовали. Например, сцена в логове разбойников напоминает аналогичную в наших "Бременских музыкантах".
***
Назад к куклам
Наигравшись с рисунками, Иржи Трнка наконец обращается в любимым куклам. "Мне претит в рисованном фильме его гротескный характер, лежащий в самом его существе", - заявил режиссер. В куклах он видел гораздо больше возможностей для художественной выразительности. Иржи Трнка создает и возглавляет студию анимационную студио и в следующие 15 лет создает десятки фильмов - "золотое наследие" кукольной анимации. Среди его работ много полнометражных, но мы их не будем рассматривать, т.к. неформат. Эти шедевры достойны отдельных обзоров. Рассмотрим основные короткометражные работы.
1949 - Чертова мельница
Трнка часто обращался к фольклору - народным легендам, сказкам. "Чертова мельница" в "фольклорной" серии является одним из главных шедевров Иржи. Это история про солдата-ветерана, инвалида, вынужденного бродить по деревням и развлекать жителей игрой на шарманке за скромное вознаграждение. Опять же, здесь уже в завязке виден интересный прием аниматора - контраст между "детскостью" и серьезностью: зритель-ребенок получает удовольствие от забавных сценок, а зритель-взрослый задумается о тяжелой судьбе главного героя... Так вот, солдат находит ночлег в заброшенной мельнице, а там, естественно, обитает нечистая сила. Мультфильм из комедии плавно перетекает в ужастик. Пугающих сцен, конечно, здесь нет, что обращение режиссера с нечистой силой именно в кукольном формате заслуживает внимания.
1950 - Веселый цирк
Иржи Трнка иногда работал и с плоскими марионетками (техника перекладок). На примере "Веселого цирка" хорошо видно, как "плоские" мультфильмы Трнки уступают кукольным. Плоский "Веселый цирк" страдает в динамике, в ритме, но все же вполне привлекателен - интересными образами цирковых артистов. Пожалуй, могу посоветовать мультик любителям цирка.
1954 - Два Морозика
Еще один маленький шедевр из фольклорной серии. Фильм примечателен использованием одновременно объемной и плоской техник, т.е. в одной сцене мы видим кукольных персонажей и полупрозрачных плоских марионеток - это те самые два морозика, напоминающие призраков. Данный мультфильм показывает, что Иржи Трнка не останавливался на одной технике и экспериментировал.
К середине 50-х Трнка отходит от народной темы и обращается к известным произведениям мировой литературы и к повседневным сюжетам. Трнка экранизирует в полнометражной форме "Бравого солдата Швейка" (Гашек), "Сон в летнюю ночь" (Шекспир), "Соловья императора" (Г.Х.Андерсен). В короткометражках аниматор показывает сценки из повседневной жизни. К таковым относятся "Цирк Гурвинека" и "Страсть".
1955 - Цирк Гурвинека
В этом мультфильме Трнка "снимает" кукол Спейбла (отец) и Гурвинека (сын), которые придумал Йозеф Скупа. "Цирк Гурвинека" - простой детский мультфильм, в которых персонажи-куклы (в первую очередь Гурвинек) вызывают странные ощущения... Тонкое сочетания симпатии и отторжения. Важная роль отведена реалистичной кукольной собачке.
1962 - Страсть
Сюжет для "Страсти" возник у Иржи во время прослушивания радиопередачи, в которой передавалось интервью с юношой-мотоциклистом. Для молодого любителя скорости мотоцикл - самое важное в жизни. В "Страсти" Трнка сатирически изобразил страсть молодых людей к скорости. В фильме много соответствующих сцен, поэтому "Страсть" опровергает утверждение о том, что с помощью кукол невозможно достичь динамики на уровне рисованной анимации.
***
1960-е - два главных шедевра
Последние годы Иржи Трнки показывают, как много хотел бы выразить режиссер - прежде всего, на злободневные темы. Фольклорная тема выполнила свою миссию - подъем национального чешского самосознания после тяжелого исторического испытания. Благодаря экранизациям шедевров мировой литературы Иржи реализовался как выдающийся художник, способный работать с любым материалом. Остался незакрытым единственный гештальт - проблемы современного общества.
1962 - Кибернетическая бабушка
С помощью фантастического жанра Трнка выражает такую современную проблему, как конфликт между техническим прогрессом и вечными духовными ценностями. Режиссер показывает, что условная "кибернетическая бабушка" не может заменить реальную, душевную бабушку. Фильм поражает, в первую очередь, футурологическими образами и идеями. Это уникальная работа, в которой куклы, возможно, впервые задействуются в научно-фантастическом жанре.
1965 - Рука
И вот он, главный шедевр Иржи и последняя его работа в анимации. "Рука" - это крик души художника, вынужденного жить под постоянным давлением идеологии и общепринятых норм. Здесь мы понимаем, что и сам Трнка так жил. Известный советский мульт-вед С.Асенин описывает в своей вышеупомянутой книге Иржи Трнку как социалистического художника, который был счастлив жить и работать при коммунистах. И в "Руке" Асенин видит какие-то общие, универсальные метафоры, как будто бы не замечает истинный смысл мультфильма. "Рука" - это красивое и смелое высказывание против тогдашнего общественного строя. При жизни режиссера власти фильм не посмели запретить, но сделали это через несколько лет, после его смерти.
"Рука вездесуща с давних времен, она была всегда. Она не разбирает национальностей и заставляет каждого человека делать то, что он не хочет делать по своей собственной воле" (Иржи Трнка).
***
Про Иржи можно смело сказать, что он является одним из самых выдающихся аниматоров за всю историю. К сожалению, после Трнки больше никто не достиг таких высот в кукольной анимации - диснеевцы могут спать спокойно )) Для современного любителя анимации, воспитанного на диснеевской стилистике, мультфильмы Иржи не будут зрелищными, но есть две работы, которые обязательно нужно посмотреть. Просто классика, которую надо знать. Это "Кибернетическая бабушка" и "Рука".
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).