Мастера короткометражной анимации, выпуск №25
Игольчатый экран - самый загадочный и, возможно, самый технически сложный способ анимации. Изобретатель техники -
Александр Алексеев, о котором уже была заметка в этом цикле. В тяжелые для всего мира 1940-е годы Алексеев благополучно жил и работал в Канаде, где
Норман Макларен создавал мощную анимационную школу на базе National Film Board of Canada. Мы не раз уже отмечали, что Канада - практически рай для талантливых аниматоров со всего мира, а уж местным талантам - прямая дорога в NFB. Одним из таковых является Жак Друэн, который в 1967 году увидел игольчатый экран, а в 1972 в Канаду из Франции ненадолго вернулся Алексеев с женой Клер Паркер для полноценной демонстрации игольчатого экрана местным аниматорам. Вот так и получилось, что канадец Жак Друэн стал единственным последователем уникальной анимационной техники Александра Алексеева.
О Жаке мало информации, да и ничего особо интересного в его биографии нет. Так что сразу перейдем к обзору творчества. В первую очередь разберемся, в чем отличия анимации Друэна и Алексеева. Фильмы канадца по понятным причинам выглядят более современно, они более зрелищные, приятные, мягкие, а динамика изображения более цельная (у Алексеева смена движений часто происходила как бы небольшими рывками). Визуально изображения Друэна ближе к более привычному анимированию карандашных рисунков, поэтому, если перед просмотром ничего не знать об игольчатом экране, можно подумать, что Друэн - художник-график. О чем это говорит - о том, что аниматор великолепно освоил экзотическую анимационную технику и сделал ее более комфортной для восприятия.
Алексеев экранизировал с помощью игольчатого экрана известные литературные и музыкальные произведения, народные истории. Жак Друэн не так привязан к сюжету, для него важнее образ. Даже если он и обращается к литературному произведению, сюжет в фильме отходит на второй план, а на первый план выходит визуальные образы. Все мультики Друэна очень красивые! Большинство работ аниматора объединяет любимая тема - игра воображения. Друэн любит показывать в своих фильмах проникновение в воображение или в подсознание персонажа, чтобы показать иррациональные процессы, которые там происходят. При таком подходе сюжет, опять же, становится не очень-то важным.
1974 - Три упражнения с игольчатым экраном Александра Алексеева
По названию и по году понятно, что это первые серьезные опыты Друэна с только что освоенной техникой.
1976 - Ночной ангел (Жак Друэн, Бретислав Пояр)
Совместная работа с чешским аниматором. Фильм уникален тем, что соединяет две техники - кукольную анимацию и игольчатый экран. Эпизоды Друэна занимают не более трети всего действия, но они являются ключевыми, так как показывают видения (вот она, любимая "фишка" Друэна) временно ослепшего героя. Машина сбивает человека, тот теряет зрение и начинает воспринимать окружающий мир по-новому - не столько на ощупь, сколько с помощью своего воображения. Эта идея как раз и реализована с помощью игольчатого экрана. В видениях человеку приходит то ли прекрасная женщина, то ли ангел...
1976 - Пейзажист
Лучший фильм Друэна, здесь аниматор гениально показал двойное погружение в мир образов: персонаж-художник проникает в своеобразное "зазеркалье", в мир нарисованного им пейзажа, а зритель проникает в воображение художника. Очень красивый мультфильм с элементами импрессионизма и сюрреализма.
1994 - Бывший ребёнок
После успешного "Пейзажиста", получившего кучу наград, у Друэна наблюдается большая пауза в фильмографии. В 90-е аниматор обращается к более приземленным темам, однако фильмы от этого не становятся менее красивыми и зрелищными. "Бывший ребенок" посвящен проблеме призыва несовершеннолетних для участия в военных действиях. Где и когда такое происходило - не уточняется. Здесь речь идет об одном пункте в Конвенции ООН, дающем любому ребенку до 15 лет право не призываться в вооруженные силы. Тема, конечно, важная, но, мне кажется, для анимации она не очень подходит, поэтому если и стоит смотреть "Бывшего ребенка", то для того, чтобы лишний раз восхититься возможностями игольчатого экрана.
2001 - Урок охоты
Здесь еще один важный, но скучный посыл: не убивайте животных. Мультик сделан по мотивам одной детской книги - видимо, нравоучительной. История фильма неинтересна, но изображение завораживает...
2004 - Отпечатки
Последний на данный момент фильм Друэна. Не удивлюсь, если он в итоге и останется последним - не только у Друэна, но и в целом для техники игольчатого экрана. "Отпечатки" максимально раскрывают возможности техники и, кажется, дальше уже невозможно придумать, как еще извратиться с игольчатым экраном. В "Отпечатках" Жак Друэн использует цвет, играет с освещением, поворачивает экран в разные стороны. Сюжета здесь нет, действие представляет собой абстрактные процессы, происходящие в сознании или воображении человека.
Жак Друэн значительно расширил возможности игольчатого экрана, он показал, что с помощью этой техники можно не только экранизировать истории, но и иллюстрировать иррациональные процессы из подсознания, игры воображения и т.д. Всё это очень красиво, но... что дальше? Одной красоты мало, многие другие анимационные техники не уступают в этом плане игольчатому экрану и превосходят в динамике и выразительных возможностях.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).