Эдуард Назаров. Лучший мульт всех времен и народов

Sep 23, 2016 14:19

Мастера короткометражной анимации, выпуск №31

Давайте откроем Кинопоиск, в разделе "Списки" найдем ТОП-200 лучших короткометражных мультфильмов. Нетрудно догадаться, что мы увидим на первом месте - это суперхит 1982 года и на все времена "Жил-был пёс", с большим отрывом по средней оценке и по количеству оценивших его пользователей опережающий все остальные мульт-хиты разных годов из разных стран. Про этот мультфильм говорят: Эдуард Назаров установил мировой рекорд по анимации. И совершенно логично, что именно этот мультипликатор создал самый популярный мультфильм (как минимум - постсоветского пространства), а не Хитрук, например, или Норштейн. Назарова все любили за его дружелюбность, отзывчивость, позитивность, остроумие. Все эти качества так или иначе проникали в его работы - потому и невозможно не полюбить мультфильмы Эдуарда Назарова.



Эдуард Назаров - один из самых талантливых и успешных учеников легендарного Хитрука. Федор Савельевич в 1960-е годы запустил мощную волну обновления советской мультипликации, воспитал новое поколение режиссеров-мультипликаторов. Назаров продолжил миссию своего учителя по развитию отечественной анимации - это не только непосредственно режиссерская, но и организационная работа. Эдуард Назаров, как и Хитрук, активно занимался преподаванием, руководством анимационной студии. В общем, фигура крайне важная и выдающаяся. В качестве самостоятельного режиссера Назаров сделал всего 7 фильмов - все они известны, часто показываются по ТВ. "Каждый его фильм - штучный", - говорил Юрий Норштейн. Сегодня мы просто вспомним эти славные мультики, а кто-то, может быть, из этой заметки узнает, что его любимого "Мартынко" или "Путешествие муравья" создал именно этот человек.

Эдуард Назаров занимал выгодное положение между анимацией авторской и популярной. С точки зрения авторской анимации, работам Назарова не хватает злободневности, смелых идей на грани цензуры, новаторской или необычной анимационной техники (везде используется традиционная рисованная техника). В то же время творчество Назарова заметно "приподнимается" над пластом популярных мультиков: оно в хорошем смысле попсовое, при этом в сочетании юмора и саспенса Эдуард Васильевич достиг совершенства! Некто А.Волков однажды так описал назаровский стиль в газете "Советская культура": "Изящество выдумки, легкость, тонкий и лукавый юмор". В этих мультиках мы не найдем ни капли депрессивности или экзистенциальности, а серьезная экологическая проблематика в м/ф "Равновесие страха" и "Охота" разрешается забавным способом - гротеском. "Не хотелось мне снимать про пионеров, про дружбу народов, про космос, не желал я и империалистов крушить", - говорил режиссер. Как показало время, абсолютно верная установка!

1973 - Равновесие страха
Двухминутный мультик, сделанный совместно с В.Зуйковым и Хитруком. С помощью этого фильма можно иллюстрировать прием гротеска (предельного преувеличения) в анимации. В данном случае берется идея "гонка вооружения - это опасно для планеты" и преувеличивается до фантастических размеров. Это единственная злободневная работа Назарова, затрагивающая тему "холодной войны".





1975 - Бегемотик
Полноценный режиссерский дебют Назарова, абсолютно безобидный детский мультик, неожиданно вызвавший сложности с цензурой в связи с тем, что две чиновницы увидели в нем намеки на... порнографические сцены 8-/



1977 - Принцесса и Людоед
Редкий для анимации жанр - мульт-рок-опера. Забавно, но и здесь возникли проблемы с цензурой, ведь песню написал и исполнил конфликтовавший с властями Александр Градский. Несколько лет "Принцессу" не показывали по телевидению. Самые интересные сцены в мультфильме происходят в землянке с жутким интерьером.







1979 - Охота
Самый "авторский" фильм Назарова. Здесь режиссер обращается к теме взаимоотношения человека с природой. Используется несколько интересных приемов: контраст "холодного" вечернего мегаполиса и жаркой африканской пустыни, проникновение в воображение героя, нарастание напряжения (саспенс) в сцене охоты, игра со зрителем (продавец оружия направляет ствол в "камеру").







Мультфильм все-таки нельзя назвать серьезным, потому что накал страстей резко обнуляется комичной, нелепой сценой в финале, когда мальчик мешает охотнику застрелить льва, пуская тому в лоб стрелу-присоску.



1982 - Жил-был пёс
Историю создания этого мегапопулярного мультфильма можно прочитать здесь. Хочу добавить к статье один момент, который мне больше всего понравился. Однажды Назаров читал одну короткую украинскую сказку, и его зацепила фраза - "Щас спою!". Так и появилась идея сделать мультик по мотивам этой сказки, и чтобы в нем обязательно звучала эта фраза!



1983 - Путешествие муравья
Сейчас модно навешивать на советские фильмы западные жанровые ярлыки (например, "Оптимистическая трагедия" 1963 г - эротический триллер). Так вот, "Путешествие муравья" - это роуд-муви с элементами survival-драмы. Здесь на 100% срабатывает фирменный прием Назарова - саспенс, благодаря которому простая забавная зарисовка про муравья держит в напряжении не хуже "Психо" Хичкока.



А еще в этом мультике мы может оценить талант Эдуарда Назарова в озвучивании мульт-персонажей. Здесь он озвучил вообще всех персонажей-насекомых, кого-то он озвучивал в других своих и в чужих мультфильмах. Все помнят крылатую фразу "Таити, Таити… Не были мы ни в какой Таити - нас и здесь неплохо кормят" из м/ф "Возвращение блудного попугая" - это тоже Эдуард Назаров ))

1985 - Про Сидорова Вову
Уморительная комедия про бездельника Вову, которого с большим трудом перевоспитала армия.



1987 - Мартынко
Фильм по сказке Б.Шергина, авантюрно-фантастическая комедия про солдата Мартынко.



В интервью Эдуард Назаров жаловался, что в последние годы СССР на "Союзмультфильме" стало невозможно работать. Да и сама режиссерская работа изматывала. Вот что об этом говорил сам режиссер: "Делать кино - тяжелая физическая и психическая болезнь, в которую я каждый раз входил с трудом, а выходил уже не помню как... ". После развала Советского Союза Эдуард Васильевич перестал снимать мультфильмы и посвятил все свое время организационной и преподавательской деятельности. В 1993 году Назаров был одним из создателей известной школы-студии "ШАР", в 2007 году он занял пост худрука на студии "Пилот", после смерти Александра Татарского. Кроме того Эдуард Назаров был вице-президентом международной ассоциации аниматоров АСИФА.

За две недели до написания этой заметки, публикация которой была ранее запланирована на сегодняшний день, появилась новость об уходе из жизни Эдуарда Назарова...

Этот материал также доступен на Яндекс.Дзен.



ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up