Для
тематической кинорулетки "Чехословацкая новая волна".
"Вот придет кот" - фильм-сказка с элементами сюрреализма, который, как я понимаю, любили многие деятели чешской "новой волны", в том числе выдающийся пражский аниматор
Ян Шванкмайер, который как раз в 60-е начал свою режиссерскую карьеру. Что касается Войтеха Ясны - это не самое известное имя среди чехословацких режиссеров. Что представляет его "фирменный стиль" и есть ли он вообще - сказать сложно, и отчетный фильм этот вопрос не проясняет. "Вот придет кот" - самая известная работа Войтеха Ясны и самая успешная (при жюри в Каннах).
Действие происходит в чешском городке, в кадре часто мелькают улочки и площади со старинными домиками - всё это, конечно, красиво.
Городок - очевидная аллюзия на тоталитарное общество. За внешним благополучием скрывается жесткий режим, пресекающий любые публичные проявления свободной мысли и ярких эмоций. Эта тема хорошо показана во взаимоотношениях учителя Роберта (условный "диссидент", самый адекватный персонаж фильма) и директора школы (условный "идеолог"). Общество погрязло в лицемерии и (само)обмане. Устаревшие моральные нормы тормозят развитие молодого поколения. Здесь режиссер ставит перед собой логичную задачу - разоблачение застойного тоталитарного общества, и делает он это с помощью волшебства, а для усиления эффекта использует сюрреалистические мотивы: тему двойников, смешение реального и нереального (фильм начинается и заканчивается фразой "то ли было, то ли не было..."). Но самой яркой сюрреалистической сценой, да и вообще центральной сценой фильма, которая делит действие на 2 очень разные части - это выступление Магического Театра, посетившего Городок.
Сверхспособности участников Магического театра символизируют творческую силу, способную "взорвать мозг" людям с застойным мировоззрением, чтобы перенастроить их на новый тип мышления - это, собственно, одна из главных целей чешской "новой волны". В фильме это происходит с помощью кота, обладающего магической способностью взглядом окрашивать людей в определенный цвет в зависимости от их эмоций и поступков: синие - обманщики, желтые - изменники, красные - влюбленные.
Так происходит разоблачение: каждый видит истинную натуру самого себя и всех окружающих. Однако для каких-то изменений в социальном устройстве этого недостаточно. Просто всем пофиг. Кругом одни обманщики и лицемеры? Ну и ладно, до этого жили неплохо и дальше будем. Во второй половине действие запутывается, как будто режиссер сам понял, что одного разоблачения мало для реальных изменений, но вот что дальше делать - как будто не решил. Фильм скатывается местами в голливудскую мелодраму (романтическая прогулка Роберта с Дианой), потом в детскую сказку типа "Приключений желтого чемоданчика". Изначальный серьезный замысел становится каким-то инфантильным, несерьезным. Неудивительно, что и ключевой конфликт фильма (противостояние "болота" и "свежего взгляда на мир") разрешается самым простым способом - с помощью детей.
Получается, не знаешь, как разрулить сказочный сюжет - используй детей. Беспроигрышный вариант. Ведь против детей никакой самый ужасный тоталитарный режим бессилен - такое правило действует в сказочном кино. Понятно, что аллюзия на реальное состояние чешского общества 50-60-х годов ближе к концу фильма окончательно исчезает. Да и кстати, кот - главный инструмент разоблачения по замыслу - показан каким-то невзрачным и зашуганным.
Намного интереснее выглядит такой кот:
"Вот придет кот" можно воспринимать как хорошую детскую сказку вне контекста чешской "новой волны". По отзывам я понял, что многие видели его в детстве (вроде бы был в советском прокате) и сейчас испытывают теплые ностальгические чувства во время просмотра спустя много лет. Но все-таки аллюзия в основе сюжета указывает на социально-политический замысел фильма, который реализован примерно на 50%. Режиссер не смог грамотно объединить жанр киносказки и актуальные идеи 60-х - всё это перепутано в фильме, и вместо того, чтобы в конце распутать узлы, режиссер их просто отрезает.
Оценка: 7/10