Мастера короткометражной анимации, выпуск №53
Ему бы больше подошла профессия шоумена или тамады. Или телеведущего, которым он кстати был, когда вел на украинском телевидении юмористическую передачу "Золотой гусь", на которой собирались известные персоны и травили анекдоты. Давид Яныч - человек-праздник, душа компании, лучший рассказчик баек, в том числе, из собственной жизни (посмотрите на youtube
запись передачи "В гостях у Дмитрия Гордона" - это угар!). Однажды, еще до войны, отец сводил маленького Давида в кинотеатр, в котором крутились только мультфильмы. В тот день показывали "Похождения Мюнхаузена". После просмотра наш герой твердо определился с будущей профессией - он будет мультипликатором!
На детское мировоззрение серьезное влияние оказали, конечно же, книги - "Дон Кихот", Конан Дойл и особенно "Приключения капитана Врунгеля" Некрасова с иллюстрациями Константина Ротова. Через несколько десятилетий Давид Черкасский сделает первый в Советском Союзе мультипликационный сериал (не цикл мультиков, а именно сериал, в котором следующая серия является продолжением предыдущей) - "Приключения капитана Врунгеля" (1976 - 1979). Позже появятся еще два суперхита - сериал "Доктор Айболит" (1984-1985) и "Остров сокровищ" (1988).
Все эти шедевры советской мультипликации, как и другие работы Черкасского - "золотой фонд" Киевской студии научно-популярных фильмов. В 70-80-е киевское объединение художественной мультипликации составляло серьезную конкуренцию "Союзмультфильму". Украинская школа мультипликации считалась самой сильной среди периферийных, а Давид Янович Черкасский был ее лидером.
Итак, выбор сделан еще в детстве, однако путь к профессии оказался странным и непредсказуемым. По образованию Давид Черкасский - инженер-строитель. В 1959 году при студии Киевнаучфильм было организовано Объединение мультипликационных фильмов. Для первого набора позвали талантливую молодежь, среди которой оказался и Черкасский. Его рисунки по стилю напоминали мультяшек больше, чем работы других художников, поэтому и в штат взяли именно его. Со временем Черкасский привлекает на студию своих талантливых друзей, таким образом в Киеве складывается удивительная команда профессионалов - создателей вышеупомянутых шедевров. Забавно, что за 3 месяца они делали то, что нормальные мультипликаторы делают за год. Остальные 9 месяцев можно было жить в свое удовольствие. Как они успевали? Благодаря новаторским талантам Черкасского, который ради ускорения мульт-производства использовал необычные приемы - например, вставки эпизодов с живыми актерами.
До наших дней дошли легенды о похождениях Черкасского, о которых он сам не против рассказать в различных интервью. Создание мультфильмов действительно было для Давида любимой работой, а жизнь - постоянным праздником. Это видно и по самим мультфильмам - легко вспоминаются ощущения раскрепощенности, легкого опьянения, дерзкого абсурда, которые вызывают "Врунгель", "Айболит" и "Остров сокровищ". Джаз, рок-н-ролл, буффонада, гротеск - постоянные компоненты фильмов Черкасского. Мы не будем подробно останавливаться на самых известных произведениях, все их видели много раз. Обратим внимание на другие работы Черкасского, в которых можно увидеть, как формировался его фирменный стиль.
1969 - Мистерия-Буфф
"Тайна чёрного короля" - дебют Черкасского, заказной агитационный фильм на тему соблюдения правил противопожарной безопасности. Мультик неожиданно получил премию на румынском анимационном фестивале. Потом был "Колумб причаливает к берегу" - по рассказу Ильфа и Петрова. Оба мультфильма пока, к сожалению, недоступны для просмотра. "Бомбой" стала первая крупная работа Черкасского - политическая сатира "Мистерия Буфф" по пьесе Маяковского. Мультипликационное сообщество, видимо, не было готово к такому яркому и дерзкому зрелищу. Хотя никаких запретных идей там нет, да и политика в фильме ограничивается чисто сюжетной функцией (Маяковский в форме сатиры изображает политические явления в стране). Черкасский в интервью часто признается, что он бесконечно далек от политики - эта тема его совершенно не интересует. Поэтому смелость его "Мистерии Буфф" заключается не в политическом подтексте, а в эстетико-художественном подходе.
Фильм вышел в ограниченный республиканский прокат. По сути, оказался полузапрещенным. Много лет "Мистерия Буфф" была недоступна любителям анимации, и только в 2014 году сам режиссер выложил материал на Youtube. В "Мистерии" Черкасский впервые использует игровые эпизоды с участием загримированных артистов, похожих на клоунов и скоморохов.
Для сравнения - кадр из "Острова сокровищ":
В "Мистерии Буфф" вырисовывается фирменный типаж персонажей Черкасского - симпатичный уродец с преувеличенными частями лица. Поэтому, между прочим, в его мультфильмах крайне редко встречаются женские персонажи, которых большой ценитель женской красоты не мог позволить себе изображать в подобном стиле.
1971 - Волшебник Ох
В "Коротких историях" (1970) Давид Черкасский высмеивает стадный инстинкт. Работа визуально очень интересная, но по содержанию ничего особенного, на мой взгляд, не представляет.
Следующим шедевром стал мульт-ужастик "Волшебник Ох" (1971) по мотивам украинской народной сказки. Вспоминаются страшилки Гоголя, которого Черкасский очень любит. Вновь отмечаем потрясающий графический стиль - в данном случае художники мастерски создают атмосферу хоррора.
"Волшебник Ох" - сложная работа с точки зрения изображения многочисленных метаморфоз персонажей, в соответствии с сюжетом. В некоторых эпизодах с превращениями Черкасский использует оригинальный прием, вставляя в анимацию настоящий огонь и дымок. Вот так это выглядит:
1972 - Вокруг света поневоле
"Вокруг света поневоле" - своеобразный приквел к сериалу про Врунгеля. По стилю изображения персонажи приближается к героям истории про кругосветную регату. Тема кругосветного путешествия здесь тоже поднимается. В этом мультике мы видим прообраз Фукса - маленького бродяжку, выдерживающего любые удары судьбы.
А вот настоящий Фукс:
Кроме того в "Вокруг света поневоле" появляются прообразы бандитов из "Врунгеля" и пиратов из "Айболит" и "Острова сокровищ". Крупные носы отныне - главная отличительная черта мультяшек Черкасского.
Еще Давид Черкасский отрабатывает прием "вид из глаз", который потом блестяще будет использоваться во "Врунгеле".
Из "Приключений капитана Врунгеля":
Можно заметить и другие приемы, например, "вспышку", когда персонаж во время быстрой смены эмоции (например, что-то его сильно удивило) на мгновение вспыхивает и резко меняет свое положение. "Вокруг света поневоле" - трюковый мультфильм, в котором сюжет отходит на второй план. В "Приключениях Врунгеля" будут и захватывающий сюжет, и множество трюков.
1975 - Какого рожна хочется
Если в предыдущем мультфильме Черкасский прорабатывал персонажей и экспериментировал с трюками, то в м/ф "Какого рожна хочется" отрабатывается еще один важный компонент с прицелом на будущие шедевры - это визуальный стиль тотальной анимации с эффектом 3D. В "Вокруг света поневоле" декорации были прорисованы все-таки достаточно примитивно. "Какого рожна хочется" ближе к "Мистерии Буфф" - такое же буйство стиля и вызывающая эклетика. В данном случае - сочетание пошлого советского гламура и русского народного стиля. В этой работе Черкасский с командой много внимания уделяют деталям и работе с пространством, в котором возникает ощущение трехмерности. По сюжету это "взрослая" сатира, высмеивающая погоню за модой.
Между "Врунгелем" и "Айболитом" появилась короткометражка "Крылья" (1983) - еще одна сатирическая зарисовка, на этот раз - о вреде гордыни.
***
Развал Советского Союза фатально сказался на судьбе украинской анимации, которой с тех пор фактически больше не существует. Давид Янович, однако, без дела не сидит. Создавая рекламные ролики в 1990-е, зарабатывал даже больше, чем будучи мультипликатором. С 1989 года Давид Черкасский - один из основателей и президент фестиваля "КРОК", который традиционно проводится на борту теплохода, совершающего речной круиз. Скоро Черкасскому исполнится 85 лет - судя по его бодрым выступлениям на украинском телевидении (в Украине он - живая легенда, обладатель множества национальных званий), сил и здоровья ему хватит до 100 лет и больше. Уже не удивляет тот факт, что новым увлечением выдающегося аниматора стало создание компьютерной игры.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).