Билл Плимтон. Независимость дороже миллиона долларов.

Mar 18, 2017 19:26

Мастера короткометражной анимации, выпуск №56

Американцы любят навешивать на своих кумиров громкие ярлыки. Все знают, кто является, например, королем рок-н-ролла (Элвис Пресли), королем поп-музыки (Майкл Джексон) или королем немого кино (Чарли Чаплин). Вот и для нашего сегодняшнего героя нашлось "королевское" звание - король независимой анимации! Вот уже много лет так его называют американские журналисты, коллеги и знатоки анимации. Давайте поглядим, за что Билл Плимтон получил столь престижный статус.




Билл родился в 1946 году в Портленде, детство провел на семейной орегонской ферме, которая работала на самообеспечении. Возможно, эта особенность семейного уклада повлияла на дальнейший карьерный путь Билла, для которого было принципиально важно самостоятельно обеспечивать себя и свои творческие проекты. Стать аниматором Билли решил в детстве, под влиянием мультиков Диснея и Текса Эйвери. Примечательно, что примерно одинаковое влияние на будущего аниматора оказали два направления американской популярной анимации, которые принято противопоставлять друг другу - классический, реалистичный Дисней и бунтарский Эйвери. Противопоставление классики и хулиганства станет ключевым в творчестве Плимтона. Особое влияние на мальчика оказало телешоу "Волшебный мир Диснея", в котором после демонстрации мультиков показывали их создателей. Глазами ребенка аниматоры наверняка выглядели как волшебники, создающие удивительный мир мультгероев. Тогда Билл понял, кем он хочет стать.

После окончания портлендского колледжа, Билл Плимптон в 1968-м переезжает в Нью-Йорк и учится в Школе визуальных искусств. Параллельно Билл работает иллюстратором, автором комиксов. В 70-е рисует непристойные картинки для порножурналов. Известными становятся его политические комиксы. Шаг за шагом Билл приближается к реализации своей мечты - стать аниматором. Первые опыты были еще в Портленде, в Нью-Йорке первые мультики он делает в конце 70-х - начале 80-х. Делает всё сам, в домашних условиях или в своей скромной студии. И вот удача - один из ранних мультиков Плимптона "Ваше лицо" (1987) получает номинацию на Оскар.




В этом бессюжетном мультике виден фирменный стиль Плимтона: сочетание классических образов и грубых, порой отвратительных метаморфоз. В "Вашем лице" один персонаж - солидный старомодный мужчина (возможно, так выглядели банкиры где-нибудь в 1930-е), над которым аниматор всячески издевается - точнее, над его головой. Другими словами, Плимптон выворачивает наизнанку (в том числе буквально) американские культурные стереотипы. Независимый аниматор может позволить себе самые шокирующие и неприличные приемы. "Ваше лицо" - только начало. Вдохновленный успехом, обнаглевший мультипликатор начинает клепать один за другим черные комедии, в которых образцовым представителям американского общества приходится терпеть немыслимые издевательства над своими телами. Плимптон сравнивает свой стиль с независимой музыкой гаражных групы - такой же сырой, грубый, вызывающий. Билл Плимптон также творит в "гараже", в спартанских условиях, и взрывает популярную коммерческую анимацию, как позже "гаражная" группа "Нирвана" взорвет популярную музыкальную сцену.

В 1987-м году студия "Дисней" предложит Плимптону миллионный контракт, от которого тот окажется: аниматор предпочел отказаться от переезда в Лос-Анжелес и остаться независимым творцом в Нью-Йорке, ведь именно этот город, в котором перемешаны десятки разных культур, вдохновляет его на создание новых мультфильмов. В одном интервью Билл рассказывает, что свои идеи он черпает на улицах Нью-Йорка, на которых можно встретить множество странных персонажей. Достаточно прогуляться мимо одного квартала - и вот уже готовы сюжеты для нескольких мультиков.

С конца 80-х до второй половины 90-х Билл Плимптон создал "золотой фонд" своих работ - теперь это уже классика. Плимптон делает не только короткометражные мультики, но и рекламные ролики, видеоклипы и заставки для MTV - вы могли их видеть в российском эфире музыкального телеканала в конце 90-х.




Особый интерес представляют мультфильмы в жанре юмористических "инструкций", напоминающие "Вредные советы" Остера. В "25 способов бросить курить" (1989) автор предлагает экстремальные способы избавления от вредной привычки. "Инструкция" под названием "Как целоваться" (1988), возможно, заставит вас надолго отказаться от этого занятия )) Наконец, "Как заняться любовью с женщиной" (1995) - высшая степень разрушения романтических стереотипов (разоблачение "попсовой" романтики продолжится в м/ф "The Luv Race", 2008).

1988 - Как целоваться



1989 - 25 способов бросить курить



1995 - Как заняться любовью с женщиной



Как видно по картинкам, Плимптону доставляет особое удовольствие расправляться с классическими типажами старого голливудского кино - примерно так же Текс Эйвери расправлялся с "прилизанной" диснеевщиной. Впрочем, Плимптон делает это с любовью к своей культуре, не ради разоблачения или сарказма, а ради развлечения (for fun). Ну и ради заработка. Надо отдать должное американцам, они адекватно воспринимают творчество "короля независимой анимации", не обвиняя его в оскорблении чьих-либо чувств или в кощунстве (у нас такого аниматора давно бы засудили).

В конце 90-х стиль Плимптона усложняется, увеличивается разнообразие персонажей и количество способов их... расчленения. Но самое главное - more sex and violence! В этом периоде необходимо отметить сборник "черных" анекдотов "Секс и насилие" (1997) и продолжение "Больше секса и насилия" (1998). Все сюжеты тематически связаны с тем, что вынесено в название. Слабонервным такое лучше не смотреть. Это первоклассный экстремальный юмор, который далеко не всем можно рекомендовать.







Из следующих работ Плимптона хочется отметить "Ешь" (2001), которая перекликается со шванкмайеровской "Едой" (1992) - оба мультфильма вызывают отторжение от процесса поглощения пищи.




В 2000-х Плимптон создает серию мультиков про милую собачку, приносящую неприятности своим хозяевам и всем окружающим: "Собака - охранник" (2004), "Пес-поводырь" (2006), "Пёс в огне" (2008), "Влюбленный пес" (2009). Несмотря на обилие разрушений и телесных увечий, эти мультики можно даже показывать детям. Но осторожно.













Выбивается из экспрессивного стиля Плимптона прекрасная романтическая история "Вентилятор и цветок" (2005).




Еще один визуально нетипичный мультик аниматора - "Спираль" (2005), выполненная в минималистичном стиле. Это "черная" пародия на абстрактное искусство, недоступное для понимания широкой публикой. Плимптон высмеивает разделение искусства на "широкое" попсовое и "узкое" эстетское. "Спираль" - это щелчок по носу всем, кто воспринимает произведения искусства стереотипно и потребительски. Заодно и щелбан по лбу разного рода артхаусным художникам, маскирующим свою бездарность эстетским выпендрежем.




Чем дальше, тем более разнообразным становится творчество Билла Плимптона. Неизменными остаются его фирменное чувство юмора и, конечно же, финансовая и творческая независимость. В начале 90-х аниматор осваивает полнометражный формат - сейчас в его фильмографии 6 полнометражных мультфильмов, а количество короткометражек уже не поддаются точному подсчету.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up