Мастера короткометражной анимации, выпуск №67
Галина Сергеевная Баринова - одна из главных и одна самых успешных мультипликаторов-экспериментаторов "Союзмультфильма". В подтверждение этого тезиса - два факта из биографии. Первый: Галина Баринова входила в группу молодых советских аниматоров, которые в конце 60-х придумали и реализовали детский мульт-журнал "Веселая карусель", в котором начинающие режиссеры получили возможность экспериментировать и искать собственный стиль (сама Баринова в их числе). Второй факт: Галина Баринова - жена
Анатолия Петрова, выдающегося экспериментатора в анимации, изобретателя нескольких анимационных техник. Петров также входил в группу инициаторов "Веселой карусели". Муж и жена много лет помогали друг другу в работе: один супруг так или иначе был задействован на проекте другого. Дочь Г.Бариновой и А.Петрова - Галина Петрова - стала художником-постановщиком и с 1985 года работала с матерью. Вот такая удивительная семья образовалась в советской анимации. К сожалению, об этом уже мало кто знает...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/197102/120934561.277/0_1fb886_63891fe5_orig.jpg)
Анатолий Петров и Галина Баринова
По размаху экспериментов Галина Баринова все-таки стоит в тени своего мужа, который брался за крайне трудоемкие техники создания анимации в кинематографическом стиле. Баринова ближе к традиционной советской анимации, ее работы выполнены на самом высоком техническом и художественном уровне, пускай и нет среди них суперхитов типа "Винни Пуха" и "Простоквашино". Мультфильмы Бариновой - это всегда что-то новенькое с визуальной точки зрения, это всегда увлекательное действие, в котором изображение и звуковое сопровождение находятся в плотной гармонии. Почти для каждого мультика Бариновой сочинялась оригинальная песня, привлекались музыкальные коллективы, а для озвучки - известнейшие советские киноактеры и актрисы. Эти мультфильмы интересны зрителю любого возраста, они и сейчас не кажутся устаревшими - во многом благодаря визуальным экспериментам, которые вносили свежую, современную струю в традиционный подход создания анимации. Кроме того, работы Бариновой и Анатолия Петрова - это своеобразный памятник уже невостребованным мультипликационным техникам: на что уходили месяцы работы, сейчас можно сделать за несколько дней или часов с помощью компьютера. Баринова использовала некоторые наработки мужа, особенно это видно во второй половине 80-х, когда в некоторых ее фильмах персонажи излучают специфическое свечение.
Галина Баринова родилась в Москве в 1939 году, в 1956-59 годах прошла курсы мультипликаторов, до этого закончила Полиграфический институт (отделение книжной графики). На "Союзмультфильме" Галине пригодились знание мировой живописи и умение работать с различными графическими стилями. в качестве художника она сотрудничала с
Хитруком, Снежко-Блоцкой,
Степанцевым, сестрами Брумберг и другими мастерами. С 69 года сама становится режиссером - это был как раз старт мульт-журнала "Веселая карусель".
Первый же эпизод для "Карусели" у Бариновой получился экспериментальным: мультик "Мозаика" состоит исключительно из треугольников, в которых легко узнаются домашние животные. "Мне же всегда хотелось, чтобы нарисованная картинка ожила и все поверили, что видят не треугольник, а кошку" (из
интервью).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/197923/120934561.277/0_1fb88e_322ab2e4_orig.jpg)
Для следующих выпусков "Карусели" Галина Баринова создала еще 5 коротких детских мультиков, самый известный - про то, как лесные животные делили апельсин. В 1978 году появляются два мультика по абсурдным детским стишкам Ирины Пивоваровой, которые прямо просятся для экранизации в виде мультфильмов (см.
Александр Горленко). Речь идет о м/ф "Посылка" и "Жирафа и очки".
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16187/120934561.277/0_1fb88f_4cd4009d_orig.jpg)
Вероятно Галина Баринова очень любит животных, ведь почти во всех ее мультфильмах основные роли исполняют зверушки, люди же мелькают только в эпизодах, как например, хозяйка ленивого кота в "Хитрой вороне" или старик со старухой в "Коте Котофеевиче". Особое место в фильмографии Бариновой занимает цикл мультфильмов по русским народным сказкам про лесных животных, причем, графический стиль каждый раз меняется, поэтому мы видим Лису Патрикеевну, Серого Волка, медведя, зайца в разных обличьях. Благодаря интересным изобразительным решениям и оригинальной музыке эти мультфильмы выделяются среди многочисленных советских мульт-сказок.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/239438/120934561.277/0_1fb893_300bb94d_orig.jpg)
1981 - Кот Котофеевич
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/220200/120934561.277/0_1fb890_e79189e4_orig.jpg)
1982 - Лиса Патрикеевна
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9795/120934561.277/0_1fb894_41ae7715_orig.jpg)
1983 - Волчище - серый хвостище
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/42385/120934561.277/0_1fb892_615c426d_orig.jpg)
1984 - Медведь - липовая нога
С середины 80-х начинаются самые интересные эксперименты Галины Бариновой. Следующие 6-7 работ - это действительно "энциклопедия стилей" с отсылками на авангардную европейскую живопись, зарубежную карикатуру, фантастические графические романы (комиксы). Достаточно смело Баринова соединяет авангард и русский фольклор - это анимационная баллада "Когда песок взойдет" (1986) и "Когда-то давно" (1990) - фантастическая история, выполненная в стиле европейских комиксов, сюжет напоминает известную сказку про Змея Горыныча.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/241199/120934561.277/0_1fb896_f8d27897_orig.jpg)
1986 - Когда песок взойдет
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/231315/120934561.277/0_1fb895_b1fdd2b4_orig.jpg)
1990 - Когда-то давно
В "Шурале" (по мотивам татарского фольклора) присутствуют психоделические мотивы. "Лев и 9 гиен" (по африканской сказке) сделан в стиле современной зарубежной карикатуры. В м/ф "Иван-царевич и Серый волк" использован билибинский стиль сказочных иллюстраций. "Перфил и Фома" (по сибирской сказке) и "Шут Балакирев" (по анекдотам Петровской эпохи) - здесь в основе стиле лежат русские изразцы 17 века.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5401/120934561.277/0_1fb897_1b2eceb5_orig.jpg)
1987 - Шурале
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/114207/120934561.277/0_1fb898_db1914d_orig.jpg)
1985 - Перфил и Фома
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/53638/120934561.277/0_1fb89a_9d8ac08c_orig.jpg)
1993 - Шут Балакирев
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/30602/120934561.277/0_1fb899_13ced152_orig.jpg)
1988 - Лев и 9 гиен
После развала СССР, вместе с которым рухнула и экономика мульт-производства, Галина Баринова сотрудничает со студией "Кристмас Филмз", на которой многие мастера "Союзмультфильма" получили возможность работать и хоть что-то зарабатывать в те сложные годы. Первый мультфильм студии - это "Иван-Царевич и серый волк" Бариновой. В то же время и структура под названием "Союзмультфильм" продолжает существование - под вывеской "СМФ" выходит "Шут Балакирев", последняя режиссерская работа Галины Бариновой. В дальнейшем она уходит в преподавание, а последние годы занимается творчеством в свое удовольствие.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).