Валерий Угаров. Говорящая фамилия

Jul 08, 2017 16:40

Мастера короткометражной анимации, выпуск №69

Валерий Михайлович Угаров - один из главных визионеров советской мультипликации, создатель культовых мультфильмов, которые вы найдете в любом списке типа "самые безумные советские мультики" или "лучшие психоделические мультики". Эти угарные мультфильмы абсолютно соответствуют фамилии своего создателя. Если взглянуть в его биографию, то мы увидим, что в творческой деятельности его окружали такие же яркие мастера визуального буйства: великий мульт-сюрреалист Андрей Хржановский заметил талант молодого художника Угарова и пригласил его в свою команду, затем, когда Угаров сам стал режиссером, было многолетнее сотрудничество с Анатолием Петровым, главным визуальным экспериментатором на "Союзмульфильме". Валерий Угаров был среди основателей альманаха "Веселая карусель", в котором начинающие режиссеры анимации обкатывали необычные техники и пробовали смелые изобразительные решения.




Путь к самостоятельной режиссерской карьере у Валерия Угарова был достаточно предсказуемым. Художнику, родившемуся в Москве, не потребовалось никуда переезжать ради осуществления мечты. Угаров закончил художественное училище, потом Архитектурный институт, в 1961 году окончил курсы на "Союзмультфильме", несколько лет работал мультипликатором, художником-постановщиком. И вот в 1969 году появляется "Веселая карусель", известная заставка для которой была сделана именно Угаровым. Полноценный режиссерский дебют состоялся чуть позже, в 1971 году, для третьего выпуска "Карусели". Угаров делал сюжеты еще для трех выпусков. Давайте посмотрим на эти интересные работы.

"Разгром" (1971) - немного хулиганский мультик, по короткому стихотворению Эдуарда Успенского. Если помните, это там, где "был на квартиру налет", "к нам заходил бегемот". Какой же бардак устроили мальчики - герои стиха - читатель мог только воспроизвести в своем воображении. Воображение Угарова сработало достаточно экстремально: показанный им разгром в квартире вызывает и смех, и ужас!




Как отмечает Сергей Капков в книге "Наши мультфильмы", "тема беспорядка, весёлого разгрома, озорства, непоседливости возникает и в следующих его «карусельных» сюжетах". Я бы сформулировал иначе: сохраняется свобода воображения, а основным мотивом детских мультиков Угарова становится гиперактивность - как признак детской жажды познания мира. Герои угаровских мультиков - ребята школьного возраста, у которых происходит внутренняя борьба: с одной стороны, неуемная энергия подталкивает их к хулиганским поступкам, с другой стороны, социум требует от них "правильного" поведения. В итоге герои выбирают "золотую середину", направляя свою гиперактивность в сторону познания мира и развития творческих способностей. Даже если брать "каруселевские" сюжеты, в которых действуют животные ("Про чудака лягушонка", "Бабочка и тигр"), то их можно рассматривать как игру детского воображения, которое, с точки зрения психиатрии, покажется немного нездоровым. Оба мультика демонстрируют безумные метаморфозы: лягушонок превращается в корову и обратно, а полосатый матрас в зоопарке "превращается" в тигра. И какая же здесь может быть мораль? Никакой. Только свобода воображения.







Начиная с "Лягушонка" формируется фирменный стиль Угарова под влиянием психоделического и сюрреалистического искусства. Этот стиль продержится до середины 80-х. Можно сказать, 1970-е - это "золотой век" Валерия Угарова. В 1973-м появился психоделический сюжет для "Веселой карусели" - "Не про тебя ли этот фильм?", про девочку, которая с большим трудом справляется со своей гиперактивностью.




Морализаторский сборник сатирических эпизодов "Проделкин в школе" (1974), созданный совместно с Анатолием Петровым и Геннадием Сокольским, можно было бы пропустить (настолько далека от угаровских идей тема перевоспитания ребенка под идеологические стандарты), если бы не главный герой Проделкин, являющийся прообразом школьника Лейкина в мини-сериале "На задней парте". Я не знаю, кто отвечал за создание образа Проделкина, но он выглядит явно чужеродно на фоне морализаторского сюжета.




"На задней парте" (1978 - 1985) состоит из четырех 10-минутных эпизодов. Первые два - шедевры, последние, к сожалению, слабее и нарисованы как-то небрежно. Своим циклом Валерий Угаров мотивировал (без всякого нудного морализаторства и идеологических устрашений) советских школьников учиться хорошо и активно познавать мир. "На задней парте" - это прорыв в анимации научно-познавательного направления! Сложные (для школьного уровня) научные концепции подаются увлекательно, с озорством и визуальной смелостью. Здесь Угаров соединяет стиль комикса и сюрреализм с элементами психоделии. Визуальный стиль получился очень насыщенный, местами взрывной и немного эпатажный. По мультику даже была выпущена книга с комиксами.










Особенно меня удивило использование грубоватого просторечного выражения "нафига", которое я с трудом могу представить в советскому мультфильме. Однако вот оно:




В 1976 году выходит, пожалуй, главный психоделический шедевр советской мультипликации - "Шкатулка с секретом". Здесь очевидно влияние аниматора Джорджа Даннинга и его "Желтой подводной лодки" (1968).



1968 - Желтая подводная лодка




Тему детской жажды познания Угаров реализует в безумной форме, выходя практически на уровень измененного состояния сознания. Ребенок засыпает и видит сон о том, что происходит внутри загадочной шкатулки. Очень интересно узнать, какие препараты надо применять, чтобы видеть ТАКИЕ сны!




"Шкатулка с секретом" - это еще и анимационный рок-мюзикл. Насколько яркие здесь визуальные образы, настолько продвинутые здесь песни и музыка.




Следующим шедевром Угарова стал "Халиф-Аист" (1981) по сказке В.Гауфа. Еще одна безумная визуальная смесь - образы из классической восточной сказки и современный сюрреализм. В некоторых сценах в памяти всплывает что-то из Сальвадора Дали.







В перестроечные годы стиль Угарова становится более мрачным, депрессивным - обычное дело для той эпохи. Мультфильмы Угарова этого периода уже нельзя назвать детскими. "Сапожник и русалка" (1989) - типичный "мультфильм для взрослых", с отталкивающим шизофреническим стилем и элементами эротики.







"В поисках Олуэн" - сказочный мультфильм, созданный совместно с Великобританией, выполнен ближе к традиционной рисованной анимации в средневековых кельтских декорациях.




В сложные постперестроечные годы Валерию Угарову удалось продолжить режиссерскую карьеру, аниматор оказался востребованным в различных международных проектах: сборник мультипликационных экранизаций классических опер "Operavox" (эпизод "Волшебная флейта"), проект "Сказки народов мира" (м/ф "Волшебная кисточка", по китайской сказке), сборник "Кентерберийские рассказы" (эпизод "Рассказ купца") и другие. Несмотря на то, что все работы Угарова в 90-е высокого художественного и технического качества, фирменного "угарного" мы, к сожалению, больше не увидим - за исключением "Волшебной флейты" (по опере Моцарта), в которой переплетаются фольклорные и сюрреалистические образы. Как отмечает исследователь анимации Георгий Бородин, в этот период "существенную роль играли творческие рамки, поставленные британскими партнёрами".



1995 - Волшебная флейта



1997 - Волшебная кисточка

Валерий Угаров продолжает работать и в 2000-е. Полнометражный м/ф "Бабка Ёжка и другие", по стилю хоть и близок к угаровскому в "золотой век", всё же получился неудачным. На этом история заканчивается. В 2007 году, как сообщили информационные агентства, "от остановки сердца скончался известный режиссер-мультипликатор, Заслуженный деятель искусств России Валерий Михайлович Угаров".

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up