Мастера короткометражной анимации, выпуск №72
Чешка Михаэла Павлатова получила известность благодаря раскрытию одной из самой сложных проблем - сложных не только для анимации, но и вообще для человеческой жизни - проблемы взаимоотношения полов. Как сделать мультик "об этом", чтобы получилось не пошло, не фальшиво, чтобы с иронией, но в меру? Павлатова - аниматор без комплексов - кажется, нащупала подходящий стиль, динамичный и меняющийся. Каждый раз Михаэла подходит к теме немного по-разному: где-то более деликатно, а где-то радикально. Добрый юмор может смениться черным, на первый план выходит то оптимизм, то пессимизм. Не поймешь, то ли мизантропка она, то ли идеалистка... Давайте попробуем разобраться.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/241830/120934561.28a/0_2005c4_7f65105b_orig.jpg)
Михаэла родилась в Праге - одном из важнейших центров анимации Европы. С детства любила рисовать, в 1987 году окончила пражскую Высшую школу прикладного искусства, тогда и начала создавать мультфильмы. На рубеже тысячелетий был период работы в Сан-Франциско (развлекательный канал WildBrain). Сейчас живет и работает в Праге, преподает анимацию в нескольких учебных заведениях.
Михаэла Павлатова сразу же взялась за тему, которая станет главной в ее творчестве. Сначала она была более широкая - проблема коммуникации между людьми, постепенно она сужалась до уровня семейных отношений, наконец, оформилась в контексте межполовых отношений. Если для раннего периода Павлатовой подходит бергмановское название "Сцены из супружеской жизни", то поздний период изображает эротические фантазии героев без привязки к их социальному и семейному статусу.
Если разбирать работы Павлатовой по степени охвата проблемы - от масштабного до частного - то первым будет мультфильм "Слова, слова, слова" (1991) о сложностях, которые возникают в общении между людьми в разных ситуациях, в том числе, когда между мужчиной и женщиной зарождается романтическое чувство. На мой взгляд, это лучший фильм Павлатовой, в котором остроумно обыгрываются коммуникационные стереотипы. Здесь Павлатова использует прием, характерный для ее ранних работ - визуальная "материализация" общения и эмоций, которые возникают в процессе. Вот как это выглядит:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/769660/120934561.28a/0_2005c1_faf5d3e2_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/224193/120934561.28a/0_2005c2_a00e1b49_orig.jpg)
В первом, "бергмановском" мультфильме "Этюд из альбома" (1987) мы видим похожий прием. Муж пытается навязать супруге свою точку зрения (буква "А"), жена же деликатно продавливает свою позицию (буква "Б"). В результате, конфликт плавно перетекает в семейную идиллию. Павлатова говорит нам: несмотря на то, что брак - это конфликт интересов и борьба взглядов, всегда можно найти компромисс и достичь семейной гармонии.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/370413/120934561.28a/0_2005c5_ad3678b3_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/202385/120934561.28a/0_2005c6_ab784499_orig.jpg)
В "Кроссворде" (1989) впервые у Павлатовой прямо говорится о сексуальных отношениях между супругами. Проблемы в коммуникации приводят к проблемам в интимной сфере. Или наоборот? Так или иначе, всё взаимосвязано. Кроссворд - хорошая двойная метафора: это запутанность слов, мыслей, эмоций, а также иллюзорность любви, которая существует лишь "на бумаге", как слово, вписанное в кроссворд. Как видно, оптимизм "Этюда" куда-то исчез.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/233577/120934561.28a/0_2005c7_7ff8a37_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/241830/120934561.28a/0_2005c8_7cd363bc_orig.jpg)
"Повтор" (1995) - одна из ключевых работ Павлатовой, она даже входит в список "
100 лучших анимационных лент века". Зацикленность человека на стереотипах из-за страха или нежелания расширить свое сознание (вспоминается психологическое выражение "застрять в гештальте") ведет к повторяемости одних и тех же ситуаций в общении с противоположным полом. Это один из главных мотивов в мультфильмах Павлатовой. Внесите спонтанность в свою жизнь, разорвите привычный круговорот жизни - тут же начнутся перемены к лучшему, раскроется ресурс любви. Конечно, я коряво выражаюсь с точки зрения психологии, лучше посмотрите мультфильм "Повтор" - он как раз об этом. К теме повторов Михаэла вернется в 2015 году в короткой зарисовке "Сердца".
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/236239/120934561.28a/0_2005c9_aaf4b5bb_orig.jpg)
В 1998 году Михаэла Павлатова и режиссер-документалист Павел Коутецки представили фильм "Отныне и во веки веков", в котором сочетаются документальные съемки и анимационные эпизоды, выполненные в разных стилях. В нескольких эпизодах Павлатова изображает негативные стороны семейной жизни: эмоциональную незрелость, отсутствие самоуважения, нехватку страсти, внутреннее одиночество и т.д. Уж не разочаровалась ли Михаэла в институте брака?
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/202385/120934561.28a/0_2005ca_4a372888_orig.jpg)
Такой вывод вроде бы подтверждает "черный" минутный мультик "Семья Маллрой" (2001), в котором семейную идиллию буквально переезжает поезд.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/517809/120934561.28a/0_2005cb_43743bbe_orig.jpg)
Можно обратить внимание, что персонажи в очках ведут себя как слепые котята, что, возможно, символизирует традиционную семью как путь к эмоциональной слепоте и вообще как жизненный тупик. Интересно было бы провести параллели с семейной жизнью самой Павлатовой, но никакой информации по этому поводу мне найти не удалось.
Следующие фильмы Михаэлы Павлатовой полны угара и эротического хулиганства, от семейной темы там ничего не осталось. "Карнавал животных" (2006) - гимн сексуальной раскрепощенности, работа достаточно смелая, на грани пошлости. Кому-то покажется, что даже за гранью. Мне кажется, мультфильму не хватает эстетичности, смотреть его немного неприятно.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/768433/120934561.28a/0_2005cc_d96d0f7e_orig.jpg)
Эротическим фантазиям посвящен и "Трамвай" (2012). Здесь много сцен во фрейдистском духе. Радует, что заканчивает свою последнюю на данный момент работу Михаэла Павлатова не эротическим буйством, а спокойным романтическим чувством. Михаэла верит в любовь, но в чистом виде проявляется она в нашей жизни очень редко.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/478662/120934561.28a/0_2005cd_84f696e9_orig.jpg)
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).