Кихатиро Кавамото. Страсть и демонизм в кукольной анимации

Sep 16, 2017 17:02

Мастера короткометражной анимации, выпуск №78

В стране победившего аниме короткометражной авторской анимации приходится особенно тяжело. Японцы если и смотрят анимацию, то полнометражные мультфильмы или бесконечные аниме-сериалы. У короткометражной анимации в Японии остается два пути: стать прикладной (учебные мультики, рекламные ролики) или уйти в андерграунд (развиваться в рамках узкой местной тусовки и получать признание на международных фестивалях). Хитрые японские аниматоры умудряются сочетать оба направления: первое позволяет заработать средства на второе. Кихатиро Кавамото - яркий представитель такой, с позволения сказать, бизнес-модели. А между делом еще и один из самых выдающихся кукольных аниматоров за всю историю.




Кихатиро Кавамото родился в Токио в 1925 году, с детства интересовался искусством изготовления кукол, а после знакомства с ранними мультфильмами Иржи Трнки понял, что хочет быть кукольным аниматором. С 1946 года работает на студии "Тохо", создавая учебные и познавательные мультфильмы, в 1950-х начинает работать вместе с легендарным Тадахито Мотинагой, основателем японской кукольной анимации. В 1959 году открывает собственную студию для производства, в том числе, рекламных кукольных мультфильмов. Ближе к середине жизни Кихатиро решается переломить свою творческую карьеру и в первой половине 1960-х уезжает в Европу, где проходит стажировку у Иржи Трнки в Праге, перенимает опыт у Бржетислава Пояра, Романа Качанова (во время стажировки на "Союзмультфильме"). Как мы видим, Кихатиро встретился с крупнейшими мастерами кукольной анимации Восточной Европы того времени. После возвращения в Японию Кавамото начинает заниматься авторской короткометражной анимацией.

Следуя завету Трнки, Кихатиро Кавамото черпает идеи для своих мультфильмов в богатой японской традиционной культуре. В его анимации сходятся в одну точку три направления японской культуры: национальные театральные традиции (драматический театр но, синтетический театр кабуки, кукольный театр бунраку), исторические легенды и народные предания (в частности, кайдан - фольклорные ужастики) и, наконец, японские буддистские учения и притчи. Но всё это проявилось у Кавамото не сразу - первые годы аниматор экспериментирует с техниками и стилями, создавая странные работы, почти не понятные без знания контекста. "Ломать ветви запрещено" (1968) - кукольная комедийная зарисовка, в которой, возможно, содержится мораль о том, что не стоит злоупотреблять сакэ.




"Антропоциничный фарс" (1970) - авангардный мультфильм по рассказу провокационного японского писателя-модерниста 1920-30-х годов Риити Ёкомицу. Чтобы в полной мере понять смысл этого фильма, нужно знать французский язык, на котором произносится весь закадровый текст (и его немало). Примерное описание сюжета выглядит так: главный герой (некто типа проповедника) обращается к толпе людей, сравнивая их существование с собачьими бегами.




"Путешествие" (1973) - сюрреалистический трип девушки, наблюдающей запутанные видения с элементами разных исторических эпох и культур. Пользователь Rutracker.org asigaru интерпретирует сюжет с точки зрения буддистской символики: "(...) В чаньской традиции, как и вообще в маяхаяне, для адепта важен не столько уход в нирвану (что, собственно, только часть просветления), а возвращение из оной в самсару, дабы, будучи уже отчищенным от сансарических ядов и могущим действовать максимально эффективно, помочь освободиться остальным бесчисленным живым существам. и этот тезис частенько подается как некое ПУТЕШЕСТВИЕ туда/обратно". В общем, какой-то буддистский сюрреализм.




В 1974 году Кавамото, используя технику перекладок, сделал мрачный и холодный экзистенциальный фильм "Жизнь поэта" по одноименному гуманистическому рассказу Кобо Абэ, в котором писатель касается проблемы обесценивания человеческой жизни в условиях научно-технического прогресса.




Свои главные шедевры - кукольные мультфильмы, глубоко осваивающие буддистскую эстетику - Кихатиро Кавамото создает, начиная с 1976 года. Можно выделить условную "дилогию страсти", в которую входят "Обитель Додзё" (1976), "Огненный дом" (1979). Оба мультфильма очень красивые и достаточно динамичные для кукольной анимации. Вы сразу оцените высокое мастерство изготовления кукол, которые у Кихатиро получаются очень выразительными, живыми (в некоторых сценах кажется, что сквозь дымку проступает силуэт живого актера), несмотря на то, что их лица представляют собой традиционные японские театральные маски со статичной мимикой. В оживлении своих кукол Кавамото действительно достиг совершенства! Его персонажи чудесным образом передают тонкие эмоции и глубокие переживания, а каждая сцена наполнена особой атмосферой.




Перед тем, как перейти к дилогии, вспомним про ранний кукольный мультфильм Кавамото "Демон" (1972), в котором аниматор впервые серьезно обратился к фольклорному материалу. Это история в жанре кайдан о том, как два брата во время охоты встречают демона. В это время у них дома лежит больная мать, и между этими двумя ситуациями есть какая-то связь.




"Обитель Додзё" (1976) - буддистская легенда про монаха-отшельника, в которого влюбилась девушка. "Влюбилась" - мягко сказано, на самом деле, там возникает страсть, переходящая в одержимость (демонизм). Монаху приходится пройти через длительные духовные испытания, чтобы сдержать демоническую силу. Правда, такой сюжет звучит поверхностно и не отражает в полной мере философскую глубину мультфильма.




Трагическая история страсти показана и в м/ф "Огненный дом" (1979). В фильме путнику рассказывают старинную легенду о девушке, в которую влюбились сразу двое мужчин - один поэт, второй воин. В этом любовном треугольнике возникает разрушительная цепь чувств, приводящая к жестокой развязке.




Исследовать природу страсти (как противоположность любви - духовного чувства) Кихатиро Кавамото продолжает в мультфильме "Шиповник, или Спящая красавица" (1990), созданном на студии Иржи Трнки. На этот раз аниматор обращается к европейской сказке про "Спящую красавицу", точнее, к ее неожиданной интерпретации от японской актрисы и писательницы Кёко Кисиды. Кавамото и Кисида показывают нам не классическую сказку про принца и принцессу, а более "взрослую" историю, в которой упор делается на чувственность, страсть, сексуальность. В мультфильме даже присутствуют эротические сцены.




Если смотреть подряд "Обитель Додзё", "Огненный дом" и "Спящую красавицу", можно заметить один общий символ - сакуру. Цветы сакуры у Кавамото предвещают некий эмоциональный всплеск. Как у Копполы в "Крестном отце" появление в кадре апельсинов предвещает чью-то смерть.




"Стрельба без выстрела" (1988) - самый зрелищный и самый доступный для понимания шедевр Кихатиро Кавамото. Это еще одна буддистская легенда - история о лучнике, который стремился стать лучшим в мире. В поисках лучшего наставника герой выясняет, что вершина мастерства для лучника - это "стрельба без выстрела". В завершающих титрах режиссер привязывает эту легенду к современному миру, в котором слишком много войн и агрессии. "Фильм предлагает человеческому уму заинтересоваться возможностью пребывания в мире".




Кихатиро Кавамото также снимал полнометражные фильмы, изготавливал куклы для телесериалов, в 2003 году организовал анимационный проект "Зимние дни", для которого 35 режиссеров сняли по короткому эпизоду по стихам Мацуо Басё. В 1989 году Кихатиро стал Президентом Японской ассоциации аниматоров. В 2010 году аниматор умер от пневмонии в возрасте 85 лет. Мастерство кукольной анимации Кихатиро Кавамото высоко ценится аниматорами со всего мира, и в Японии его помнят и ценят. Для кукол Кавамото даже сделали целый музей - он находится в городе Иида (префектура Нагано).

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up