Мастера короткометражной анимации, выпуск №91
Натан Озиасович Лернер относится к редкой категории аниматоров-поэтов. Дело не только в том, что Натан Лернер сам писал стихи и был знатоком поэзии. Его мультфильмы - это ожившая поэзия, но не в буквальном смысле (экранизации поэм и стихотворений), а по настроению. Анимация Лернера вполне популярная, ориентированная на широкую зрительскую аудиторию, включая его рисованные и кукольные мультфильмы. Но чувствуется, что создавал их поэт - человек ранимый, с тонким мироощущением, устремленный к духовным ценностям - прежде всего, к Любви. Побочные эффекты поэтической натуры также проявляются в его творчестве: чрезмерный идеализм, оторванность от реальности, обреченность на постоянное внутреннее одиночество. Примерно такой портрет аниматора вырисовывается
по воспоминаниям хорошо знавших его деятелей искусства (к 70-летию со дня рождения Натана Лернера). "Он был служителем искусства", "он был добрым, невероятно богатым духовно", "до щепетильности справедливый и честный", - вот что о нем говорят. На данный момент эти воспоминания - самый ценный источник информации о нашем герое, так как биография его пока что никем серьезно не изучена (возможно, где-то есть неопубликованные в открытом доступе исследования).
Известно, что Натан Лернер родился в Баку в 1932 году, к началу 50-х он уже обитает в Москве, где заканчивает художественное училище МАХУ по специальности учитель рисования и черчения. В 1959 году заканчивает художественный факультет ВГИКа, получает специальность художника мультипликационного кино и устраивается на "Союзмультфильме" художником-постановщиком. Стремясь к самостоятельной режиссерской деятельности, Лернер переходит в начале 70-х в телевизионную мультипликацию - на студию "Мульттелефильм" творческого объединения "Экран". Там его ждет успешная 20-летняя режиссерская карьера с редкими "вылазками" на "Союзмультфильм".
Кого должен любить чёрт?
Несмотря на то, что самые известные персонажи Лернера - барон Мюнхаузен, чертенок №13, поющий кот ("Кот, который умел петь") - относятся к разным формам жизни (человек, нечисть, животное), все они представляют собой один и тот же образ, альтер-эго режиссера. Каждый из этих героев - поэт в широком смысле этого слова, идеалист, одухотворенная натура, оторванная от земли (что и приводит к конфликтам и недоразумениям). Посмотрите, как поэтичны безумные фантазии Мюнхаузена - они ложные по факту, но правдивы, потому что прекрасны! Высокое искусство не может лгать - где-то на своем высоком уровне оно отражает некую Абсолютную Истину. Кот-музыкант - поэт и в буквальном смысле, безнадежный романтик, влюбленный в идеальный образ кошечки, не имеющий ничего общего с ее реальной сущностью.
Похожие вещи можно сказать про менее известных персонажей из мультфильмов Натана Лернера - это, например, юный скрипач ("Три типа и скрипач", 1993), чья музыка облагораживает шайку гопников; это Слон, испытывающий платоническую любовь к перелетной птичке ("Слон и Пеночка", 1986); это в какой-то степени и Мук-скороход из одноименного мультфильма, в котором показана метафора полета души и тела, оторванности от земли. Но ключевым (а также самым известным) персонажем всего мультипликационного творчества Лернера является, безусловно, Чертенок Тринадцатый, в образе которого идеализм, любовь ко всем и ко всему, вера в добро доведены до абсолюта. Помните этот момент? На вопрос учителя "кого должен любить чёрт" главный герой робко отвечает: "Любить... всех". Наверняка любой психолог скажет, что нельзя быть таким, потому что для выживания в нашем суровом мире необходимы более приземленные качества. В связи с этим мультик про чертенка может быть для кого-то вредным, так как засоряет мозги зрителя лишними иллюзиями. Тема сложная, не будем сейчас тратить время на ее раскрытие. На мой взгляд, если вкратце, всё полезно в меру. "Чертенок №13" - шедевр, в том числе, потому, что в нём отмерена идеальная доза сентиментальности. Улёт в высокодуховные сферы после просмотра ребенку не грозит, а полезный импульс к развитию эмпатии он получит.
Любовь к животным
Одно из проявлений безусловной любви поэта ко всему сущему - это любовь к братьям нашим меньшим. Для Натана Лернера это один из основных мотивов в его мультфильмах. В том же "Чертенке №13" есть яркий персонаж - ручной дракончик, чья фраза стала крылатой ("еще хочу!"). В нескольких мультфильмах привязанность к животным - необязательно домашним - становится основой сюжета. Яркий пример - "Марусина карусель" (1977), в которой показана дружба карусельной лошадки (примечательно, что в этом мультике карусельные животные - как бы ненастоящие, но воспринимаются как полноценные представители фауны) и мальчика. Совершенно фантастическая история происходит в м/ф "В зоопарке - ремонт!" (1987): после закрытия зоопарка жители города запросто забирают диких животных к себе домой, кто кого хочет. Проблема возникает лишь с жирафом, так как он из-за роста не помещается в стандартную советскую квартиру, но героям мультфильма удается разрешить эту ситуацию. В мультике "Плюх и Плих" (1984) семья без проблем забирает к себе двух псов, которых чуть не утопил прежний хозяин.
Для аудитории постарше предназначены несколько мультфильмов о привязанности животных друг к другу. Очевидно, зверюшки здесь олицетворяют людей, а сюжете спроецированы проблемы, возникающие между влюбленными в реальной жизни. "Малиновка и медведь" (1983) - мультик о дружбе двух очень непохожих друг на друга существ: огромного грубоватого медведя и утонченной птички-малиновки. Взрослый зритель легко спроецирует сюжет на распространенные ситуации во взаимоотношениях реальных людей, когда, например, один чересчур "приземленный" супруг не принимает творческие (поэтические) порывы второго супруга, считая их легкомысленным вздором. Если в отношениях есть любовь, то принятие в итоге происходит. "Слон и пеночка" (1986) - это, на взрослый взгляд, притча о взаимоотношениях двух романтиков-идеалистов, которые не могут разобраться, чего они хотят друг от друга. Вышеупомянутый мультфильм "Кот, который умел петь" (1988) показывает привязанность кота-идеалиста к инфантильной кошечке, которую интересует лишь телевизор. Режиссер - не психолог, он не разбирает по винтикам модели отношений и не предлагает решения проблем. Режиссер здесь - художник, выступающий в защиту всех поэтов в душе, которым так необходимо принятие и любовь близких. За детским, на первый взгляд, сюжетом спрятан отчаянный посыл: не хочу быть одиноким!
"Малиновка и медведь"
"Слон и Пеночка"
"Кот, который умел петь"
Творческий путь режиссера анимации оборвался почти одновременно с крахом советской системы мультипликационного производства. Натан Лернер ушел из жизни в 1993 году, не успев снять очередной свой мультфильм - по "Пиквикскому клубу" Диккенса. "Незакончены акварели, недописаны стихи и не снято кино..." (
из воспоминаний).
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).