Пограничье и сны. Восприятие снов как творчество в зоне Пограничья

Apr 21, 2012 20:19

Видеть сны доступно практически каждому, однако часто ли мы задумываемся над тем, что восприятие снов - это творческий процесс, притом довольно-таки активный? Не менее активный, чем, скажем, ведение дневниковых записей, а может быть даже и более того. Мы уже неоднократно говорили о том, что восприятие мира как таковое вообще является творчеством, что минимальный творческий акт - это элементарный акт личного восприятия (см., например, здесь и здесь); однако в том, что касается вúдения и, если можно так выразиться, "сознательного усвоения" снов, творческий аспект мировосприятия проявляется совершенно по-особому. Сейчас мы хотим поговорить о том, как соотносится эта "особость" с областью альтерризма, точнее даже - с его пограничьем.

1. Разные направления сновúдения/ сноописания в области Пограничья

Никоим образом не вдаваясь в психофизиологию сна и сновидения, отметим только один, наиболее важный для нас момент. Наверное, все - даже те, кто имеет привычку видеть яркие, отчётливые и сюжетно внятные сны - согласятся, что и в самом вразумительном и "складном" сне непременно присутствуют какие-то непонятности: абсурдизмы, лакуны, нелепые "подмены" одних деталей другими и т.д. и т.п. Таких непонятностей может быть больше, а может быть меньше - однако уже одно это вынуждает каждого, кто увидел интересный сон и желает его запомнить, производить достаточно большую работу по "переводу" сновидения с тёмного языка многозначных мыслеформ на более-менее прозрачный язык сюжетов или хотя бы вербально определяемых образов. Производить такой "перевод" требуется независимо от того, какие движут "сновидцем" мотивы, чем и в какой мере он интересуется, является он альтерристом или вовсе нет… - "переводить" сновидение на "дневную речь" приходится в любом случае. Однако нюансы подхода к этому "переводу", как нам кажется, могут быть различны, и это в известной степени зависит от того, к какой именно области творчества относит свою деятельность сновидец-сноописатель.

Поскольку мы говорим не о сновúдении вообще, а об альтерризме и Пограничье, то попробуем для начала объяснить, какие тенденции в сновúдении представляются нам связанными с означенными областями творчества.

Если очень грубо и очень приблизительно разделить сны и их толкования по "кучкам", а лучше даже по векторам, после чего исключить совсем уж крайние-примитивные подходы ("восприятие сна как реальной яви" и "восприятие сна как бессмысленной мешанины образов"), то мы получим два принципиальных направления творческой переработки снов. Одно из них рассматривает сны как некую самоценность, интересную независимо от сновидца - другое же видит ценность снов в том, что сновидец с их помощью может лучше изучить и понять самого себя. Первое направление творчества ближе к альтерризму (встреча с Другим, "Другой значит Друг"), второе - ближе к психоанализу, к изучению архетипов (встреча с собой). Первое подразумевает соприкосновение с данностью/ реальностью/ воплощённостью (события и лица во сне оцениваются как не менее реальные, чем, допустим, события и лица в художественной литературе) - второе подразумевает соприкосновение с хаосом плывущих, не-воплощённых образов, ценных не как данность, а как некие ключи, указания, символы и пр.

Разумеется, мы отнюдь не хотим сказать, что эти области жёстко разграничены: помимо крайних вариантов отношения к делу, существует множество ситуаций, когда эти два вектора восприятия присутствуют одновременно и ракурсы рассмотрения поочерёдно превалируют друг над другом. Можно увидеть во сне, интересном в качестве сюжета с живыми героями, некий архетипически-аллегорический подтекст-посыл - а можно, наоборот, увидеть в сугубо символическом сне внезапное указание на дверь в альтерру, известную или ещё не известную доселе. Пограничье на то и есть Пограничье!..

Оставим, впрочем, психоанализ в стороне - ведь нас гораздо больше волнует то, что ближе к альтерризму. Какие варианты восприятия снов в русле альтерризма встречаются чаще всего?

2. Варианты восприятия и творческой переработки снов в русле альтерризма

Бывает, что альтеррист видит во сне свою альтерру, которая уже хорошо ему знакома. Тогда он может воспринимать этот сон как дополнительный источник информации о своей альтерре - притом двояким образом: либо как достаточно достоверное свидетельство о событиях, либо как, скажем, сон, увиденный кем-то в альтерре (самим ли альтерристом, если он при этом альтернат, живёт в своей альтерре телесно, в том числе спит - или же каким-то альтерритом, чей сон сделался известен альтерристу через его собственный сон, ну то есть чужой сон приснился человеку, типа:)) Стало быть, такой сон уже можно оценивать и как сон, и как реальность, точнее говоря, свидетельство о ней.

Бывает, что альтеррист видит во сне незнакомые другие миры; иногда они всякий раз новые, иногда какой-то мир встречается систематически. Бывает даже и такое, что для альтерриста сны о некотором конкретном мире составляют основной канал связи с этим миром (это бывает редко, но всё-таки тоже бывает). Такой альтеррист может писать о своём мире новеллы и даже романы - однако если новелла позволяет просто описать некий сон "как он есть", с минимальным "переводом с ночного языка на дневной", то повесть и тем более роман побуждает производить весьма значительную дополнительную работу - и моделирование, и погружение - с целью представить картину с такой степенью подробностей, которая необходима для большого произведения. Поэтому чаще бывает так, что сны только подкрепляют работу альтерриста, а основная часть творчества выпадает на "писательство" - даже если контакт с конкретной альтеррой и правда начался во сне.

Бывает и такое, когда автор (и даже автор-альтеррист) произвольно соединяет в своей работе альтерристические и не-альтерристические интересы - толкует в книгах свои сны и как свидетельства о событиях, и как свои глубинные психологические заморочки. Существует даже вариант, когда автор, творя на основе снов, изображает вроде как вторую реальность - но потом оказывается, что всё изображённое - никакая таки не реальность, а сновидение:(( Лично мы, откровенно говоря, таких произведений ужасно не любим: с нашей точки зрения, и реальность и сон прекрасны по-своему - спутывание же их представляется нам тошнотворным. Следует, впрочем, всегда помнить, что на вкус и на цвет все фломастеры разные, кому нравится арбуз, а кому - попова дочка, и т.д. и т.п., народная мудрость все эти нюансы давно отразила:)

Довольно часто альтерристы не пытаются сделать из своих снов каких бы то ни было произведений, вполне реализуясь в том, что рассказывают их другим альтерристам и просто слушателям, кому это интересно. В рамках сетевого общения это очень удобно делать - блогер может даже завести специальную группу друзей, с кем он желает поделиться столь личными переживаниями. Встречаются, впрочем, и те, кто бесстрашно готов делиться не только с ближайшими, но и со всеми читателями; низкий поклон этим сновидцам-сноописателям от нас, альтеррологов, ведь при всём желании мы не смогли бы набиться в друзья всем блогерам-альтерристам лишь для того чтобы читать их сновидческие подзамки, а материалы такие для нас очень важны.

Один из этих бесстрашных сетевых авторов - это весьма любимая и уважаемая нами Юленька yulen-ka, которая сама является не только альтерристом, но и альтеррологом. Мы уже давали ссылку на её статью "Глюколовство: попытка классификации", в которой Юленька в числе прочего рассказывает о своих снах (ещё о снах Юленьки можно прочитать вот здесь и далее по ссылкам).

Лично нас в рассказах Юленьки о её снах более всего впечатляет очень точно описанная практика, известная нам по жизни в нашей альтерре - в нашей терминологии эта сновидческая практика именуется "волонтёрством". Мы полагаем, что такая практика обладает весьма важным значением в области альтерризма и его пограничья (в том числе в отношении вхождения в альтерру). Поговорим об этом подробнее.

3. Эта странная жизнь "подёнщиков": волонтёрство как специфическая практика в рамках альтерризма

Во вступлении к ненаписанной книге "Черта Мира" мы рассказываем о "подёнщиках" так:

***********************

Чтобы правильно оценить эту картину, необходимо понимать, что такое "подёнщик" - или, говоря более высоким стилем, "волонтёр".

Волонтёрство как таковое - явление куда более распространённое, чем это кажется на первый взгляд. Оно хорошо знакомо многим детям и подросткам, большинство из которых, выросши, благополучно обо всём забывает. Соответствующий опыт приобретается вполне безобидным образом, во сне, и в общем случае не имеет никаких побочных последствий. Обычно это происходит так.

Человек во сне вступает в соприкосновение с некоторым миром, иногда сильно непохожим на его родной; действует он, как правило, не в своём собственном теле - напротив, он оказывается сопряжён с одним из местных жителей, с которым пребывает в глубоком ментальном контакте: смотрит на мир его глазами, прикасается к его воспоминаниям, имеет в распоряжении доступную ему информацию и пр. Задача состоит в том, чтобы разовым образом помочь этому местному жителю осуществить некое важное дело, некий "квест" - как правило, кого-нибудь или что-нибудь спасти. Вследствие ментальной сцепки волонтёр может оказать местному жителю мощную моральную, интеллектуальную и психоэнергетическую поддержку - ради чего, собственно, всё это и затевается. Необходимое действие бывает обычно достаточно простым и понятным, чтобы юное существо - волонтёр - мог с ним справиться, что называется, в один приём.

Такой сон обладает особой яркостью и чёткостью, производит сильное впечатление и может надолго запомниться, особенно при условии быстрой фиксации, пересказа и т.п. Кто-то видит подобные сны часто, кто-то - редко; для большинства дальше этого дело и не идет, и впоследствии они выбрасывают всё пережитое из головы - для некоторых же это становится профессией, призванием, делом жизни. Естественно, работа взрослого, настоящего разведчика намного сложнее, ответственнее и интереснее - но отвлекаться на развитие этой темы сейчас не вполне уместно.

(О значении термина "разведдеятельность" можно прочитать там же, во вступлении)

***********************

Как мы видим, здесь обрисована ситуация, когда во снах человек становится иным или живёт не-собой, присоединяется к другому существу - такой опыт бывает у многих и может называться по-разному: например, наблюдатель, спутник, вселенец и пр., а в нашей терминологии - подёнщик, волонтёр. Сверх обрисованного в приведённой цитате, можно выделить ещё кое-какие важные особенности означенного статуса.

Помимо варианта присоединения к какому-то уже существующему местному жителю, бывает и вариант, при котором волонтёр обладает своим собственным телом - однако обычно это тело оказывается не вполне освоенным, ткскть, "неактивированным", поэтому его можно назвать не в полной мере "настоящим". Это происходит оттого, что сие тело формируется экстренным образом, специально для конкретного случая, и посему не обладает дóлжной "предысторией" в жизни мира, оно ещё "не опознано" и не введено в действие действующими в данном мире "мастер-программами по оборудованию". Зачастую подёнщик именно так своё тело и ощущает - буквально на ходу осознавая, что он может то-то… и вдобавок может это… ого, оказывается он может ещё и это! - и вместе с тем нередко не ощущает каких-то само разумеющихся вещей. Например, может оказаться "не включено" обоняние, или могут обнаружиться какие-то странности со слухом, или, скажем, у этого тела отсутствуют физиологические потребности - существо иной раз даже не хочет есть, не то чтобы, хм, писать или чё-нить посерьёзнее, не говоря уже вовсе про секс; в общем, этакий классический пример явления из разряда "принцессы не какают".

Другой своеобразный момент состоит в том, что волонтёр практически всегда обладает неким минимумом информации о мире, полученным посредством специфического "прогруза". Независимо от того, является ли он чьим-то незримым спутником-"вселенцем" или же обладает собственным телом-"новоделом", ему непременно придаётся "ключевой" информационный пакет, в числе прочего содержащий знание о каких-то совсем не на поверхности лежащих вещах (этим знанием может вовсе не обладать тот местный житель, к которому волонтёр "подселяется" - например, может оказаться так, что по ходу общения это знание окажется ему тоже доступно, и он сделает какие-то неожиданные для волонтёра выводы); вместе с тем этот инфо-пакет может оказаться лишён каких-то абсолютно элементарных знаний - которые зато с лёгкостью можно/нужно получить в процессе активного общения с окружающим миром.

4. Практика волонтёрства и обретение двери в альтерру

Тема волонтёрства естественным образом связана с темой вхождения в альтерру хотя бы уже по одному тому, что волонтёрство представляет собою достаточно удобный путь "врастания" альтерриста в новый для него мир.

Если альтеррист является во сне "незримым спутником" альтеррита - то в дальнейшем он может ментально "присоединяться" к нему и помимо сна, рассматривать его мир и других живущих там существ, узнавать об этом мире всё больше нового, рассказывать про него или писать книги, в общем - жить его жизнью в полное своё удовольствие.

Если же альтеррист в качестве волонтёра имеет в альтерре собственное тело, то есть является альтернатом, то это и вообще красота! - по нашему личному опыту, обладание собственным телом даёт намного больше возможностей, чем присоединение к телу и сознанию альтеррита. В конце концов, ведь при этом ты можешь натурально делать то, чего хочется именно тебе, а не к чему тебя толкают обстоятельства и не к чему стремится твой "гостеприимный хозяин"-альтеррит! Познакомившись с каким-то миром в качестве подёнщика во сне, альтеррист может затем "вчувствоваться" в своё тело-"новодело" и помимо сна - и далее войти в полноправное пользование статусом альтерната. Пускай такое тело поначалу проявляет вышеозначенные баги - ничего страшного, все необходимые навыки и вся необходимая информация будет постепенно освоена по ходу активного общения с окружающей средой и её обитателями. Лиха беда начало, на ошибках учатся, не боги горшки обжигают и всё такое прочее - право слово, возможность собственной телесной жизни в альтерре стоит того:))

5. Немного личного: о нашем собственном сновидческом опыте в области альтерризма и Пограничья

Сновидчество-волонтёрство у нас обеих бывало ещё до встречи с альтеррой и даже до встречи друг с другом - мы обе многократно и в охотку видели яркие "квэстовые" сны, переживали приключения в иных мирах - и в своих собственных телах, и в телах иных существ, вполне осознавая при этом, что эти существа нам вовсе не тождественны.

При первой же нашей встрече (настоящей встрече, по ходу того самого разговора, который длился сутки и послужил увертюрой ко всей нашей дальнейшей жизни) для нас обеих имело огромное значение обсуждение вышеописанного опыта и сверка всевозможных нюансов восприятия. Термины "подёнщик, "волонтёр", "волонтёрство" и другие появились у нас несколько позже, однако ключевые направления мысли были заложены уже тогда, в самом начале совместного творчества.

Встреча с нашей альтеррой, которая состоялась примерно полгода спустя нашей собственной встречи, не имела никакой прямой связи со сновидческой практикой - выход в пограничное пространство и обнаружение двери в альтерру произошло совсем другим путём (условно говоря - через игровую сферу), поэтому вопрос о том, не встречаемся ли мы с нашей альтеррой во снах, на первом этапе общения с ней совершенно не был для нас актуален. Судя по всему, мы и правда в течение как минимум нескольких месяцев не видели никаких снов про нашу альтерру и переживаемые там события. Правда, тогда у нас было немало других снов "пограничного" характера - в них возникали образы войны, и это не могло не волновать нас, потому что на тот момент в нашей альтерре бушевала война. Большинство этих снов мы отнюдь не относили к разряду "волонтёрских" - это были сны не про нашу альтерру и не про другие миры, а про наши собственные переживания.

Видеть нашу альтерру во снах мы стали позже - когда, так сказать, начали по-настоящему "врастать в неё корнями". Эти сны опять-таки не были "волонтёрскими"- разумеется, ведь мы уже обитали в ней, обладая собственными телами, какое тут ещё может быть дополнительное волонтёрство? - это бывали уже вполне нормальные сны про нашу жизнь в альтерре, просто-сны, сны, какие мы могли бы видеть по ходу своего сна там, на Земле Алестры (может, это и были наши тамошние сны, воспринятые здешними телами). Это было невероятно здорово! - видеть близких людей, милые сердцу места, всем существом ощущать, что пребываешь в единстве с возлюбленным миром. Обыденность этих снов придавала общению с альтеррой какую-то особенную глубину, как бы некое дополнительное измерение. Подобные сны мы время от времени видим и до сих пор, хотя чем дальше, тем реже - быть может, потому что и вообще в последние годы видим мало снов (а может быть, видим, но сразу забываем). В юности со сновúдением было как-то лучше (кагрится, я тогда моложе и лучше качеством была, кхм…:))

Из всего этого рассуждения вроде как получается, что тема сновидчества-волонтёрства и тема нашего общения с альтеррой, нашей встречи с ней не имеют между собой ничего общего. Однако на самом деле всё гораздо сложнее. Тема волонтёрства оказывается довольно-таки прямо связана с нашим прибытием в альтерру - а именно, с моментом обретения нами собственных тел в ней. Но понимание этой связи пришло к нам не с самого начала - потому что общение с альтеррой началось для нас, как уже было сказано, в игровой сфере, а не в сновидческой. Вступая в зону Пограничья - вполне традиционным образом, "а давайте будем играть, как будто мы оказались в таком мире, что…" - и далее нарастающий шквал условий, переходящих в обстоятельства, и всё заверте… - мы не думали ещё ни о чём и не способны были вообразить, куда приведёт нас открывшаяся внезапно тропа.

Когда же мы повстречались с нашей альтеррой, точнее говоря - когда мы оказались в её лесных объятиях, рухнули в её дивные материнские недра, - мы первое время просто не в состоянии были осознавать, как именно это получилось, как вышло, что мы обрели тела в этом незнакомом доселе мире, мире, который сердце опознаёт как самое родное место во Вселенной. Мы только понимали, что - ура, мы тут живём! - живём, и это мы, мы живём тут сами, без всяких посредников. Лишь только потом, задавшись соответствующим вопросом, мы сообразили, что, конечно же, попали туда именно так, как попадают подёнщики, обзаводящиеся телом-"новоделом"; в процессе моделирования и погружения мы дали запрос и получили ответ, гласящий, что раньше так бывало с нами во снах, отдельными эпизодами и в разных мирах - а теперь всё иначе, но принцип остаётся тот же. Раньше мы были действительно "подёнщиками", "кратко-квэстниками" - а теперь мы, кажется, надолго. Надолго, ура, надолго - лучше бы всего, чтоб навсегда!..

Само собой разумеется, на том этапе у нас не хватало ни познаний, ни интуиции, чтобы догадаться, как именно были созданы наши тела - ведь поначалу мы оперировали понятиями, почерпнутыми по преимуществу из научной фантастики, а к реальной жизни Земли Алестры всё это применимо в очень малой степени. Знание о том, как оно получилось на самом деле, мы обрели очень и очень поздно - не раньше чем вступили в общение с разнообразными нечеловеческими существами, древними обитателями нашей альтерры, не раньше чем научились понимать, какими странными путями может развиваться биосфера и т.д. Сейчас мы не будем задерживаться на этих вопросах, потому что к теме снов это всё уже отношения не имеет; кое-что уже и так рассказано в упомянутом вступлении к "Черте Мира", более подробно будет когда-нибудь потом, так что про нас и про наши личные заморочки пока что хватит:)

Ну а теперь, дорогие читатели, мы хотели бы обратиться с вопросом к вам:

Бывало ли у вас когда-нибудь подобное "квэстовое" общение с мирами во снах - или же что-нибудь не совсем такое, но отчасти напоминающее его?

Какие вообще интересные примеры на тему сновидчества в области альтерризма и его пограничья вы могли бы привести?

К оглавлению трактата "Альтерра и мы"

Пограничье, О нашей альтерре, Дороги и тропы, Онтология творчества, Двери и окна, Общение альтерристов, Дополнения к трактату, Личное

Previous post Next post
Up