Из альтерристов в альтеррологи

Jun 14, 2011 20:17

Продолжаем размещение первой главы трактата "Альтерра и мы".

1.1.3. Из альтерристов в альтеррологи

Итак, для обозначения конкретной формы второй реальности, соответствующей отдельному, вполне определённому миру, мы предлагаем ввести термин "альтерра", складывающийся из частей "альтер" (другой/второй) + "терра" (земля/мир). Это наименование может быть использовано также и несколько более обобщённо, когда подразумевается не частный случай, а такого рода мир вообще, как таковой. Альтерра - это то самое, что мы имеем в виду, говоря о второй реальности в её совершенной форме, уникальности конкретного, личного воплощения.

Практика общения со второй реальностью в этой самой её конкретной форме, то есть контакт с определённым, обладающим внутренней целостностью миром, будет в таком случае носить название "альтерризм" (что приятно напоминает одновременно о туризме и альтруизме:)) - тот же, кто практикует такое общение, будет называться "альтеррист".

Обозначив основные термины, мы не остановимся на этом, а перечислим следующие за ними, не менее важные:

- исконный обитатель той или иной альтерры будет именоваться "альтеррит";

- тот, кто входит в альтерру из первой реальности (т.е. альтеррист), действуя при этом в качестве её обитателя (альтеррита), может носить наименование "альтернат" - что имеет двойное значение: "дважды рождённый" (в этом и в том мире) и "имеющий две природы" ("нат" может толковаться здесь и как "рождённый", и как "природа"). Альтернатство - далеко не единственный вариант альтерризма (альтеррист ведь может и не иметь у себя в альтерре собственного тела, а только лишь наблюдать за жизнью альтерритов "со стороны"), однако лично нам этот вариант представляется и самым совершенным, и самым желанным. Особую приятность нам - как альтерристам и одновременно христианам - доставляет тот факт, что Творец Всего выбрал для Себя как Первого Альтерриста именно что альтернатский вариант общения с нашим миром, то есть Боговоплощение, рождение в земном человеческом теле.

Термин "альтернатива", таким образом, должен/ может означать: "то, что повторилось во второй реальности" - подразумевая вариант иного развития событий (например, исторических), чем то, которое имело место в первой реальности.

И, наконец, еще парочка важных для нас терминов: дисциплину, изучающую вышеозначенные материи (прежде всего, конечно, разнообразные аспекты общения человека с его альтеррой), мы называем "альтеррологией", а совокупность информации на означенную тему - прежде всего, совокупность именно что всяческих теоретико-философских исследовательских текстов - "альтерристикой".

(Так что сейчас мы с вами, дорогие наши читатели, имеем полное право гордо именоваться "альтеррологами":))

Кроме того, нам представляется необходимым добавить несколько слов относительно терминов, употребляющихся в интересующем нас смысле в кругах любителей ролевых игр, в так называемом "фэндоме". Начиная работу над данной книгой, мы ещё ничего не знали о существовании фэндомских терминов, и познакомились с ними и областью их применения сильно спустя. Впечатление от этого знакомства оказалось двойственным. С одной стороны, очень отрадно было узнать, что наши коллеги из ролевого сообщества осознанно используют собственную терминологию; с другой - мы с огорчением констатировали тот факт, что принятые в фэндоме понятия носят отпечаток однобокости, проистекающей от специфической "зауженности" понимания темы. Самым общим образом эту "зауженность" можно определить как своеобразную пассивность, неразвитость / недостаточность "деятельного" начала в подходе к общению со второй реальностью, доминирование "созерцательности". Подробному рассмотрению этих мировоззренческих аспектов мы уделим особое внимание существенно ниже, в подглавке 1.3.11 ("Альтеррист среди альтерристов") - здесь же ограничимся перечислением ряда интересующих нас фэндомских терминов с разъяснением, по какой причине они нас не устраивают.

Термины, о которых идёт речь - это прежде всего глюколовство, мироглядство, визионерство, медиумизм. Все эти термины являются обозначениями общения со второй реальностью - независимо от того, идёт ли речь о контакте со стабильной альтеррой или же о восприятии разрозненных элементов (об элементах второй реальности см. подглавка 1.1.1).

Термин "глюколовство" приобрел наибольшую известность на этапе знаменитой сетевой "Дискуссии о глюколовах" (конец 1990-х - начало 2000-х гг.); он имел множество нареканий уже тогда, поскольку вызывал вполне однозначные и совершенно неадекватные ассоциации.

Семантика этого термина такова. Понятие "глюк" в данном контексте означает "виртуальный образ"; название "глюколовство" подчёркивает, что речь в первую очередь идёт о ВОСПРИЯТИИ виртуальных образов, и лишь во вторую - о их интерпретации, оценке, "увязывании" между собой и т.п.

Однако ближайшая ассоциация, возникающая при соприкосновении с этим словом - "ловля кайфа" и "глюки" наркоманов. Никакие разъяснения с вещественными доказательствами на руках, что так называемые "глюколовы" не "употребляют" вообще, в данной ситуации не помогают - остаётся общее ощущение какой-то "безголово-безответственной массы", не способной отличить наркотические бредни от реальной действительности. Не случайно термин "глюколовы" охотно подхватила "жёлтая пресса" - и некоторое время успешно запугивала неосведомленного читателя "новым молодёжным безумием".

Термин "мироглядство", по ходу указанной дискуссии предложенный Хатулем, в этом смысле сильно выигрывает - однако момент пассивности восприятия присутствует и в нем (при том, что даже сам Хатуль в своей классификации мироглядства отмечает, что далеко не всё в общении со второй реальностью исчерпывается "наблюдательством"). В самом названии "мироглядство", безусловно, присутствует момент указания на стабильность контакта с альтеррой - мирогляд "смотрит" конкретный оформленный мир / миры, а не ловит разрозненные виртуальные образы, - однако этот смысловой нюанс не слишком заострён и не слишком внятен.

Термин "визионерство", принятый в фэндомских кругах сейчас, также представляется нам неудачным - по целому ряду причин.

Во-первых (и это очень важно!), данный термин в рамках мировой культуры уже имеет независимое, самостоятельное значение. Под словом "визионерство" подразумевается специфический РЕЛИГИОЗНЫЙ опыт - видения, имеющие мистическое, символическое (а отнюдь не конкретно-практическое!) содержание, смысл которых - исключительно в проявлении, выявлении некоторых ОНТОЛОГИЧЕСКИХ конструкций бытия. Разумеется, можно сказать, что в практике общения со второй реальностью момент мистического откровения тоже присутствует - однако он именно присутствует, а не доминирует, притом присутствует абсолютно в той же мере, что и в общении с первой реальностью! - и только им одним контакт со второй реальностью отнюдь не ограничивается.

Во-вторых, термин "визионерство" (как и "мироглядство") подразумевает аспект пассивного восприятия информации - который очень сильно довлеет, формируя в субъекте процесса "зрительское" отношение к миру второй реальности, разворачивающемуся перед ним. Это положение представляется нам глубоко неправильным по двум причинам. С одной стороны, здесь не учитывается, замалчивается такой важный момент, как творческая, созидательная, "демиургическая" функция контактирующего со второй реальностью, которая присутствует в любом случае, даже когда тебя просто с размаху поражает некоторой открывшейся тебе картиной: воспринимающий мир всем существом - всегда "со-творец". С другой стороны, пассивность контактирующего связывает ему руки в отношении оказания практической помощи обитателям мира второй реальности, альтерритам - типа, ты тут зритель, вот и любуйся, а в дела не суйся!..

Терминология, сопряженная с понятием "медиум", вообще ассоциирует сущность рассматриваемого процесса с предоставлением себя, своих психоэнергетических мощностей в бесконтрольное пользование внешним ментальным структурам - что по технике безопасности совершенно недопустимо, и большинство практикующих общение со второй реальностью об этом прекрасно знает. Знает, и тем не менее всё равно продолжает говорить: "медиум", "медиумить" и т.п. - сильно недооценивая влияния вербализации, словесного определения на суть процесса.

Безусловно, необходим особый термин для обозначения функции принятия на себя личности другого существа, предоставления ему своих каналов (не бесконтрольного, разумеется!) для возможности осуществления полноценного контакта. Мы предлагаем пользоваться для этой цели термином "ПОСРЕДНИК" - формально просто "переводной" по отношению к тому же корню "меди-", по сути же дела несущий совершенно иную семантическую нагрузку.

Учитывая всё вышесказанное, наиболее удачной представляется нам наша собственная терминология, которую мы изложили выше. В частности, суффикс "ист" в слове "альтеррист" обозначает АКТИВНОЕ участие субъекта в процессе контакта со второй реальностью, что мы считаем исключительно важным моментом. Следует, правда, иметь в виду, что при нашем подходе область значения термина "альтеррист" не тождественна области значения фэндомского термина "визионер" - поскольку в так называемом "визионерстве" очень большую роль играет не контакт с полноценной альтеррой, а соприкосновение с элементами второй реальности. Для разрешения этого затруднения мы предлагаем пользоваться в качестве замены термина "визионер" термином "СВИДЕТЕЛЬ" - который при формальной лексической близости (и то, и другое означает "видевший", "видящий") обладает иным дополнительным смыслом.

Внимание! в развитие темы данного поста - смотреть пост из числа дополнений:
Несколько слов о наработках наших сетевых предшественников

К оглавлению трактата "Альтерра и мы"

***************************

Апдейт-2021: Альтерризм. Эскапизм. Паракосмы. Дейдриминг

Поскольку выше мы разобрали введённые нами термины и разъяснили чем нас не устраивают термины фэндомские, нам представляется логичным здесь же, но только десять лет спустя, с нового уровня разобрать ряд явлений / терминов из отчасти пересекающихся с альтерризмом областей - чтобы вкратце разъяснить, чем альтерризм от них отличается.

Прежде всего приносим Мирозданию благодарение за множество трудов, которое произвели исследователи смежных областей как за эти последние десять лет, так и ранее - и о котором мы узнали лишь недавно, что собственно и побудило нас к написанию сего апдейта.

На данном этапе мы наблюдаем ряд явлений/ подходов - широких и узких, расплывчатых и конкретных - области коих отчасти совпадают с областью альтерризма, отчасти нет. Это эскапизм, паракосмы, авторские вселенные, дейдриминг. Представляется важным выделить особенности нашего подхода, отличия от других.

Эскапизм

Самое всеохватное-расплывчатое - это эскапизм, поэтому говорить о нём будем не локально, а широко, сравнивая с альтерризмом с разных ракурсов, в разных местах текста.

Для начала подчеркнём, что на данном этапе в эскапизм можно включить всё на свете:

"Эскапизм вообще присущ человеку. Вся история человечества - история эскапизма. Человек «бежал» из мира природы, создав свой собственный антропоморфный мир..." (Р.Мантов)
"...выход за рамки бытия здесь-и-сейчас, способность к созданию мира идей, символов и образов, лежащая в основе искусства, науки, всей человеческой культуры, и есть отражение эскапистского сознания" (Т.Сметанина, А.Клюев)
"...большинством исследователей он (эскапизм) определяется как “неотъемлемое свойство сознания”... подчеркивается универсальная природа эскапизма как имманентная для сущности человека..." "...эскапизм в глобальном проявлении реализуется в форме отречения от мира ради постижения высшей истины - в этом случае его основным оплотом становятся конфессиональные сообщества (...) В качестве менее масштабных... вариантов эскапизма можно привести... временное “отключение” от реальности и погружение в воображаемые миры: чтение, прослушивание музыки, просмотр произведений искусства." (О.Теславская, А.Кардапольцева, Е.Беловол, Т.Савченко)

Разумеется, каждая группа исследователей выбирает ту область эскапизма, которая интересует, и далее строит своё определение эскапизма применительно к своей работе.

Если рассматривать эскапизм самым широким из вышеприведённых образом - то, конечно, альтерризм сюда войдёт уже по одному тому, что сюда входит всё творчество. Если же рассматривать эскапизм в более узком смысле, как выход/ уход/ бегство из не устраивающего личность социума - то альтерризм может сюда входить, а может и не входить, в случае если альтерризм рассматривается не как "побег из плена" а как "путь домой / путь к себе-подлинному".

Весьма порадовало, что современная наука отошла от чисто отрицательной оценки эскапизма как такового (хотя ещё бы не отошла, ведь сама наука тоже выход-побег, учёные с древности неотмирностью славны:)) и перешла к ряду схем, делящих исследуемую область на, грубо говоря, эскапизм "хороший", дополняющий деятельность в мире сем, и "плохой", замещающий её - вдобавок "плохой" на поверку тоже оказывается вполне годным защитным средством, которое при желании даже можно прокачать до "хорошего эскапизма". Иными словами, веер вариантов располагается меж защитой-выживанием и саморазвитием-самореализацией в самом широком смысле.

Приведём наиболее интересные (на наш взгляд) статьи и сайты по сабжу:

Эскапизм как предмет исследования в современной научной психологии
Эскапизм "хороший" и эскапизм "плохой": эмпирическая верификации модели
Эскапизм как ресурс, ценность и видимое сообщество

Нам понравилось многое из того, что мы по указанным ссылкам обнаружили - но вместе с тем критерии эскапизма, там приводимые (в частном разные, в целом согласующиеся), с нашей точки зрения слишком широки, по ним в исследуемую область попадает как альтерризм, так и то что мы называем "Пограничьем" (те сферы творчества, в рамках которых возможно открытие альтерры, однако не необходимо, не обязательно). А поскольку с нашей точки зрения для оптимальной работы с альтерризмом и пограничными явлениями необходимы разные заходы - то в целом для нас это чтение было скорее познавательным, нежели практически полезным (впрочем, вот пригодилось для данной статьи, это тоже важно).

Оставив на время широкий-всеохватный эскапизм, перейдём к самому узкому (с точки зрения определения) из перечисленных в начале апдейта явлений - к дейдримингу.

Дейдриминг

Можно удивиться, почему мы называем дейдриминг (Maladaptive Daydreaming - дезадаптивная мечтательность, навязчивые грезы) "самым узким" из рассматриваемых явлений, ведь очевидно, что в эту категорию может попасть и любой альтеррист, и любой в нашем понимании пограничник, и вообще любой достаточно занятый своим внутренним миром? - ответим так: сюда попадает так много и так неразборчиво именно потому, что существует узко-конкретная картина, набор признаков, а содержание при этом может быть любое.

Так, например, посвящать по многу часов в день (а то и в ночь) внутреннему процессу может литератор, художник, учёный, психотерапевт, любого свойства верующий и пр. Улучшать качество процесса за счёт музыки, ритмических движений, качелей, прогулок - всё это человечество умеет издревле: пророки-жрецы, писатели-поэты, философы-перипатетики... - вплоть до брошенных детей, интуитивно убаюкиваюших себя раскачиванием, чтоб создать "лоно безопасности". Отрешаться от внешнего мира ради сосредоточения - способность во многих сферах весьма важная. Все эти признаки по отдельности могут относиться к кому/чему угодно, совокупность же их можно рассматривать не как болезнь, а как практический навык.

Остаётся ключевое - собственно дезадаптивность. Однако определить, дезадаптивно явление или адаптивно, может лишь сам человек: хорошо ему или плохо, помогает нечто ему в жизни или мешает. Тут становится видно, что выбор между "я этим страдаю", "я этим наслаждаюсь", "я-то сам наслаждаюсь, но страдаю оттого что меня осуждают другие" происходит не на основании реального влияния дейдриминга на жизнь, а на основании степени травмированности. Если человеку вообще плохо, если ему (по множеству причин) с жизнью не справиться - то, обладая практическим навыком дейдриминга как способом отрешиться от внешней среды, он может получать облегчение, тем не менее ощущать себя несчастным, и, будучи не в силах видеть истинные причины, винить дейдриминг как зависимость. А другой успешно пользуется тем же навыком чтоб выполнять свои творческие задачи и даже может сетовать на нехватку способности выпадать из обыденности - ведь многие процессы требуют больших квантов времени сосредоточения, вгруженности - чтоб переживание было целостным, чтоб завершить гештальт.

Отрицательная коннотация сопровождает дейдриминг потому, что его изучение началось с заведомо дезадаптивных пациентов, обратившихся за помощью: обнаруженное в числе их особенностей явление было закономерно воспринято как отдельная проблема. Подобное регулярно бывает в истории - нечто выделяется сперва у больных, и лишь по накоплении опыта выясняется, что оно есть у всех, но у здоровых выглядит иначе.

Характерно, что среди сообщений дейдримеров редки свидетельства тех, кто практикует те же формы, но при этом доволен - эти обычно не попадают под соответствующие опросы, не интересуются соответствующими сайтами. Их удивлённые комменты на фоне жалующихся выглядят диссонирующе и неуместно, мало кто говорит им "как ты этого достиг? я тоже хочу!" - дезадаптивные дейдримеры чаще спрашивают "как избавиться от части себя" чем "как вырастить недостающее".

Наиболее интересные (на наш взгляд) ссылки по сабжу:

сообщество дейдримеров в ВК, обсуждение проблем
и в рамках этого же сообщества -
дейдримеры о себе, личные истории

Как соотносятся между собой дейдриминг и альтерризм?

Если иметь в виду, что дейдриминг это практический метод, а альтерризм - определённый вид творчества, т.е. тут различие между "чем" и "что" - то становится ясно, что соотноситься они могут по-разному. Дейдример может не быть альтерристом, а может и быть, альтеррист может не быть дейдримером, а может и быть. Мы даже не будем утверждать, что альтеррист-дейдример непременно адаптивен, на определённом жизненном этапе может оказаться и наоборот - хотя в самом принципе альтерристические заходы ведут к внутренней интеграции, а стало быть адаптивность повышают.

Можно ли снаружи спутать альтерризм с дезадаптивным дейдримингом? - можно, с ним можно спутать любую погруженность. Может ли сам альтеррист (в норме, не в тяжёлом состоянии) счесть себя дезадаптивным, услышав "да ты просто больной, вот и научный диагноз про тебя, смотри!"? - ну, счесть-то пожалуй вряд ли, а вот получить ретравму - запросто, особенно если в анамнезе травма обесценивания / самообесценивания / самоотречения.

Каков путь выхода из ретравмы? - наш опыт свидетельствует, что имеет смысл "пересобрать себя заново", задавая себе вопросы как бы "с нуля" и через это заново (всякий раз заново!) приходя к тому, что автором / экспертом моей жизни (по выражению нарративных терапевтов) являюсь только я сам. "Что я люблю, чего я хочу? Каким образом / за какую цену для меня мои "люблю, хочу"сочетаются между собой и со всем остальным? Я сам нахожу ответы на эти вопросы, моя жизнь - это мой выбор, я строю её сам. Никто не вправе диктовать мне предпочтений и решений. Я понимаю, что мне дорого. Несмотря на то что сейчас я ощущаю себя обесчещенным - я готов защищать всё что мне дорого, пусть даже против меня весь мир." Последнее важно, т.к. в такой ситуации человек ощущает себя полностью отвергнутым, и ему нет смысла доказывать себе обратное - наоборот, имеет смысл целиком опереться на себя, на своё внутреннее ядро. Вспомним исповедание квакля Хмура, произнесённое в подобной ситуации: "Я не предам игрушечного мира. Я останусь с Асланом, даже если Аслана нет. Я буду жить как нарниец, даже если нет Нарнии. (...) Не думаю, что жизнь эта будет долгой, но стоит ли о том жалеть, если мир - таков, каким вы его описали." (Льюис К.С., "Серебряное кресло")

У альтерриста всегда есть то, что ему дорого - земля сердца, зреющая вместе с ним самим.

Отсюда естественно переходим к детскому альтерризму - к тому что называется "паракосм".

Паракосмы

Изучение темы детских альтерр началось на Западе и в СССР практически одновременно - в 1976 году, как раз тогда, когда мы вступили в общение с альтеррой, когда бурно разворачивалась наша жизнь на Земле Алестры. (Надо же, как они постарались-то для нас, а мы-то их и не читали:))

Имеются хорошие статьи в Вики и др:

Паракосм
Изобретение Воображаемых Миров
Игра в страну-мечту
С.Лойтер. В пространстве Проппа
С.Ньюман о детских воображаемых друзьях

Разработки "паракосм (Запад) / игра в страну-мечту (СССР, Россия)" достаточно близки к нашим альтерристическим, хотя имеются значимые отличия.

Важный момент, отмечаемый исследователями паракосмов:

"Создатель паракосма имеет сложные и глубоко прочувствованные отношения с этой субъективной вселенной... это переживание часто развивается в детстве и продолжается в течение длительного периода времени, месяцев или даже лет, как сложная реальность, которая может сохраниться во взрослой жизни" -

это то самое, что мы называем субъективным критерием альтеррима: степень серьёзности отношения/ вложения себя (альтерра - это не просто "другой мир", это "земля сердца").

Что касается объективных критериев (континуальности + свободы), то в исследовании паракосмов эта тема размывается. С одной стороны подразумевается что паракосмист внимателен к внутренним взаимосвязям своего мира и что это прокачивает его личную интеграцию, с другой - смазывается разница между погружением и моделированием, а стало быть между альтеррой и авторской вселенной, которая может альтеррой вовсе и не являться.

(Здесь же отметим аспект проживания, связанный с аспектом неотменимости - то, о чём мы говорим применительно к критериям реальности - вот например исследователь описывает проживание через текст, создаваемый спонтанно в момент записи - переписывание невозможно, т.к. написанное уже прожито и стало быть неотменимо.)

Другой важный момент:

"игра тайная... известная только самим играющим, которых преимущественно от одного до трех-четырех человек. Существующая прежде всего как способ духовной... консолидации узкого круга участников"... "модель страны-мечты определяет свои архетипы коллективного бессознательного, свои первообразы мифомышления" (С.Лойтер, "В пространстве В.Я.Проппа") -

на наш взгляд, это то, о чём мы говорим как о "ключах к альтерре" ("каркасе мировосприятия") - о совпадении/несовпадении ключей, позволяющем /не позволяющем вместе общаться с одной альтеррой, о том что надёжно совпасть ключи могут лишь у малого числа ( здесь и здесь).

Следующий важный момент: исследователи паракосмов указывают на связь темы паракосма с темой "воображаемых друзей" и при этом подчёркивают, что, хотя и то и другое может возникать как компенсация душевной ранености ребёнка - сей момент не является обязательным, это естественно и для благополучных детей. Напомним, что мы со своей стороны считаем альтерристами и тех, кто не имеет альтерры-как-пространства, однако имеет постоянного (-ных) незримого спутника (-ков) - "законы общения с незримым спутником те же, что и законы общения с альтеррой" (отсюда). Здесь же следует отметить, что в альтерризме важна и тема исцеления, и тема "я-в-полноте общаюсь со вселенной-в-полноте" (см. тут) - т.е. совокупность компенсации и полной самореализации.

Вместе с тем, при поверхностном ознакомлении с исследованиями паракосмов складывается впечатление, что авторы скорее не подразумевают, чем подразумевают возможность полноценного взрослого альтерризма. В большинстве описываемых случаев паракосмисты, вырастая, становятся высококреативными деятелями разных сфер, однако тема, что они могут продолжать активно общаться со своей альтеррой и вместе со своей альтеррой общаться со здешним миром, не слишком развита, или же подана как бы "на полутонах".

Характерный пример - Крот-Хилл, о котором беседуют исследовательница паракосмов Мишель Рут-Бернштейн и художница Лидия Розмус. В нашем понимании Крот-Хилл не является полноценной альтеррой, однако может восприниматься как сияние детского паракосма сквозь взрослую жизнь - нечто крайне интимное и вместе с тем открытое миру.

М.Рут-Бернштейн много говорит о "мировой игре" и в том числе об "изобретении миров" как авторских вселенных - что для нас не равнозначно альтерризму.

Авторские вселенные

Авторская вселенная не равна альтерре прежде всего потому, что в её создании может применяться значительно больше моделирования чем погружения, особенно если она конструируется "сверху вниз" - от схемы мира к частным сюжетам. Вместе с тем, даже при этом возможно рождение альтерры - если автор в какой-то момент отдаст себя погружению, предоставит в самом мебе пространство для жизни существам, на ходу обретающим волю, и далее мир будет развиваться свободно и неотменимо (ср. тут и тут).

Ценность эскапизма

Вернёмся к эскапизму и его ценности в глазах исследователей. Создатели проекта "Эскапизм как ресурс, ценность и видимое сообщество" видят ценность эскапизма в том, чтобы как минимум облегчать жизнь (с оглядкой, чтоб не закуклиться), как максимум сделать её более яркой, интересной, найти во внутренних мирах разнообразную пользу, чтобы принести её в мир внешний - при этом тема самоценности жизни-собой и жизни-с-собой (осуществляемая в альтерризме, если рассматривать альтерризм как частный случай эскапизма) оказывается отчасти размыта, отчасти упущена.

Если рассматривать альтерризм как осуществление полноценной жизни внутренней вселенной - то по поводу упускания сей возможности из виду можно привести аналогию с ценностью тела. "Во-1х, тело полезно - если содержать его в порядке, оно будет пахать; во-2х, тело приятно - специально натренированные могут показывать с его помощью спорт, танцы и пр". А та тема, что вообще-то тело есть основной орган общения с самим собой и с миром, что человек _им живёт_ - как-то упускается. Представляется, что такой подход доминировал раньше. Насчёт современности - другая аналогия, про ценность отношений: "Во-1х, отношения полезны, ими можно восполнять нехватку; во-2х, отношения приятны, можно вместе развлечься". А та тема, что суть отношений (в их наивысшей форме - подлинной близости) в том что партнёры взаимно предоставляют друг другу пространство проживания себя-целиком, поочерёдно становясь приемлющим родителем и раскрывающимся ребёнком - как-то упускается.

Сущность альтерризма

Мы рассматриваем альтерризм как максимально интегративный вид творчества проживания, дающий возможность быть собой-целиком, проживать себя-как-вселенную в максимально подходящем для этого пространстве - в земле сердца, альтерре (о континуальности альтерры, коренящейся в континуальности личной истории - вот здесь). Дать голос, дать волю всему, что живёт и дышит внутри - позвать, наречь, обнять, исцелить, дать силу. "Внутренний Родитель одаряет, а Внутреннее Дитя принимает / Внутреннее Дитя дерзает, а Внутренний Родитель обеспечивает - и так совершается исцеление / развитие их общей вселенной." (отсюда)

При этом речь идёт не о единичном Родителе и единичном Ребёнке - мы видим внутреннюю вселенную, обретающую полноту в альтерризме, как сонмы божеств и существ, рождающих и взращивающих друг друга. Все, кто нас любит и любил, все, кого мы любили и любим, обретают полноту жизни в нашем Цветущем Саду, и земная смерть преодолевается силой нашей с ними связи.

В качестве идеала мы видим общение альтерриста с миром первой реальности как общение вселенной со вселенной: каждый приходит в общение вместе со своей альтеррой, обитатели разных миров свободно общаются друг с другом. Общение вокруг данного блога даёт подобные примеры. Однако главное для нас - чтобы у человека была возможность общаться с самим собой: в союзе со своей внутренней вселенной, с землёй сердца - он сумеет сделать себя счастливым, а там и с первой реальностью как-нибудь да договорится.

Не может не радовать, что ряд философов и психологов Земли-здешней рассматривает внутреннюю вселенную образом, во многом созвучным нашему, хоть мы и вырастили своё мировосприятие в альтерре. Богословы и "личность есть Бытие-в-Общении", Шварц и семейная терапия субличностей, нарративная терапия и "снова сказать: здравствуй!", альфа-родительство и "приглашение в жизнь", Петрановская и образ родителя в сердце ребёнка, реляционный психоанализ и "аналитический третий"... Нет сомнений, что мы и дальше будем встречать приветы альтерры в здешней науке.

***************************

Оглавление проекта "Три Парки" - вот здесь.

Незримый спутник, Пограничье, Я и Другой, Общение альтерристов, Дополнения к трактату, Главы из трактата

Previous post Next post
Up