О связи реальности/ материальности с развитием, появлением новых существ и радостью

Jan 24, 2012 22:37

В комментариях к предыдущему постингу был задан ряд вопросов, которые касаются основополагающих моментов нашей альтеррологической концепции. Мы решили сформулировать ответы на них в отдельном эссе, которое и предлагаем вашему вниманию.

Необходимо сразу же оговорить следующее:

Во-первых:

Ряд положений, которые мы формулируем, являются для нас базовыми, аксиоматическими - на них строится и наша жизненная философия в целом, и альтеррологическая концепция в частности.

Эти моменты нет никакого смысла "доказывать" - именно потому, что они аксиоматичны. Суммарные впечатления от внешнего мира / жизненный опыт побуждают нас видеть мир именно так. Мы можем вывести из этих положений ряд плюсов (и даже ряд минусов:)), которые они влекут за собой на практическом уровне - а также сравнить их с другими концепциями, сформулировать, какие плюсы и какие минусы влекут за собой другие концепции по сравнению с нашей, а также объяснить, чем именно нам больше нравится наша концепция - то есть какие плюсы устраивают нас больше и какие минусы затрудняют нас меньше.

Всё это - исключительно вопросы выбора.
"Обсуждать" их - познавательно и интересно, "доказывать" - ни малейшего смысла не имеет.

Во-вторых:

Существует в нашей концепции ряд положений и другого свойства - они выводятся из нашей аксиоматики и одновременно с тем проверены нами на практике. Подчёркиваем: они НЕ аксиоматичны, однако они из нашей аксиоматики ВЫВОДИМЫ. Часть из них мы сперва познали на практике, а потом просчитали в теории, другую часть, напротив - сперва просчитали в теории, а потом проверили на практике… - последовательность тут роли не играет, поскольку в качестве концептуальных положений мы выдвигаем только то, что и проверено на практике, и просчитано в теории. ТОЛЬКО то, что является и тем, и другим ОДНОВРЕМЕННО. Про всё остальное мы говорим что-нибудь вроде "есть основания предполагать, что…" или "существует такой опыт как…" - то есть не в качестве "основных положений", а в качестве "дополнительных иллюстраций".

Пожалуйста, обратите на это внимание, это важно!

Говоря простым языком, это означает, что мы, что называется, отвечаем за базар. Таки да, действительно отвечаем:)

Посему положения из этого ряда, в отличие из положений аксиоматических, имеет прямой смысл не только обсуждать - но и обосновывать, доказывать, разбирать логически, проверять конструкцию на прочность и т.д. и т.п.

Однако не имеет никакого смысла путать положения из первой области и положения из второй.

Преамбула закончилась, теперь пойдёт амбула.

Итак, в обсуждении предыдущего поста перед нами был поставлен ряд вопросов, которые можно просуммировать примерно так:

- что такое "развитие"?
- почему в понятие "развитие" по умолчанию вбито направление/ последовательность?
- почему развитие представляется нам предпочтительным по сравнению с его отсутствием?
(последний пункт мы выделяем из совокупности вопросов особо - поскольку это один из ключевых моментов нашей аксиоматики, момент не "доказуемый" - а "принятый посредством личного выбора")

- как связаны между собой материальность и наличие какого-то другого существа/ другой воли помимо воспринимающего эту материальность существа (некоего "Я")?

- какую можно усмотреть связь между радостью и материальностью/ реальностью?

Для удобства изложения материала мы расположим ответы на эти вопросы в несколько иной последовательности, которая будет выглядеть примерно так:

Реальность/ материальность в нашем понимании
Реальность/ материальность и наличие/ возникновение других воль помимо воспринимающего реальность "Я"
Реальность/ материальность и развитие
Реальность/ материальность и развитие мысли
Реальность/ материальность и радость

Начнём, стало быть, с первой позиции:

РЕАЛЬНОСТЬ/ МАТЕРИАЛЬНОСТЬ В НАШЕМ ПОНИМАНИИ

Одна из первых аксиоматических позиций нашей личной философии - это представление о реальности, которую мы отождествляем с материальностью. Поскольку мы делаем это совсем не таким способом, каким многие другие мыслители, и поскольку этот вопрос регулярно вызывает читательское недоумение - то мы раскатаем его здесь ещё раз.

Итак,

"Материальность = реальность" для нас -
отнюдь НЕ В СМЫСЛЕ "состоящий из мяса/ из камня - реальный, состоящий из слов/ из мыслей - не реальный". Для нас это НЕ ТАК.

"Материальность = реальность" для нас
также и НЕ В СМЫСЛЕ "снаружи головы - реальный, внутри головы - не реальный". И это для нас - НЕ ТАК.

И тем, и другим образом понятая "материальность" для нас - только часть "реальности" в нашем понимании.

"МАТЕРИАЛЬНОСТЬ = РЕАЛЬНОСТЬ" ДЛЯ НАС - в совсем другом смысле, а именно вот в каком:

Материя / реальность = фиксированная стабильность причинно-следственных связей

(понятие о которых является, если можно так выразиться, несущей частью конструкции философского принципа всеобщей связи),

подразумевающая неотменимость всего уже произошедшего (всё последующее происходит с учётом произошедшего прежде того, и любое дальнейшее изменение означает не "отмену" предыдущего, а следующий шаг),

притом исключительно важный момент нашего представления об этой самой материальности = реальности - это тема "РЕАЛЬНОСТЬ = МЫ ВМЕСТЕ", которую мы достаточно отчётливо разобрали вот здесь, а также вот здесь (рекомендуем заинтересованным читателям освежить эти тексты в памяти).

Вкратце говоря, материальным = реальным является для нас всё то, что происходит в сфере ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ воспринимающего "Я" с Мирозданием - независимо от того, происходит ли это взаимодействие "внутри головы" или "вне головы" и независимо от того, зафиксированы ли узлы "всеобщей связи" посредством мяса/железа или же слов/мыслей. Ключевым является, что эти связи ЗАФИКСИРОВАНЫ. Напомним, зафиксированность узлов "всеобщей связи" означает неотменимость - и, стало быть, воплощённость в отличие от замысла ( "творить = делать прочным, неотменимым"), то есть реальность/материальность в отличие от вымысла.

Это самое может быть реализовано во плоти, в камне, в слове, в мысли - с нашей точки зрения, всё это равно реально/материально.

Итак, суммируя ещё раз -

Реальность = материальность для нас - это значит: "я не один, но МЫ ВМЕСТЕ, и всё то, что мы вместе сделали - НЕОТМЕНИМО".

Поехали дальше:

РЕАЛЬНОСТЬ/ МАТЕРИАЛЬНОСТЬ И НАЛИЧИЕ/ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРУГИХ ВОЛЬ ПОМИМО ВОСПРИНИМАЮЩЕГО РЕАЛЬНОСТЬ "Я"

Два главных принципа, которые, по нашему убеждению, лежат в основе существования Материи = Реальности - это принцип всеобщей связи (реализующийся в форме причинно-следственного континуума) и принцип базовой/трансцендентной свободы.

Принцип базовой свободы означает, что минимальная свобода присутствует абсолютно на всех уровнях существования материи - даже на уровне элементарных частиц. (Кстати, прелюбопытнейший рефератик на эту тему можно посмотреть вот здесь - однако не следует забывать, что принятие той или иной базовой философской концепции является не вопросом доказательства, а вопросом выбора).

Итак, принцип базовой свободы означает, что там, где замысел перетекает в воплощение, где возникает творение как новая реальность/материальность (вспомним, творить = делать прочным, неотменимым!) - там в этом самом творении уже исходно присутствует означенная базовая свобода как один из основополагающих принципов бытия Реальности/Материи.

Эта свобода влечёт за собой стремление к увеличению/ расширению возможностей, которое можно осуществить за счёт принципа всеобщей связи (вспомним, только фиксированность причинно-следственных связей даёт то самое "плато", с которого можно совершить очередной марш-бросок восхождения!) Даже если иметь в виду, что только часть элементарных воль реализует свою свободу в направлении увеличения возможностей (а часть, допустим, вовсе этого не желает) - то неминуемо начинается процесс развития. Процесс развития будет происходить тем скорее, чем бόльшее количество элементарных воль будут стремиться к увеличению/ расширению возможностей.

Процесс развития приводит к росту упорядоченности материи - к тому самому, что мы все изучали ещё в советской школе: на базе "хаотического" состояния возникают сложные физические структуры, на базе этих структур возникает жизнь, на базе жизни возникает разум. Особо подчеркнём последнее: разум, осознающая себя и окружающий мир уникальная личность есть естественное следствие процесса развития, который "запускается" самим возникновением материи/ реальности за счёт наличия двух базовых принципов её существования. Чем выше ступень развития, тем быстрее оно происходит - формирование физических тел занимает миллиарды лет, эволюция видов живых существ укладывается иной раз даже менее чем в тысячелетия, ну а уж скорость развития человеческой цивилизации у всех нас перед глазами.

При воплощении реальности в физических формах материи процесс развития происходит медленнее, при воплощении в мысленно-вербальных формах - быстрее. Для мысленно-вербальных форм материальности работает и следующая закономерность - чем выше скорость развития, тем быстрее возникают/ проявляются новые личности, доступные восприятию того, кто предоставляет им означенное мысленно-вербальное пространство. Герои, которых порождает автор, проясняются перед его взором иной раз даже раньше, чем природа окружающего их мира - да, впрочем, и сама природа зачастую является таким же героем и бывает наделена вполне ясным "дочеловеческим сознанием". Однако даже если не брать в расчёт живую природу и безусловно живых и разумных героев (книжных, например) - то в работе настоящего автора, творящего/ открывающего вторую реальность описываемого мира, неизбежно присутствует некое "сопротивление материала" - специфическая "упругость живой материи", своевольно укладывающейся совсем не такими "волнами", какими планировал писатель. Подлинный автор всегда радуется этому проявлению свободы своего творения - ведь она говорит о том, что замысел наконец-то обрёл реальность, то есть собственную жизнь.

Вопрос о связи реальности/ материальности и наличия/ возникновения других воль, кажется, разобрали.

Обозначим ещё раз:

наше представление о Материи/ Реальности как о существенном единстве, базирующемся на принципах всеобщей связи и трансцендентной свободы относится к области аксиоматики,

а наше представление о развитии как естественном следствии работы вышеозначенных принципов - к области выводимого и одновременно с тем подтверждаемого практически. Вместе с тем тот факт, что мы предпочитаем развитие его отсутствию, относится к области личного выбора, то есть аксиоматики. Мы можем назвать отличительные признаки как развития, так и его отсутствия, вывести из того и из другого естественные следствия, а также обозначить причины, по которым мы предпочитаем развитие, а не наоборот.

Теперь переходим собственно к теме развития:

РЕАЛЬНОСТЬ/ МАТЕРИАЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ

Цепочку выводов, демонстрирующую, каким образом развитие естественно следует из наличия базовых принципов всеобщей связи и трансцендентной свободы, присущих исключительно материальности/ реальности, мы приводили выше, повторяться нет нужды. Следует немного уточнить о том, что такое, собственно, представляет из себя процесс развития и почему в него "по умолчанию" вбита последовательность.

Начнём с того, что тему развития мы достаточно внятно разбирали вот здесь - и весьма настоятельно рекомендуем означенный текст перечитать, чтобы нам сейчас не переносить сюда слишком много букафф. Оставив таким образом в стороне рассмотрение темы развития другими философами, просуммируем вкратце. Можно сказать, что категория "развитие" в нашем понимании практически синонимична категории "рост":

"Рост / развитие - это такое изменение, которое увеличивает возможности растущего/ развивающегося (как количественно, так и качественно), притом, что принципиально - это происходит БЕЗ ПОТЕРЬ уже имеющихся возможностей. Это НЕ СМЕНА одного на другое, а возможность ПРИСОЕДИНИТЬ одно к другому."

Развитие в его совершенном виде, как нам представляется, должно характеризоваться не просто постоянным количественно-качественным увеличением возможностей развивающегося, но устойчивым "приростом" этого увеличения возможностей, так сказать - следующей ступенью "ускорения". Развитие можно рассматривать как цепь взаимосвязанных феноменов: рост/расширение возможностей - развёртывание имеющегося - созидание нового/ творчество - рост/расширение возможностей.

Таким образом, вопрос о том, почему в понятие о развитии по умолчанию вбита последовательность, можно считать исчерпанным.

Осталось объяснить, почему нам нравится развитие и не нравится его отсутствие. Дело просто-напросто в том, что нам нравится увеличение возможностей, возникновение нового и творчество - и, что самое главное, нам очень нравится общение, в том числе общение с новыми (новыми для нас и новыми вообще) существами (связь между развитием и возникновением новых существ мы рассмотрели выше). Мы не испытываем от перечисленных феноменов утомления - наоборот, мы испытываем от них радость. К теме радости мы перейдём чуть погодя, а сейчас уделим особое внимание теме "развитие мысли" - с тем чтобы показать, каким образом развитие мысли базируется на той же самой материальности/реальности, что и любое другое развитие, что и творчество и т.п.

РЕАЛЬНОСТЬ/ МАТЕРИАЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ МЫСЛИ

В чём, собственно, состоит развитие мысли? Начать с того, что для развития мысли необходимо, чтобы в наличии присутствовала какая-то мысль - то есть некоторое стартовое знание/ мнение/ убеждение и т.п. Это стартовое знание/ мнение/ убеждение должно обладать качеством прочности/ неотменимости - ведь если оно будет состоять в чём-нибудь вроде "я знаю так примерно то-не-знаю-что, и думаю про него нечто, которое сегодня одно, а завтра - случайно - уже другое" - то очевидно, что никакой мысли с этого ничем не зафиксированного хаоса развиваться не начнёт. Итак, необходимое условие даже для первоначального запуска процесса - это фиксированность/ неотменимость (то есть реальность/ материальность).

Далее. В процессе развития мысли создаётся вопрос, по ходу различными путями изыскивается ответ - и притом на каждой стадии этого процесса как вопрос, так и ответ должны непременно оказаться зафиксированы: вопрос - чтобы не приходилось задаваться одним и тем же вопросом многократно (забыв, что он уже был задан), ответ - чтобы проверить качество этого ответа, посредством испытания его на практике или как минимум совмещения его с уже имеющейся информацией на ту же тему, так или иначе "смежной" (что уже мне известно про это? как оно стыкуется? что из этого вернее, если применить на деле?) Разумеется, это необходимо проделывать не только с "промежуточными" ответами, но и с конечным результатом.

Далее. Самое интересное происходит, когда результат изыскания уже получен. Необходимо совместить этот результат не только с конкретной отправной точкой изыскания, но и со всей областью знания, к которой он может иметь отношение, и чётко зафиксировать его прочно-неотменимыми узлами всеобщей связи; более того! - желательно (и даже очень желательно, а для тех, кто себя вообще считает думающими людьми - так даже и более чем желательно, обязательно просто!:)) "прокатить" этот полученный результат (то есть всю новую информацию и все вытекающие из неё выводы) по всей области знаний, которая имеется в наличии. Это не шутка! Поверьте, это очень серьёзная штука, от которой реально зависит успешность мышления как такового - необходимо не ограничивать приложение нового знания только той областью, с которой оно связано прямо и непосредственно, а стремиться приложить его абсолютно ко всему, что вообще знаешь. Таким образом всегда поступают дети - шутя и играя они совмещают старые вещи с новыми, вещи формально друг с другом как бы не совместимые - и, как известно, обучение детей куда успешнее обучения взрослых, а гениальные открытия совершают именно те люди, кто не боится, подобно детям, вертеть в руках свежедобытое знание как новую игрушку и применять абсолютно ко всему, что окажется под рукой.

Ни в коем случае не следует путать неотменимость с неизменяемостью! - на самом деле это вещи во многих отношениях противоположные. Отказ от принципа неотменимости (= отказ от фиксации новоприобретённого знания) неизбежно влечёт за собой утрату этого нового знания - то есть, реальную неизменяемость старого знания, ложного или просто недостаточного. Горьких примеров на эту тему весьма немало - начиная от обскурантов, которые не хотят фиксировать происходящие вокруг них изменения, отказываясь считаться с неотменимостью фактов, не вписывающихся в их замшелые концепции, и кончая любителями "свободного паренья духа", не желающими иметь дела с "отягощающей" плотью фиксации и посему обречёнными вращаться в кругу одних и тех же вопросов. Ни увязший в цементе, ни пребывающий в невесомости не способны побежать, полететь или хотя бы поползти - для этого необходимо с силой отталкиваться, и притом отталкиваться от чего-то надёжного, прочного, неотменимого. Таким образом, неотменимость (то есть реальность/ материальность) есть необходимое условие развития мысли - а стало быть, изменения в области знания/познания.

В качестве примера назовём такую замечательную вещь, как перевод - и перевод с языка на язык, и совмещение различных философских систем с составлением единого "словаря" понятий. Вот где поистине триумф неотменимости, порождающей изменения! - не только составление новых терминов, расширяющих горизонты (возможное только на добротном основании старых слов/корней), но и вообще простор для озарений, возникающих вследствие лобового столкновения одного прочного значения с другим: гром, треск, разрыв шаблонов! - инсайт, сатори и даже, глядишь, материальчик для диссертации:))

Теперь наконец перейдём к теме радости.

РЕАЛЬНОСТЬ/ МАТЕРИАЛЬНОСТЬ И РАДОСТЬ

Прежде чем рассматривать вопрос о связи радости с реальностью/ материальностью, следует особо подчеркнуть один важный момент. Строго говоря, лично нам вообще неизвестны способы обретать радость иначе, чем через собственное естество - в общении ли с окружающим миром, или же через разного рода творчество. В первом случае будет задействована реальность/ материальность предметно-телесная, во втором - мысленно-вербальная, но суть дела останется прежней - вся радость, которую мы обретаем, воспринимается нами через реальность/ материальность нашего же собственного естества. Мы не увидим ничего иного даже в наиболее радикальных случаях "отречения от мира" - ведь и наркоман, уже совсем не реагирующий на окружающую действительность, получает свои переживания посредством введения в своё тело специальных средств, и отшельник, полностью погрузившийся в транс, достигает своего состояния посредством определённых психофизиологических упражнений.

Презанятнейший пример на эту тему можно видеть вот здесь - о своём поистине бесценном опыте рассказывает женщина, по профессии исследователь мозга, с огромным интересом пережившая инсульт и зафиксировавшая все свои мысли и чувства, владевшие ею в момент этого события. Из её опыта можно сделать вывод, что многие медитационные практики могут быть основаны на возможности волевым образом "отключать" деятельность левого полушария, "переключаться" исключительно на правое. Нет сомнений, что это очень важное умение, и можно только пожелать нам всем совершенствоваться в данном направлении (кстати, недавний тренинг по рисованию, который проходил в ЖЖ, также основан на практике "переключения" на правое полушарие) - но не следует забывать, что самой возможности обретения такого рода радостей мы также обязаны реальности/ материальности (нашего тела, наших способностей к сосредоточению и т.п.)

Так что бывает, конечно, и так, что нечто из области реальности/ материальности мешает человеку радоваться: это могут быть внешние трудности, а могут быть изъяны его тела, не позволяющие ему полноценно радоваться (к примеру, биполярное расстройство или разнообразные гормональные нарушения) - но уж "помогает" нам радоваться только реальность/ материальность нас самих и мира вокруг нас.

Теперь буквально несколько слов о том, что включает в себя понятие "подлинная радость". Многообразие мнений на эту тему можно принципиально свести к двум параметрам. С одной стороны, "подлинная радость" это такая радость, которая захватывает по-максимуму / даёт полноценную самореализацию - с другой же стороны, подлинная радость должна быть непреходящей, точнее даже - неотъемлемой. Мало кому представляется желательным такой вариант непреходящей радости, когда физическим образом "закорачиваются контактики в мозгу" - а значит, вопрос не в том, чтобы всё время испытывать эмоциональный подъём, а в том, чтобы единожды пережитая радость оставалась неотъемлемой несмотря ни на какие дальнейшие пертурбации. Такую возможность даёт лишь опора на неотменимость, присущую реальности/ материальности - ведь когда мы доверяем реальности/ материальности Бытия и действуем в соответствии с её законами, мы твёрдо знаем, что уже пережитое никогда не отнимется от нас, что бы с нами ни случилось. Отказ же от принципа всеобщей связи/ принципа неотменимости лишает какую бы то ни было радость надёжности - ведь сколь восхитительны ни были бы те или иные переживания, отречение от принципа "то, что состоялось - пребывает вовек!" начисто лишает их силы. Не опирающийся на неотменимость реальности не имеет таким образом поддержки в те неизбежно повторяющиеся по ходу жизни периоды, когда его естество отказывает ему в положительных эмоциях - не говоря уже о периодах неприятностей со стороны внешнего мира.

И наконец ещё один примечательный момент. Этимология слова "радость" позволяет усматривать его родство с греческим eros - эрос, любовь. Есть основания усматривать его родство также и со словом "радение" - самозабвенное вложение себя; всё это говорит о том, что само понятие "радость" изначально связано с реальностью/ материальностью как сферой, в которой существо оказывается способно выйти за пределы самого себя, излиться в общении с другим существом / в порождении другого существа. О нашем понимании эроса как стремления к творению нового мы уже писали в эссе "Поединок", и эта тема прямо и непосредственно связывает радость с вопросами реальности/ материальности как неотменимости и встречи с Другим.

Завершим данное исследование цитатой из старого доброго Честертона, который хотя и не знал многих вещей, известных нам ныне, но очень хорошо знал главное - он знал радость и мог эту радость передать. В эссе "О гордыне" он говорит:

"Люди способны к радости до тех пор, пока они воспринимают что-нибудь, кроме себя, и удивляются, и благодарят. Пока это от них не ушло, они не утратят тот дар, который есть у всех нас в детстве, а взрослым дает спокойствие и силу. Но стоит им решить, будто они сами выше всего, что может предложить им жизнь, всеразъедающая скука овладеет ими, разочарование их поглотит, и все танталовы муки ждут их" (отсюда).

Под танталовыми муками Честертон подразумевает скуку и разочарование, которые мешают черпать подлинную радость пригоршней, стоя в её полноводной реке по горло - это неотменимая и посему неотъемлемая радость общаться с реальностью, первой и второй в любых сочетаниях, дружить с обитателями этих реальностей, переживать вместе с ними встречи, разговоры и приключения, хранить обо всём этом благодарную память - и всегда быть готовым потеснить свою волю ради того, чтобы впустить в свою жизнь радость неожиданности.

Типа аминь:)

К оглавлению трактата "Альтерра и мы"

Проза не наша, Кредо, Онтология творчества, Критерии реальности, Дополнения к трактату

Previous post Next post
Up