В постинге
"О формировании новой культуры взаимоотношений в области общения со второй реальностью" мы задали читателям довольно-таки простой, с нашей точки зрения, вопрос:
"можете ли вы привести какие-нибудь примеры того, как люди успешно делятся информацией о своём общении с альтеррой, о своих мирах, в непосредственном общении с близкими и ближними, на уровне бытового, житейского обмена новостями - на кухне, в перекур, в Сети?"
Вопрос этот, однако, неожиданно оказался для наших читателей камнем преткновения - во всяком случае, именно такое впечатление у нас возникло, потому что единственный человек, который захотел дать об этом какой бы то ни было ответ, для начала высказался в том смысле, что не только не имеет на эту тему примеров, но и вообще не находит такую ситуацию возможной и даже желательной. Сложившаяся ситуация удивила нас до крайности - ибо мы сами даже за последние пару лет пребывания в Сети уже видели на означенную тему достаточно хороших и показательных примеров, и более того - энное количество этих примеров имеет к нашим читателям самое непосредственное отношение.
Озадаченные произошедшим, мы подумали и пришли к выводу, что, каковы бы ни были причины молчания тех, кто в теме - нам следует не ждать их пробуждения, а самостоятельно просуммировать то, что известно нам, и вкратце изложить вам результаты.
Итак, поехали.
1. О значении слушателя для альтерриста
В обсуждении вышеназванного постинга мы говорили о роли слушателя - о том, что внимательный и верный слушатель может стать своего рода партнёром, почти со-демиургом, заинтересованными вопросами и комментариями стимулирующим процесс всё более глубокого проникновения в ткань бытия альтерры. Естественно, для того чтоб реализовать всё это в полной мере, слушательство должно быть искренним и более-менее постоянным.
При учёте того, что мы знаем о глубинной человеческой потребности всюду побывать и со всеми пообщаться (Дж.Р.Р.Толкин,
эссе "О волшебных сказках") - вполне понятно, что потенциальных слушателей вокруг каждого альтерриста может оказаться немало, и важно только найти друг друга и суметь правильно друг друга понять.
Слушателями для альтерристов могут быть и альтерристы, и не-альтерристы. И в том, и в другом есть свои плюсы и свои минусы.
2. Слушатели-альтерристы и слушатели-не-альтерристы
С одной стороны, на первом этапе общения альтеррист поймёт альтерриста всегда лучше, чем не-альтеррист. При этом варианте не требуется массы сил, чтоб объяснять что это такое вообще, какой такой может быть другой мир и общение с ним, и т.д. и т.п. С другой стороны, именно это чревато риском, что на следующем этапе понимание станет неправильным - у каждого альтерриста имеются свои заходы, и один невольно будет мерить информацию другого своей меркой. Тут-то и возникают аберрации восприятия, скорректировать которые бывает очень трудно - ведь их надо ещё отследить, а всевозможные "ППКС" и "понял-понял, можно дальше не объяснять" такому отслеживанию, мягко говоря, не способствуют. Не-альтеррист же, даже помучавшись с осознанием темы поначалу, потом принимает всё рассказываемое уже сообразно тому, что хочет дать ему альтеррист - во всяком случае, не менее сообразно, чем он принимал бы нечто рассказываемое о событиях в первой реальности.
Есть и ещё один важный аспект. Если альтерриста охотно слушает не-альтеррист, то это, скорее всего, свидетельствует о подлинном интересе к жизни той альтерры, о которой ему рассказывают - в крайнем случае, это свидетельствует об интересе к личности самого альтерриста (что, конечно, похуже, но тоже хлеб:)) Если же альтерриста готов выслушивать свой брат-альтеррист - это может свидетельствовать совсем о другом: вольно или невольно, но альтеррист-слушатель может просто терпеливо ждать, пока другой альтеррист закончит рассказывать - с тем, чтобы сразу вслед за этим начать рассказывать самому. Потребность поделиться своими впечатлениями может быть столь сильна, что альтеррист хватается за любого, кто из каких бы то ни было побуждений готов его выслушать - и сам может соглашаться выслушать другого столь же "неразборчиво". Такое общение, конечно, мало что даёт обеим сторонам - оно подобно общению детсадовцев, где каждый громко говорит о своём, не слыша собеседника. Разумеется, мы далеки от утверждения, что во всех случаях общения альтерристов между собой получится именно так - но риск этого столь велик, что в таких случаях есть смысл стремиться отслеживать свои побуждения с особой честностью, чтобы не превратить такое важное общение в пустую профанацию.
3. Слушатели-бывшие альтерристы
Существует особый момент, который тоже необходимо иметь в виду. Как мы неоднократно убеждались на практике, если в качестве слушателя волею судеб оказывается бывший альтеррист - такой, у которого уже давно всё угасло, но который не испытывает в отношении альтерризма никаких неприятных ощущений (то есть - не "отреченец", а просто утративший дар) - то очень высока вероятность, что слушательство, даже краткое, вызовет в нём вспышку этого самого давно угасшего дара. "Я думал, в моём очаге // Давно уже умер огонь - // Я руку поднёс к золе // И опалил ладонь…" ((с) Антонио Мачадо). Что человек станет с этим дальше делать - зависит исключительно от него, но вот такой факт систематически имеет место быть, и есть смысл про это знать.
В пронзительном рассказе Хатуля
"Сумерки страны Самиррамат" описаны муж и жена - оба, по сути дела, скорее бывшие альтерристы, чем актуальные, скорее вздыхающие о своих встречах с альтеррой, чем состоящие с нею в действительном общении, причём решиться рассказать друг другу о своих альтеррах они не могут. Утешением в достаточно безнадёжной ситуации остаётся лишь то, что связь между странами всё-таки осуществляется, хоть и осуществляется только через море - то есть души супругов, помимо их сознания, всё же каким-то образом соприкасаются. Очень горько, что любящие друг друга люди совершенно не способны довериться друг другу в таком важной и такой личной сфере жизни - и это тем более горько, что, расскажи они друг другу всё как есть - скорее всего это вызвало бы новый всплеск альтерризма у обоих, и наш общий мир обогатился бы счастьем новых встреч.
4. Из нашего личного опыта
Начнём с себя, чтобы потом уже спокойно говорить о том, с чем связаны не только лично мы.
За время нашей 35-летней альтерристской практики мы пережили море разнообразных ситуаций, связанных со слушательством - причём выступали и в роли рассказчиков, и в роли слушателей. Мы общались таким образом с альтерристами и не-альтерристами, общение бывало и более-менее постоянным - и разовым, по большей части это было общение в реале - в последние же годы это по преимущество общение в Сети. В школьные времена и у Киры, и у Таты были подруги-слушательницы из не-альтерристов, а во времена обучения в Универе у нас была весьма близкая подруга-альтерристка, с которой мы дружили довольно долго и потом, уже после окончания учёбы. С этой подругой мы общались исключительно активно, бурно и эмоционально - и мы, и она выслушивали друг друга очень внимательно, в высшей степени интересовались происходящими в альтеррах друг друга новыми событиями, горячо любили конкретных альтерритов и обсуждали их поступки, и т.д. и т.п. Вот разве что приветов своим любимцам друг через друга не передавали - то есть, конечно, могли бы и передавать, но как объяснить, от кого привет?.. И у неё, и у нас в альтерре на тот период не больно-то было принято разговаривать про всякие там "другие миры", откуда тебе может внезапно передать привет незнамо кто:)) Важный момент здесь был, конечно, тот, что её жизнь в альтерре происходила примерно как у нас - тоже "в настоящем времени", а не в качестве воспоминаний о прошлом - поэтому мы и правда общались так, как если б рассказывали друг другу о каких-то вполне "здешних" домашних, семейных новостях.
5. Общение альтерристов в Интернете
Вступив в общение с Интернетом, мы сразу же начали изучать мировую паутину на предмет разыскать, где тут тусуются коллеги-альтерристы. О захватывающих приключениях и драматических переживаниях по ходу этих поисков мы непременно расскажем потом отдельно, а сейчас обозначим только некоторые точки, в которых мы отметили такое общение, которому посвящён данный постинг. Совершенно очевидно, что очень многого мы просто не нашли, потому что ещё не собрались искать в соответствующих местах - наверное, нет смысла в очередной раз напоминать, что мы чудовищные копуши, и поэтому у нас так и лежат списки ссылок на страницы, по которым следовало бы побродить хорошенько. Но вот не успели. Может, ещё успеем.
Во всяком случае, сразу можно сказать, что таких мест (и наводок на такие места) мы обнаружили весьма немало, хотя успешность обмена информацией всюду очень разная. Помимо всего прочего, важным фактором является то, что степень самосознания альтерристов очень разнообразна - а поскольку альтерризм граничит и с областью ролевых игр, и с областью литературы / фанфикерства, и много с чем ещё, иной раз встречаются очень своеобразные варианты - то получается, что акценты переносятся, и на многих территориях, где могло бы происходить то общение, о котором мы говорим, происходят всякие другие вещи. Тоже нередко ценные и интересные, но другие:))
6. Значение мошковского самиздата (СИ)
СИ как площадка для такого рода общения стоит особняком, и особенности его таковы:
- подразумевается, что то, что выкладывается на СИ - это как бы литература, то есть вроде как к выкладываемым материалам могут предъявляться те претензии, о которых мы говорили
здесь - то есть требования к "изящной упаковке"
- однако, поскольку СИ - это общеизвестный "ресурс для графоманов", созданный именно с целью дать всем желающим возможность выложить свой словесный креатив вне всяких требований к нему со стороны устроителей - то реально получается, что СИ даёт полную свободу самовыражению, в том числе самовыражению альтерристов
- подразумевается, что всё это - "худлитра", а значит, все обсуждения произведений, которые можно встретить на СИ, могут оказаться просто литературно-критическими разговорами, не имеющими к сабжу никакого отношения
- однако, поскольку альтеррист-писатель и слушатель-читатель могут на СИ спокойно найти друг друга и общаться сколько хотят о чём хотят - то и общение их в качестве альтерриста и слушателя может протекать в высшей степени успешно. Можно хоть каждый день расспрашивать альтерриста-писателя, как самочувствие его героев и всё такое прочее. А если учесть, что всё, что выкладывается на СИ, в любую минуту может быть скорректировано автором - то тут и вообще можно опять-таки хоть каждый день выкладывать хоть сводки самочувствия героев, хоть за день проведённые ими умные разговоры, да и вообще всё что хочешь. Перспективный ресурс! - быть может, ещё в полной мере не оцененный.
7. Крупные фэндомские ресурсы
Сайт Тол Эрессеа Арда на Куличках ВВВ-Доск Удел Могултая - вот, например, весьма богатые разнообразными материалами страницы, где в числе прочего можно встретить "пограничные" по отношению к собственно альтерристской области обсуждения. "Пограничье" - зона очень сложная, и мы остережёмся настаивать, что встречали там прямо то, что относится к сабжу - но те разговоры, которые на этих страницах ведутся, бывают к интересующим нас материям очень близки.
8. Всякие разные сайты сетевых игр
Вот в этой области то, что нас занимает, очень даже встречается. Очевидно, что область эта тоже "пограничная" - и грань между игрой и настоящим альтерризмом может быть весьма тонка. Специфика этих ресурсов в том, что они создаются как бы "для своих" - то есть вроде как с целью просто зафиксировать свои занятия - а вместе с тем не так редко это дело устроено так, что всякие "посторонние" тоже вполне могут зайти и поинтересоваться деталями происходящего в соответствующих мирах. При этом всё это, с одной стороны, как бы "несерьёзно" - игра же! - а с другой, вполне даёт простор и для настоящей жизни, и для общения на эту тему.
Это могут быть форумы, могут быть ЖЖ, в которых выкладываются игровые отчёты и всякое такое… - и здесь разговоры интересующего нас толка очень даже возможны. Нам доводилось и читать такое, и самим расспрашивать.
9.
Сообщество "Мирогляды" Очень интересный опыт: по сути дела, конечно, это сообщество альтерристов - но вместе с тем, насколько удалось понять, теоретически и заинтересованные не-альтерристы моли бы вступить туда именно в качестве сподвижников-слушателей.
Там выложено некоторое количество материалов о разных мирах - причём материалов не литературного, а сугубо альтерристического толка. И обсуждения там (в той мере в какой они вообще там имеются) отнюдь не литературные, а альтерристические-альтеррологические.
К сожалению, деятельность сообщества "Мирогляды" заглохла (хотя, как представляется со стороны, никаких конфликтов, подобных конфликтам мироглядов из рассказа Хатуля
"Мирогляды, или Глотание телескопа", к счастью, там не случилось:))
10.
Сообщество "Лабиринт Судеб" Тоже вот очень интересное было начинание - и тоже очень жаль, что заглохло. Конечно, задачи сообщества были сформулированы несколько размыто - но в самом начале его деятельности были высказаны очень хорошие идеи и предложения, отчасти даже реализованные (хотя уж очень в малой степени). Предполагалось, что участники и о своих мирах расскажут, и творчеством своих героев поделятся… Ну вот, немного поделились, немного даже обсуждений было, но не столько, сколько хотелось бы.
Интересно было бы, конечно, проанализировать, в чём причины такой неуспешности - но не так-то это просто.
Наверное, роль играет несколько факторов - и то, что практикующим альтерристам систематически бывает не до того, чтобы что-то куда-то писать, отвлекаясь от своего основного занятия, и то, что понятия у всех разные, а составить какой-то взаимно-понятный карманный разговорник толком не удаётся, и то, что в данном конкретном случае наиболее активные участники изображали собою нечто вроде иллюстрации к басне "однажды лебедь, рак и щука затеяли играть квартет" (с) - а прочие, возможно, просто растерялись и не поняли, в каком же дискурсе тут ваще разговор-то ведётся?..
11. ЧаВо (FAQ) в одном френд-журнале
Конкретный примерчик, на наш взгляд - очень симпатичненький и очень перспективный:)) В одном замечательном френд-онли френд-журнале некоторое время назад состоялись беседы именно интересующего нас плана - то есть слушатели расспрашивали альтерристов (демиурга и со-демиурга) о их мире. На основании этих расспросов планировалось создать что-то вроде ЧаВо, то есть списка наиболее часто задаваемых вопросов (кстати, такого типа ЧаВо о мирах мы встречали и в других местах). Дело очень хорошее - и хотелось бы, чтоб оно продолжалось и развивалось.
Особенно ценным в этих разговорах нам показался именно тот аспект слушательства, о котором мы говорили в самом начале - здесь очень хорошо видно, как задаваемые вопросы стимулируют демиургов на погружение, и ответы, которые они выдают, несут на себе отпечаток свежего "нырка", образно говоря - струи глубинных вод стекают по плечам, пенные фонтаны вздымаются вкруг восходящих из вод тел:)) Очень показательно и очень красиво.
12. Ещё пять копеек напоследок
Хотим привести ещё два примерчика - некоторым образом являющие собой разные концы спектра. И в одном, и в другом случае - речь о конкретных ЖЖ, не общественных, а совершенно личного порядка.
В одном ЖЖ автор рассказывает о своём мире, о жизни, которая происходит "в режиме реального времени", стимулирует читателей на вопросы и составляет ЧаВо - короче, всё очень замечательно и вполне любопытно, но есть некий сомнительный момент. Автор, с одной стороны, горячо утверждает, что он в натуре пришелец с другой планеты, из мира не второй, а вполне себе первой реальности - с другой же стороны, интонационно его записи оставляют впечатление, что он то более серьёзно относится к тому, что рассказывает, то менее - ну как бы просто играет. Всё это заставляет не причислять автора в строгом смысле слова к альтерристам - а отнести этот случай к категории явлений "пограничья", той самой зоны, где игра легко может открыть двери в подлинную альтерру - а может и не открыть, остаться просто игрой.
Автор другого журнала - безусловно альтеррист, очень серьёзно и трепетно относящийся к своей жизни во второй реальности. Он время от времени рассказывает в своём ЖЖ о приключениях, которые происходят с ним и его друзьями - а часто даже просто делится своими впечатлениями, даёт пронзительно-эмоциональные зарисовки. Очень светло, очень тепло, очень задушевно. Читатели выслушивают - то есть читают - автора очень дружески, с нежностью, ясно, что они - действительно друзья! - но вопросов задают существенно меньше, чем задаётся вопросов предыдущему автору, насчёт коего вообще нет уверенности, насколько он всерьёз. Вот такой вот парадокс.
Ну что ж - хватит пока:)))
Резюмируя, смело можно сказать, что наработки на обозначенную в заголовке тему очень даже имеются. Так что для развития культуры соответствующих отношений есть достаточный базис - и остаётся только пожелать всем нам вместе успешного роста и улучшения взаимопонимания:)))