Во время нашей июльской
поездки в Лаппеенранту мы с
petite_nyctale зашли в турбюро, чтобы узнать насчет круизов по Сайменскому каналу, как добраться общественным транспортом до музея канала, а также на всякий случай выяснили где здесь можно подешевле переночевать. Потом я занялась изучением технических материалов, чтобы спланировать поездку оптимальным образом. План был следующим: с утра сесть в маршрутку, выйти не доезжая Лаппеенраты и погулять вдоль старого канала, посетить музей канала, затем вызвать такси, приехать на причал, сесть на «El Faro», пройти за два часа один шлюз, потом на такси вернуться домой. Бюджет поездки предполагался следующий: маршрутка туда 1200 руб., музей 150 руб., такси до причала примерно 1000 руб. (на троих), круиз на «El Faro» 800 руб., поздно вечером такси обратно из Лаппенранты до Петербурга 8000 руб. (снова делим на троих) То есть на человека получалось примерно по 5200 руб. Лена
petite_nyctale сразу согласилась с моим планом. Но тут как раз с туретчины вернулась Лена К., которая собиралась поехать вместе с нами. Лена летела через Хельсинки, где на обратном пути подзадержалась на несколько дней. В результате необузданного шопинга она слегка поиздержалась, а пенсию, как известно, у нас один раз в месяц платят, а не каждый день, поэтому Лена заявила, что тратить на однодневную поездку более пяти тысяч это слишком дорого. «А почему бы нам не съездить с ночевкой?»- настойчиво вопрошала она. Тогда, по мнению Лены, это вышло бы как-то дешевле. Ехать с ночевкой я категорически не хотела. Долго мы оптимизировали варианты, обе Лены оказывали на меня такое давление, что я затрудняюсь оценить его в мегапаскалях. Естественно, что у всего есть некий предел прочности, устала я сопротивляться, не выдержала, сломалась и согласилась ехать с ночевкой. Но, в таком случае, я сказала, что не поеду на двухчасовой круиз с одним шлюзом. Хочу пройти весь канал, от Саймы до Финского залива. Поэтому на второй день утром я сяду на теплоход и поминай как звали. Неожиданно обе Лены тоже захотели в большой круиз. Всё решилось в самый последний момент. Завтра, 31 июля, собираемся ехать, а сегодня только договорились. Как-то всё вышло уж очень стремительным домкратом. Уже стояла на платформе, одной ногой в электричке, чтобы ехать в город, и в этот момент звонит
petite_nyctale и спрашивает, какой номер бронировать за 4300 руб. или за 5000 руб. Ответила, что мне всё равно в каком номере страдать. Пока ехала в электричке, вдруг подумала, что собираемся в большой круиз 1 августа, а это пятница. А вдруг мест нет? У меня с собой был рекламный буклет, в котором указан номер телефона фирмы. Решила позвонить, узнать что да как. Позвонила, мне отвечают «паявяя», к счастью девушка на том конце всё сразу поняла и переключила на русскоговорящую сотрудницу, с которой я обо все договорилась, забронировала три места, назвала свою фамилию и номер телефона. Пообещала, что завтра часа в три придем выкупать билеты. Вечером того же дня внезапно выяснилось, что в моём замечательном плане образовалась, не по нашей вине, небольшая трещина.
Места в маршрутке мы бронировали заранее, ещё в понедельник 28 июля. Днем, 30 июля, накануне поездки, мы с
petite_nyctale получили смс-ки, в которых сообщалось, что вечером нам позвонит водитель. Лена К. смс-ку не получила. Вечером водитель позвонил. Сразу выяснилось, что это химически чистый идиот. Дальнейший анализ подтвердил отсутствие даже следов интеллекта. Одна извилина и та ниже спины. Он перепутал все адреса, явки, пароли. Про Лену К. вообще забыли, пришлось напомнить. Водитель выругался. Потом он сказал, что приедет за мной часиков в восемь утра. Позвонила Лене К., чтобы она к восьми была готова. Утром в половине шестого вдруг звонок, приеду к семи. Звоню Лене - просыпайся. Всего в маршрутке восемь мест. Мы с Леной живем рядом. Потом поехали забирать девушку, адрес которой тоже перепутали, затем на кольцевой дороге к нам сели ещё три девушки, около девяти утра забрали, наконец,
petite_nyctale.
Трещина в моем плане образовалась следующим образом. На маршруточном сайте указано, что мы должны были приехать в Лаппеенранту в 9 утра по финскому времени. А музей открывается в 11. Предполагалось, что мы пару часиков успеем до жары погулять вдоль старого канала. А когда водитель сказал, что приедет за мной только в восемь утра, сразу стало понятно, что до жары погулять не получится.
Нашу границу проскочили быстро, зато на финской застряли. Там дежурила смена каких-то практикантов, которым видимо хочется потренироваться в русском языке. И вот начинается какая-то тягомотина - куда едете, когда обратно, зацем едете. А почему это ваш маршрут не совпадает с маршрутом водителя. Еле отвязалась. Слава богу, проехали. Тут выяснилось, что в навигаторе водителя нет нужного нам адреса. Ну, или этот идиот не умеет пользоваться навигатором. Вот как такое может быть в наше время?!
Каким-то чудом мы свернули в нужном месте и вышли рядом с каналом у шлюза «Мустола» на Sulkutie 65 (sulku - шлюз, tie - дорога). Было 11 часов по местному времени.
В словаре Брокгауза и Ефрона о Сайменском канале сообщается:
На самом деле шлюзов на старом канале было 15, но они были двух- и трехкамерными. Камеры шлюзов имели сквозную нумерацию. Поэтому двухкамерные шлюзы имели двойные номера, а трёхкамерные - тройные. Всего на старом Сайменском канале имелось 7 однокамерных, 3 двухкамерных и 5 трёхкамерных шлюзов. Общее количество шлюзовых камер на всех шлюзах Сайменского канала равнялось 28.
Во время реконструкции канала в 1920-30-х и во время строительства нового канала в 1960-х судоходство по старому каналу не прекращалось. Благодаря этому сохранилось несколько старых шлюзов, которые в настоящее время музеефицированы. Мы прогулялись вдоль русла старого канала мимо старых шлюзов № 2-4 «Мялкия», № 5 «Малая Мустола» и № 6-8 «Мустола».
Наш маршрут вдоль старого канала от шлюза № 6-8 «Мустола» до музея:
Когда мы вышли из маршрутки, в шлюзе «Мустола» находился корабль, поэтому мы скорее побежали по мосту, так как его должны были сейчас поднять:
У старого шлюза № 6-8 «Мустола» имеется водосливный канал, расположенный с северо-восточной стороны от старого шлюза. Канал в плане имеет форму дуги, которая отходит перпендикулярно направлению канала в верхнем бьефе шлюза и присоединяется к каналу у нижнего бьефа. Этот канал позволяет сливать воду из верхнего бьефа шлюза в нижний, минуя сам шлюз. Возможно, что этот канал использовался для регулировки уровня воды в канале.
На канале сооружены две плотины.
Старый шлюз № 6-8 «Мустола» расположен рядом с современным шлюзом «Мустола». Шлюз трёхкамерный. В настоящее время старый шлюз используется в качестве водосливного канала, по которому вода сливается из верхнего бьефа шлюза «Мустола» в нижний, минуя новый шлюз.
Новый шлюз «Мустола»
На старом Сайменском канале у старого шлюза № 6-8 «Мустола» располагался док. Вход в док находился в верхнем бьефе шлюза «Мустола», рядом с верхними воротами шлюза. Канал для входа судов в док отходил перпендикулярно направлению Сайменского канала и перекрывался воротами. Ворота дока были двустворчатые и имели конструкцию, похожую на конструкцию шлюзовых ворот. На каждой из створок ворот имелась задвижка для впуска воды в док, приводимая в действие ручным приводом с зубчатой рейкой. Ворота открывались вручную с помощью приводов с зубчатыми рейками, похожих на приводы шлюзовых ворот. Отличие от приводов шлюзовых ворот заключалось в наличии механизма с коническими шестернями. От дока сохранилась часть канала с воротами. Ворота дока полностью сохранились, включая механизмы открытия ворот и впуска воды в док.
Осмотрев старый и новый шлюзы «Мустола», мы отправились дальше по направлению к старому шлюзу «Малая Мустола». На фотографии видно, что в этом месте русла нового и старого каналов расходятся. Слева новый канал и шлюз «Мялкия», справа старый канал и однокамерный шлюз «Малая Мустола»
Старый шлюз № 5 «Малая Мустола» является одним из наиболее хорошо сохранившихся шлюзов старого Сайменского канала. У шлюза сохранились нижние шлюзовые ворота с механизмами привода ворот и выпуска воды из шлюза. Верхние шлюзовые ворота не сохранились. На их месте была сооружена бетонная стенка, которая сдерживала уровень воды в верхнем бьефе шлюза.
Привод шлюзовых ворот старого шлюза № 5 «Малая Мустола»:
Нижние шлюзовые ворота старого шлюза № 5 «Идем дальше посередине между старым Малая Мустола»:
Идем дальше между старым и новым руслами каналов. Лоцманская станция:
Вид на новый канал:
Старинные дома:
Шлюз «Мялкия» на новом канале:
Рядом на скале высечена памятная надпись:
Впереди шустрый «El Faro», на котором вечером я отправилась на прогулку по архипелагу:
Старый шлюз № 2-4 «Мялкия» расположен на участке старого русла Сайменского канала рядом с современным шлюзом «Мялкия». Шлюз трёхкамерный. В этом месте старое и новое русло Сайменского канала сходятся. У старого шлюза «Мялкия» сохранились гранитные стенки. Шлюзовые ворота и механизмы не сохранились. В верхнем бьефе шлюз перекрыт плотиной.
В нижнем бьефе старого шлюза «Мялкия» через старое русло канала сооружён пешеходный мост:
Рядом с старым шлюзом «Мялкия» находится парк имени Урхо Кекконена. В честь открытия после реконструкции канала в парке между старым и современным шлюзами «Мялкия» в 1968 году был установлен памятник:
На памятнике карта парка Урхо Кекконена с участками старого и нового русла Сайменского канала:
На другой стороне надпись, в которой сказано, что Сайменский канал был реконструирован в 1963-1968. Мелким шрифтом сказано, что «строительство стало возможным благодаря договору с Советским Союзом об аренде части канала Финляндией. Новый канал имеет восемь шлюзов, из которых Мялкия является самым высоким».
На другой стеле «Старый Сайменский канал был построен в 1845 - 1856 годах. Перепад уровня между озером Сайма и Финским заливом около 76 метров, для преодоления которого на канале было 28 шлюзов. Шлюз Мялкия состоял из трёх шлюзовых камер».
Памятник в честь князя Александра Сергеевича Меншикова, генерал-губернатора Финляндии в 1831 - 1854 годах, когда было начато строительство Сайменского канала.
На камне на финском и русском языках высечены слова: «Генералъ Губернаторъ Князь Меншиковъ приступилъ къ исполненію сего важнаго предпріятія»:
В 2006 году отмечалось 150-летие канала. В честь этого события на месте разветвления старого и нового каналов была установлена арка.
Тут я обратила внимание, что надпись на русском языке выполнена в старой орфографии, да и гранит, из которого сделаны плиты, отличается от гранита, из которого сделана арка. На плитах по-русски написано:
«Императоръ Николай I въ 1845 году началъ», «Императоръ Александръ II въ 1856 году окончилъ.»
Позже всё разъяснилось. Изначально плиты были установлены на старом канале рядом с несуществующим теперь шлюзом №1 «Лауритсала». Там они были до 2006 года, потом их установили на памятник 150-летия канала.
Так, неспешно гуляя вдоль старого канала, мы подошли к музею в 12 часов по местному времени.
В музее, который находится рядом с шлюзом «Мялкия», приобрела открытку
Ссылки на все записи о поездке
Пешком вдоль старого Сайменского канала Музей Сайменского канала Линия Суворова. Суворовские сайменские каналы Лауритсала. «У Майорши». Прогулка по Сайменскому архипелагу Круиз по Сайменскому каналу Выборг
О старом и новом канале
здесь много интересного.