По границе Ореховского мира 1323 года

Sep 28, 2017 17:21

6 августа 2016, суббота

В мае прошлого года в Финляндии у озера Торса (Торжеярви) мы самостоятельно нашли пограничный камень (Torsansalon rajakivi), маркирующий границу между Россией и Швецией по договорам 1323, 1595 и 1721 гг. Затем, в августе того же года я была еще в двух местах у нас на Карельском перешейке, где проходила граница по Ореховскому миру 1323 года и Тявзинскому миру 1595 года.
Ореховский мир - первый мирный договор между Новгородом и Швецией был заключен 12 августа 1323 года в крепости Орешек. Договор завершил 30-летнюю вооруженную борьбу новгородцев со шведами. В 1293 на новгородских землях, пока сами новгородцы были заняты выяснением отношений со своим князем, шведы поставили Выборгский замок. Новгородцы пытались отстоять свои земли, но к 1322 году шведы сумели захватить уже три новгородских погоста: Севилакшю, Яскы и Огребу. Новгородский князь Юрий Данилович пытался в 1322 году взять Выборг, но неудачно. В 1323 году Юрий Данилович поставил на Неве крепость Орешек (сейчас Шлиссельбург), куда летом того же года приехали новгородские и шведские послы, чтобы договориться о мире. По договору Юрий отдал шведам три погоста, которые они и так уже захватили и отдавать не собирались.
Подлинных текстов Ореховского мира не сохранилось, известны только списки, сделанные в разное время на русском, шведском и латыни. Какие из этих списков являются копиями оригинала, а какие копиями подложного текста? Как проходила граница? Все это достаточно хорошо изучено шведскими и финскими историками в XIX-XX столетиях .
Каким образом проходила демаркация границы пишет И.П. Шаскольский: «Русская сторона уступала юридические права на фактически уже принадлежавшую шведам область, а область эта состояла из территории трех погостов - Яскис, Эурепя и Саволакс. Следовательно, никакой новой пограничной линии в данном случае устанавливать не требовалось, учреждаемая договором межгосударственная граница должна была пройти по давно существующей линии восточной границы трех уступаемых погостов Яскис, Эурепя и Саволакс с соседними погостами ... Межевальщикам достаточно было проехать вдоль давно существующей границы этих погостов и зафиксировать наиболее примечательные пограничные пункты. … при установлении южной части межгосударственного рубежа достаточно было определить границы погостов от устья р. Сестры (южная оконечность учреждаемого рубежа) через Карельский перешеек на север».




В договоре есть краткое описание границы: «а розвод и межя от моря река Сестрея, от Сестрее мох, середе мха гора, оттоле Сая река, от Сае Солнычныи камен, от Солнычнего камени на … оттоле Торжеярви…» и т.д. Понятно, когда граница идет по рекам Сестре и Сае (Волчья), но «мох, середе мха гора» на современную карту не нанести. «Мох» - на старых финских картах назывется Ristikiven suo (risti - крест, kiven - каменный), на советских топографических картах это урочище Крестовый Камень.

Граница 1323 года формально соблюдалась. Потом в 1470-х Москве удалось присоединить Новгород. Шведы, глядя на это, время зря не теряли, и на границе поставили замок Олафсборг (Нейшлот), хотя по Ореховскому миру запрещалась строить замки и крепости рядом с границей. Чтобы оправдать такую наглость, шведы изготовили подложный договор, в котором описывалась выгодная для них граница. Документ был обнаружен Рюдбергом 1876 году в Стокгольме.
В 1510 году подписали перемирие, подтверждавшее мир 1323 года, и условились провести уточнение и межевание границы. В 1537 году снова подтвердили и продлили действие договора до 1570 года, а также снова намеревались провести демаркацию границ. 20 июля 1562 года межевые судьи встречались в Соболинне на Вуоксе, чтобы межевать по договору 1323 года. По договору 1568 года не межевали, а только клятвенно подтвердили нерушимость границ. Надо заметить, что в кратких промежутках между договорами, воевали и границы нарушали. Перечислять можно долго. Наконец, в Тявзине 18 мая 1595 года подписали вечный мир. К последнему договору сохранились межевые записи о разводе рубежа. Договор подтверждал границу 1323 года.
Демаркацию делали по приметным рубежам (крупные валуны и вековые сосны), отмеченным особыми знаками (короны, кресты).

В урочище Крестовый камень находится камень, о котором в Оеховецком договоре ничего не сказано ( только середе мха гора ), а в межевой записи Тявзинского договора написано «по песчаной гриве Rumeta до камня, на нём два креста».
Местное краеведческое сообщество считает, что этот камень находится здесь 60.378349, 30.090086. В связи с чем установили рядом с камнем табличку:



Я внимательно осмотрела камень со всех сторон, но никаких крестов на нем не обнаружила.










Значит ли это, что если я не рассмотрела на камне крестов, то их там и нет? Нет, не значит. Лишайник «подъедает» камень, разрушает поверхность. Со временем поверхность камня «выветривается», разрушается. И тем не менее, на камне у озера Торса четко видны, хотя и «подъеденные», кресты и корона. Может быть надо поискать еще? В прошлом году мы видели беломорские петроглифы , которым тысячи лет. Петроглифы не «поновляют», а только расчищают лишайники. Поэтому рисунки хорошо видны. Может быть и у нас надо исследовать камни в скользящем свете, как ищут петроглифы? А не объявлять первый попавшийся камень «крестовым».

Рядом с «крестовым» камнем есть много других камней. Вот, например, буквально в двадцати метрах стоит камень, покрытый мхами и лишайниками:




Вдруг это тот самый камень? Почему нет.
Мой скептицизм по отношению к так называемому крестовому камню вызван тем, что рядом с ним навалена кучка каких-то камней, о которой краеведы сообщают, что это шведский пограничный знак:



Это утверждение не выдерживает никакой критики. Не так раньше маркировали границу. Знаки наносились только на один приметный объект (большой камень, сосна, скала). После Ништадского мира была разработана подробная инструкция по межеванию границы. Я думаю, что инструкция ничего нового не предлагала, а основывалась на предыдущем опыте межевания. Межевали так и в 1323, и в 1595, и в 1721, и потом. Это сейчас ставят столбики с обеих сторон нейтральной полосы. А тогда граница шла так же, как идет граница между дачными участками. С одной стороны забора мой участок, а с другой стороны - соседский. Никто же не ставит между участками два забора (хотя в клинических случаях такое бывает).

Найти «крестовый» камень просто. На южной стороне дороги 41А-189 висит самодельный указатель:



Рядом с указателем мостки:



Затем метров двести на юг по тропе в болоте (координаты камня 60.378349, 30.090086)
















Ниже привожу фрагмент карты, составленной Андерсом Буре (Anders Bure 1571-1646), работавшего в межевой комиссии после Столбовского мира в 1619-1621 гг.
Цифрами на карте отметила: 1 - Саккола (сейчас Громово); 2 - Тайпал (прежде Сванский Волок, сейчас Соловьво); 3 - Раутус (прежде Ровда, сейчас Сосново); 4 - Орешек (Нотебург, Шлиссельбург); 5 - Румета.




Буре, по карте видно, прекрасно знал здешние места. Но что такое эта загадочная Румета ? На всех прежних и последующих картах в этом месте всегда Лембала (Лембагаль Ивановского Куйвошского погоста, сейчас Лемболово Всеволожский район).




Осмотрев камень, который принято считать пограничным крестовым камнем, через некоторое время приехали в Ромашкинское сельское поселение . Карта с описанием достопримечательностей Ромашкинского поселения неожиданно была обнаружена на финском сайте здесь .




Мы взяли две лодки и переправились на противоположный берег Вуоксы, чтобы увидеть кирку 1929 года и старое финское кладбище.




На карте выше жирной черной линией 1-1 отмечена граница по Ореховскому миру 1323 г., а также по Тявзинскому 1595 г. В этом месте граница проходила по Вуоксе.




Впервые Ромашки упомянуты в переписной книге 1500 года, тогда деревня называлась у Княжа Креста на реке Городетской (р. Вуокса-Вирта).

Корельский уезд - северная часть Восточной пятнины, был разделен на две части по Вуоксе: «Передняя Корела» - ближняя к Новгороду, включала в себя погосты: Гророденский (Приозерск), Сакульский (Громово) и Ровдужский (Сосново); «Задняя Корела» - северная часть включала погосты: Кирьяжский, Сердовольский, Соломенский и Иломанский.
С конца 1470-х годов Корельский уезд оказался под властью Москвы. Сразу же были конфискованы земли, принадлежавшие новгородским боярам (восьми семейств, бывших в оппозиции), и переданы во владение московским детям боярским и служилым людям, обязанным за это нести военную службу. В основном эти земли были сконцентрированы в «Передней Кореле». В тех же погостах (Городенском, Михайловском Сакульском и Васильевском Ровдужском) земли, принадлежащие карельской знати ( «пять родов корельских детей» ) и так называемым своеземцам, пока остались за ними.
Вторым по величине землевладений был род Рокульских: очень богат был Григорий Иванов сын Рокульского (60 обеж), дядя его Павел Рокульский также был не менее богат, за Никитой Павловичем и Исаком Павловичем вотчины поменьше. Братья Ивашка, да Степанка, да Гридя, да Васька Яковлевых Рокульского детей совместно владели более 30 обеж. Из переписной окладной книги 1500 года узнаем, что сам Ивашка и брат его Васько жили в деревне Кимерва (Торфяное), сеяли ржы 12 коробей, а сена косили сто копен (три обжы). Сам Степанко жил рядом, тоже в Кимерве на берегу озера Кимерва (Комсомольское), сеял ржы 4 коробьи, а сена косил 30 копен (две обжи).
В деревне у Княжа Креста на реке Городетской жил сам Гридя, сеял ржы семь коробей, а сена косил 30 копен (обжа).
То есть братья по имущественному уровню уже не отличались от окрестных своеземцев, тоже «пахавших на себя».
О судьбе потомков четырех братьев Рокульских несложно догадаться. Сначала их земли делились между потомками, владения мельчали. Потом пришли опричники Грозного и все разорили, за ними «свейские немцы» после Столбовского мира (1617) выжили их окончательно. В конце XVI - начале XVII здешняя земля опустела. Кто ушел на юг и поселился в Тверской Карелии, а кто-то, наоборот, на север. X. Киркинен предполагает, что самый известный из древних карельских родов - Рокульские (Roukkulan suku) - дал название расположенной в окрестностях Ребол деревне Ровкулы (Roukkulan kyla).

Сохранилось несколько десятков грамот Соловецкого монастыря XV и XVI вв., данных, вкладных и купчих на земли и угодья, приобретенные монастырем от обитателей Новгородской земли преимущественно в Поморье. Некоторые из этих грамот восходят еще ко временам независимости Новгорода. Земли, которые приобретал монастырь, рассеяны были по Беломорскому побережью среди обширных владений корельских детей, принадлежавших к пяти родам, и их местоположение обозначается в грамотах выражениями "промежу пяти родов корельских детей" или "куды вся пять родов владеют" и т. п. Из числа этих родов были Ровкульцы, или Рокульский род. Среди своеземцев г. Корелы по книге 1500 г. встречаем целое гнездо богатых землевладельцев Рокульских. Эти корельские дети напоминают тех "молодых людей", или "молодцов" новгородских, о промышленных походах которых говорят новгородские летописи XIV и XV вв. Дружины подобных молодцов из г. Корелы когда-то, в XV в. или раньше, заняли обширные пространства по Беломорью и образовали 5 родственных землевладельческих товариществ, которые некоторое время и под московской властью носили название пяти родов корельских детей. Родственно-товарищеский, сябренныйспособ приобретения и владения долго и после оставался одной из особенностей земецкого землевладения, отличавшей его от новгородского боярского землевладения. Каждый член такого товарищества располагал своим участком как личной собственностью. В одной грамоте из указанного сборника читаем, что посадник Дмитрий Васильевич купил у принадлежавшей к роду Рокульских Ховри Кукоевой ее "отцину и детину на море на Выгу" и по другим рекам Беломорья, "а продала она Ховра посаднику отцину свою Рокульского, роду". Понятно, что путем отчуждения участков Первоначальный состав родственного товарищества разрушался, принимая в себя чужеродцев; товарищество йрриобретателей распадалось посредством раздела совместно приобретенной земли на отдельные участки. Но некоторая юридическая связь оставалась и при расстройстве родственной цельности и землевладельческой солидарности товарищества.




В старину здесь по реке проходил «варяжский» путь. Воды из озера Суванто (Сванское озеро, сейчас Суходольское) вытекали в Вуоксу. Сванское озеро было отделено от Ладоги перемычкой, на которой стоял городок Сванский Волок (Тайпале, Соловьево), где приходилось волочить лодьи около километра.
К югу от деревни у Княжа Креста, там где река делает крутой поворот, было торговое место (Noisniemi ), известное еще с XIII века. Так же здесь проходили русско-шведские переговоры по вопросам границы. Там находили, а, возможно, и сейчас находят древние ювелирные украшения, инструменты, домашнюю утварь.

В 1818 году, в результате бури, воды озера Сувандо, имевшие до этого сток в Вуоксу, прорвались в Ладогу по строящемуся для спуска паводковых вод каналу, образовав реку Бурная. Потом в 1858 местные умники взорвали берег Суванто, в результате чего образовалась Лосевская протока. Последствия этого безголовья ощущаются до сих пор, скорее всего Вуокса у Приозерска когда-нибудь окончательно пересохнет. В результате этих двух катастроф Вуокса потекла в противоположную сторону.




Оставили лодки у мыса Овечий (Lammasniemi) и пошли в сторону кирки.



Кирка Вуоксела построена на мысу Овечий в 1928-29 годах по проекту архитектора Илмари Лауниса. Хотя кирка относится к памятникам культуры и состоит на учете, без слез на нее не взглянешь.




Точно такая же кирка, но в гораздо лучшем состоянии, есть в Луумивааре. Там и фрески сохранились, и на колокольню можно подняться и в колокол звонить, и попасть внутрь легко, и дорога туда хорошая.

Рядом с киркой братская могила финских солдат. Если пройти по дороге около километра чуть дальше, то будет старое кладбище.




На кладбище стоит памятник шюцкоровцу. Этот памятник был поставлен еще до войны.




Памятник периодически восстанавливается потомками жителей Вуокселы, проживающими в Финляндии, у которых есть с 1995 года на 25 лет разрешение. Потом этот памятник нашими вандалами разрушается. В прошлом году на постаменте были только ноги, безголовое туловище лежало рядом на земле. Но, думаю, они его опять восстановят (sisu).

Кладбище находится недалеко от залива Продольный.




Надо сказать, что не ради кирки и кладбища я сюда приехала. На самом деле я хотела на месте посмотреть, есть ли возможность попасть на Русский остров (Venäjänsaari). Поэтому, пока все бродили вокруг кладбища, я одна пошла обратно в сторону кирки. Мне надо было предупредить. Потом оказалось, что меня хватились и искали, думали, что я заблудилась. А мне и в голову не пришло, я по нашему лесу ходить умею с детства, еще ни разу не потерялась.




В начале ХХ века на Русском острове было найдено древнее городище и следы деревянной русской крепости, построенной еще до 1323 года.

Между узким заливом Продольный (Jovilahti) и Вуоксой-Виртой шла на юг по острову Jovisaar примерно полкилометра по старой дороге.




Слева Jovisaar:









К сожалению ни на остров Русский, ни на остров Ловчий (Hyytläsaari) мостков не обнаружила.




Вернулась обратно на мыс Овечий ждать пока все вернутся с кладбища. Так как у нас были лодки, то можно было бы проплыть примерно два километра на север. Там на острове Луговой тоже есть пограничный камень (rajakivi Uunikivi). Если я правильно понимаю, то этот камень еще не изучен нашим вездесущим карельским краеведческим обществом. Во всяком случае, никаких публикаций и фотографий этого камня мне пока не попадалось.




Но, увы. Пора было возвращаться. Погода к вечеру разгулялась, мы без приключений вернулись на восточный берег Вуоксы.




Карта достопримечательностей Ромашкинского поселения:


На карте:
9 - огромный валун на острове Луговой. Возможно, на нем есть пограничные знаки. (60.733991, 29.769151)
19 - остров Русский (Venäjänsaari), на котором стояла деревянная русская крепость (60.705278, 29.796944)
25 - пограничный камень, упомянутый в Орехвском договоре как Солнечный: «… от Сае Солнычныи камен, от Солнычнего камени …» (Päiväkivi). Камень описан известным краеведческим обществом, тем же, что и «крестовый» камень отметили. (60.676389, 29.809444)
27 - поселок Мыс (Noisniemi), старинное торговое место на «варяжском» пути, известное уже почти тысячу лет; место переговоров русских и шведов (60.676667, 29.867222)

17 - кирка и кладбище (60.708889, 29.779444)
23 -ДОТ Ильмаринен линии Энкеля (народное название - линия Маннергейма). Оскар Энкель спроектировал и построил в конце 1920-х - начале 1930-х цепь укреплений. (60.668056, 29.739444)
28 - ДОТ Вяйнямёйнен линии Энкеля (60.669377, 29.902646)


Выборгская губерния, Корела, Ленинградская область

Previous post Next post
Up