Беломорские петроглифы

Jan 30, 2017 17:32

25 июня 2016, 9:30-11:40

Наскальные изображения бывают двух видов - писаницы, они нанесены краской, и петроглифы - выбитые рельефные фигуры. Смотреть писаницы мы ездили 22 мая 2016 в Руоколакс, писала об этом здесь.
Летом 2015 года в Национальном музее Карелии (Петрозаводск) нам рассказали об онежских петроглифах на мысах Бесов Нос и Пери Нос. Тогда у меня возникло сильное желание поехать туда и посмотреть на них. Изучение вопроса показало, что сделать это сложно. Во-первых, как добраться? Дороги к мысам нет, надо нанимать где-то моторку, плыть полтора часа. Во-вторых, стало понятно, что без опытного проводника мы ничего там не увидим и не поймем. Нет, такие приключения нам уже не по летам. И вдруг увидели экскурсию, правда, не на онежские петроглифы, а на беломорские. Последние отличаются от онежских, но разница понятна только специалистам.
Беломорские петроглифы от людей оберегала сама природа. Обнаружил Чертовы (Бесовы) следки в 1926 году Александр Михайлович Линевский (1902-1985). Его отец, Михаил Адамович, в 1915-16 гг. был руководителем строительства Мурманской ж.д. на участках 3 - 4 Петрозаводск - Сорокская бухта.
А.М. Линевский написал как ему удалось найти петроглифы: «В 1926 году, будучи студентом Географического института, я выехал из Ленинграда на летнюю практику в Карелию. Мне, как этнографу, надлежало изучать новые явления в быту поморов Белого моря, записывать сведения о событиях гражданской войны на Севере, собирать материал о жизни населения в дореволюционное время.
В конце трехмесячной экспедиции произошло непредвиденное событие, после которого я решил, где мне работать и чему посвятить жизнь. В семи километрах от старинного села Сороки (ныне город Беломорск) находится селение Выгостров. В нем, судя по рассказам сорочан, не было ничего для меня интересного. "Хлеб жуют да селедочкой закусывают", - так говорили они о жителях Выгострова.
Однако мною почему-то овладело то неуемное беспокойство, которое хорошо знакомо участникам любой экспедиции: "А вдруг там найдется что-нибудь замечательное?" В августовскую жару, с тяжелым рюкзаком на спине, побрел я в деревню Выгостров. По дороге мне посчастливилось разговориться с жителем Выгострова Григорием Павловичем Матросовым.
На следующее утро он повез меня на лодке к островку, называемому "Бесовыми следками". Здесь на пологой скале были выбиты семь следов то правой, то левой человеческой ступни, которые вели к изображению "беса" - самой крупной фигуре на этой скале. "Бесовы следы" окружало множество силуэтов оленей, лосей, китов и других животных. Были выбиты здесь на первый взгляд малопонятные сцены быта и различных промыслов. Всего на этой скале насчитывалось до трехсот рисунков. До сих пор не могу понять, как же сорочане, жившие в семи километрах от деревни, ничего не знали о "Бесовых следках"?
Вот в этот день и решился для меня нелегкий вопрос - куда ехать работать после окончания геофака».




В 1927 году в журнале «Карело-Мурманский край», № 7-8, об открытии Линевским петроглифов рядом с Выгостровом, была опубликована заметка:









Первые люди поселились здесь, судя по археологическим находкам, примерно 6-7 тыс. лет назад. Рядом с Беломорском обнаружено около двадцати стоянок эпохи неолита. В то время климат здесь был прекрасный, тепло, мало дождей и при этом обилие зверей и птиц. По кальцинированным костям из пяти поселений определены олень, лось, куница, белка, бобр, тюлень и белуха. Наскальное творчество продолжалось сравнительно недолго - тысячелетие или чуть больше. Потом, 5 тыс. лет назад наступило похолодание.

Рисунки выбивались кварцевыми отбойниками. Сначала выбивался контур фигуры, затем все остальное. Глубина рельефа 1,5-3,5 мм. Большинство изображений небольшие - 20-40 см, но иногда длина достигает почти трех метров. Вот, например, почти 3-метровый лось:



Спустя десять лет после открытия Линевским Бесовых Следков, в сентябре 1936 года экспедицией ленинградского археолога Владислава Иосифовича Равдоникаса были открыты группы петроглифов в пяти пунктах (всего 615 изображений). Самой значительной была группа рисунков в Залавруде (сейчас Старая Зала́вруга). В эти же годы московский археолог Александр Яковлевич Брюсов (брат поэта-символиста) проводил раскопки поселений. В 1963 году проводил раскопки карельский археолог Юрий Александрович Савватеев. Работы проводились пять сезонов и результаты превзошли все ожидания. Оказалось, что культурный слой в Залавруге скрывал более тысячи изображений (Новая Залавруга). И, наконец, в 2005-2011 гг. еще несколько сотен рисунков здесь открыла Надежда Валентиновна Лобанова.

На плане ниже обозначены все известные большие скопления петроглифов в районе реки Выг. Сверху красным цветом обозначена Старая и Новая Залавруга. Примерно в двух километрах южнее желтым прямоугольником обозначена группа Бесовы Следки, открытая Линевским. Всего здесь более двух тысяч рисунков:



К моему большому огорчению оказалось, что Бесовы Следки недоступны для туристов. Раньше до Бесовых Следков можно было добраться только на лодке. До Залавруги можно было дойти по малозаметной тропе, которую пересекали несколько проток. Потом, после строительства ББК, затем в 1950-60-е гг. строительства Выгостровской и Беломорской ГЭС, география изменилась. Появились плотины, каналы, водохранилища, дороги, нижнее русло Выга пересохло.
В 1968 году, когда строилась Выгостровская ГЭС, над Бесовыми Следками был построен павильон, благодаря чему следки стали доступны для туристов круглый год. Увы, этот павильон по документам никому не принадлежит, т.е. формально за него никто не отвечает. С 1999 года павильон закрыт в связи с аварийным состоянием, Следки для сохранности засыпаны слоем опилок. До сих пор ремонт павильона не сделан. Видимо ждут, когда он рухнет и тогда петроглифы будут снова покрыты «культурным» слоем.

Ниже план Залавруги с обозначением основных групп петроглифов, включающих почти две тысячи рисунков:



На фотографиях ниже общий вид Залавруги:















К сожалению, как раз во время нашей экскурсии погода резко испортилась. Предыдущие два дня стояла чудесная прохладная пасмурная погода. А тут вдруг прямо с утра появилось солнце, стало очень жарко. Во-первых, я не переношу жару, почему большую часть времени вместо того чтобы слушать экскурсовода, чудесную девушку с красивым, а главное редким именем, Лена, вынуждена была ненадолго отходить в тень. Во-вторых, петроглифов и так-то почти не видно, а солнце их еще дополнительно ослепляло. Считается, что лучшее время для осмотра петроглифов - утро или вечер, когда они освещены косыми лучами.

Тем не менее, кое-что удалось послушать про IV группу. Эта группа содержит более трехсот фигур и знаков, семнадцать явных композиций. На рисунке ниже указан масштаб этого поистине эпического полотна:



В левой верхней части изображена зимняя охота на лосей. Сначала идут ровные точки - это лоси идут по глубокому снегу след в след. Параллельно лосиным следам идет лыжня (непрерывный скользящий лыжный след). Наконец, охотники настигли трех лосей. Три лося разбежались в разные стороны, за каждым тянется собственный след. Три охотника зря время не теряют. Первый охотник всадил в спину лося три стрелы. Последний охотник поразил лося двумя стрелами и готовится выстрелить в третий раз. Средний охотник поражает лося копьем. Видимо, охота была удачной. На фотографии ниже поместила фрагмент рисунка, иначе вообще ничего понять невозможно:



На рисунке рядом изображен охотник в неестественной позе с выгнутой спиной. За спиной охотника видны два следа медведя. Перед охотником изображен другой маленький охотник, копьем поражающий медведя. Кроме того из горла медведя торчит стрела (со стороны большого охотника). Сцена эта, по словам Лены-экскурсовода, ссылающейся на мнение ученых, означает, что два охотника из одного племени не поделили добычу-медведя, в результате конфликта в спине и голове большого охотника очутились две стрелы, а сам охотник изогнулся от боли:



Я думаю, что смысл этого изображения пока не ясен. Кто стрелял-то в спину большого охотника с перьями на голове? У маленького охотника нет лука, руки заняты копьем. Он точно не мог стрелять в спину другу и товарищу.

Еще один сюжет из IV группы. На большой лодке 12 человек охотятся на морского зверя:



Лена рассказывает об охоте на белуху так, как будто она всё это видела своими глазами (хотя выглядит гораздо моложе):

image Click to view


https://youtu.be/IHkFUJuGbaA




Мне больше всего понравилась сцена зимней охоты:



Интересно, что при раскопках стоянок в Карелии лыжи не встречались ни разу. Ведь и кость, и дерево в песчаной почве не сохраняются. И пока, до открытия торфянниковых стоянок, в которых, возможно, и будут найдены остатки лыж, нам неизвестно, что они собой представляли. Но в любом случае здесь, в Залавруге, обнаружены самые древние изображения человека на лыжах.
Охотники на лыжах:



Текст на информационном стенде написан человеком с хорошим чувством юмора:



Попытки понять смысл и предназначение рисунков делали и Линевский, и Равдоникас. Оба в 1930-х годах выступили с содержательными, но совершенно различными гипотезами.
Линевский - в основном рисунки воспроизводят повседневную действительность. На рисунках реальные звери, птицы. Присутствуют сверхъестественные образы - духи, «бесы». Рисунки наглядный и достоверный источник для изучения повседневной жизни древнего человека: хозяйство, орудия труда, охоты, верования.
Равдоникас полагал, что изображения - это символические образы, рожденные первобытным сознанием. К числу таких символов он относил лодки, фигуры птиц, круги с отростками. Все они есть условные знаки небесных светил - солнца и луны. Равдоникас предлагал «восстановить сначала формы мышления данной эпохи», выяснить истинный смысл, который вкладывали в изображения их создатели.
Теория Линевского кажется слишком «простой», приземленной. Зато понятной (мне). В 1928 году в журнале «Карело-Мурманский край», № 12, Линевский опубликовал интересную статью, простым и понятным языком объясняя сложные вещи:



















Гранит постоянно «выветривается», поверхность становится шероховатой, покрывается шрамами. По моим наблюдениям в нашем климате камень стремительно зарастает лишайником. Если каждый год его не счищать, то через два-три года вся поверхность зарастет. Лишайники постоянно медленно разрушают гранит. Внешний вид Залавруги свидетельствует о том, что здесь лишайник счищают, поверхность рисунков отмыта от песка и пыли.
Под действием лишайников выбитая часть рисунка темнеет, сливается с фоном скалы и становится неприметной, в результате довольно сложно разобрать, что здесь изображено:



Кроме проблемы сохранения (Надо ли очищать скалу от лишайников? Надо ли покрывать скалу каким-нибудь бесцветным составом? Надо ли закрывать крышей? Самое главное - как защитить рисунки от людей?), есть проблемы поиска и документирования. Потому что без этого невозможно исследование.

В наше время для обнаружения рисунков используется метод поиска в скользящем свете. Большим полотном светонепроницаемого материала размером не менее 4х4 м покрывается участок скалы. Исследователь, находясь под черным материалом, слегка приподнимает его край, чем регулирует количество и направление света. Контуры рисунка становятся хорошо различимы даже на сильно выветренных поверхностях.

Фотографии ниже из путеводителя по Беломорским петроглифам «Каменная книга Севера», И.Ю. Георгиевский, Н.В. Лобанова, 2012.







Копии рисунков сейчас изготавливаются методом протирки или микалентным методом. Для этого используют плотную белую бумагу и графитовый порошок. Куском кожи или рукой в резиновой перчатке натирают бумагу. На бумаге остаются силуэты петроглифов вместе с фактурой скалы - выбоинами и трещинами. Поэтому исследователь должен на месте отличить одни от других и составить полное описание находки.
Микалентный метод стал применяться совсем недавно. Он почти такой же, но для копирования используется специальная микалентная бумага - длинноволокнистая нетканая бумага, изготовленная из хлопка. Это нетканый материал с особыми свойствами: после наложения на скалу его намачивают, в процессе высыхания микалентная бумага обтягивает рельеф поверхности. Копия становится объемной, до снятия со скалы ее тонируют.




Микалентная копия IV группы, о которой я рассказала выше:



Все изображения обязательно фотографируют при боковом свете, который делает фигуры контрастными. Делают так: в солнечный день затеняют нужный рисунок черной тканью и наводят на него большое зеркало. Регулируя угол наклона зеркала, можно получить отчетливые рельефные фотоснимки. На основе документирования создаются каталоги и базы данных.
Еще с 2006 года применяется технология супершироких фотографий. Равные фрагменты скалы фотографируются в однотипных условиях освещенности, затем на компьютере монтируются. В результате получается фотография группы петроглифов с детальным отображением поверхности скалы. В Петрозаводске в музее мы видели одну такую фотографию в масштабе 1:1 размером 19,5х2,5 метра.

Как уже было сказано, жару я совершенно не переношу. Поэтому часть времени пряталась в тени, откуда фотографировала всё что на глаза попадалось:















Хорошо бы здесь провести побольше времени. Дойти по тропе до Бесовых Следков, осмотреть высохшее русло Выга, по дороге попробовать самостоятельно отыскать петроглифы на Ерпин Пудасе, просто погулять.

В туристический сезон в этой избушке дежурят экскурсоводы:



За избушкой есть лааву для пикника. От парковки до Залавруги проложена удобная тропа, идти по которой 1 ¼ км:



На болоте цвела пушица (пухонос):



Там где тропа заболочена, проложены мостки:



Как поздно здесь наступает лето - конец июня, а жасмин только еще начал цвести. У нас жасмин в этом году зацвел в конце мая:



Тропа пересекает Кислый Пудас (пудас - рукав, протока):



Через Кислый Пудас были переброшены мостки, но весной 2016 года был построен нормальный деревянный мост, по которому мы шли:



Увы, сейчас нет уже ни мостков, ни моста. Лето 2016 года было очень дождливым. Писали, что количество осадков было максимальным за всю историю наблюдений. Водохранилища на Выге переполнились. С 6 по 13 августа открывали шандоры на плотинах № 21 ( мы были на этой плотине в Надвоицах ), №25 и №25. Ревущие потоки воды снесли мост. Залавруга превратилась в остров, о чем сообщалось в новостях.

Ревет и стонет Выг широкий:

image Click to view



В мае 2017 мост собираются восстановить. Перед тем как открыть шандоры на плотине Выгостровской ГЭС, дают сильный гудок, который слышен на Залавруге. Чем больше продолжительность гудка, тем больше шандоров будет открыто. Сброс начинают через полчаса после гудка, поэтому есть время добежать от Залавруги до парковки.
По этой ссылке https://vk.com/zalav можно узнать всю актуальную информацию: восстановлен ли мост, как добраться, полезные телефоны, посмотреть фотографии, почитать о петроглифах. В июле проводится фестиваль первобытной культуры.

На парковке есть информационные стенды (фрагменты фотографий которых приведены выше), есть велопрокат:



Здесь можно купить сувениры, книги, путеводители, а также перекусить:



Без четверти двенадцать мы уехали из Залавруги обратно в Беломорск, чтобы немного погулять по берегу Белого моря, подышать морским воздухом. Как широко известно, на воду можно смотреть бесконечно. В нашем случае бесконечность длилась всего четверть часа.

Двух километровая дамба, уходящая дорогой в море, ведет к порту:



Когда-то, в 1930-е году, жизнь здесь бурлила (заметки из газеты «Новые Соловки», 1930):




А сейчас тишина и покой, только «Сапфир» раз в день совершает рейс на Соловки туда-обратно:















Обгорев на солнце и нагуляв аппетит, мы отправились обедать. После чего, взяв курс на север, проехав более ста километров за полтора час, в половине четвертого оказались в Кеми.


******************

«от Онего до Белого моря»
23 июня 2016
Интерпоселок. Важеозерский монастырь
Кончезерский завод и Кончезерские Марциальные воды
Гирвас
«Осударева дорога»

24 июня 2016
Станция Медвежья Гора (1)
Надвоицы (1). Могила китайских бойцов
Надвоицы (2). Заброшенный рудник
Надвоицы (3). Вокруг ББ канала
Сорока (1). Устье Нижнего Выга
Сорока (2). Савватий, Герман и Зосима

25 июня 2016
Беломорские петроглифы
Кемь. Семужий и жемчужный промыслы
Кемь. Храмы
Кемь. «Лондон»
Станция Медвежья Гора (2)

26 июня 2016
Кивач. Петрозаводск

Карелия

Previous post Next post
Up