Уехали мы из Марциальных вод без двадцати шесть и минут через сорок приехали к Гирвасской плотине. О прошлогоднем посещении Гирваса писала
здесь . Наша группа спустилась в каньон реки Суна. Я же в этом году решила вниз не спускаться, а пошла в противоположную сторону, к Гирвасскому разливу.
Козловой кран грузоподъёмностью 15 т на гребне плотины служит для открытия/закрытия затворов, регулирующих основной поток воды. Отверстия перекрываются плоскими колёсными затворами (одним металлическим и четырьмя железобетонными с металлической облицовкой). Фотография 2015 года:
Предыстория строительства Пальеозерской ГЭС и Гирвасской плотины такова (сейчас уже так не пишут):
«Карельская республика родилась в огне гражданской войны. Но ни длительная борьба с бело-финнами и белогвардейцами, ни разорение хозяйства страны не ослабили энтузиазм трудовых масс, построивших свое национальное государство. С революционной решительностью и дальновидностью молодая республика чуть ли не на следующий день после своего рождения, в окружении контр-революционных заговоров, бело-финских козней и врагов советской власти, засевших в самой республике - поставила на очередь дня задачи коренного переустройства хозяйства Карелии на основе индустриализации. Страна леса и неисчерпаемых запасов „белого угля“ прежде всего приступила к электрификации и промышленному использованию своих лесных массивов.
Первый этап коренного переустройства хозяйства Карелии - Кондопога. Начавшая работу Кондопожская бумажная фабрика - Kontupohjan paperitehdas - центр индустриализации страны. Кондопога для Карелии то же, что Днепрострой для Украины. Вокруг Днепростроя - культурные города, сотни заводов, крупнейшие промышленные пролетарские центры, мощные хлебные государственные фабрики, машино-тракторные станции.
Вокруг Кондопоги - непроходимые топи болот, девственные огромные леса и по берегам рек и озер, среди болот, на лесных плешах --редкие малолюдные крестьянские поселки, крохотные поля и нивы, первобытные сохи. Кондопога, так же, как Днепрострой, является комбинатом электростанций, фабрик и заводов. Кондопога ближайшего будущего это - гидро- и паровая станция, сульфит-целлулозный завод, завод дубильных экстрактов, мощная бумажная фабрика, пегматитовый, талько-хлористый, крупный деревообрабатывающий заводы, лесные биржи и т. д.» (
А. Ионов «Kontupohjan paperitehdas», «Карело-Мурманский край», 1929 № 7)
« Строительство Пальеозерской ГЭС стало частью технического проекта по присоединению реки Суны к озеру Палье. Весной 1932 года в нескольких километрах от деревни Койкары начались подготовительные работы. Первая дорога к месту строительства была проложена от Кавас-губы в августе 1932 года, а проектировка основных гидротехнических сооружений началась в 1934 году.
На время Великой Отечественной войны строительство было остановлено и возобновилось только в 1947 году, когда в поселке Гирвас развернулась большая стройка. Инженеры «Сунагэсстрой» предложили восемь разных проектов гидроэлектростанции. Однако начать решили с восстановления Гирвасской плотины - ее возводили по новому, специально разработанному, проекту. Гирвасская плотина стала первой железобетонной плотиной в Карелии, позже по ней было проложено дорожное полотно.
Для постройки Пальеозерской ГЭС в Гирвасском водохранилище поднимали уровень воды, наращивая и объединяя Койкарские дамбы. В 1950 году гидростроители приступили к непосредственному возведению Пальеозерской ГЭС. Наладочные работы на станции завершились к декабрю 1954 года»
Для пропуска леса в обход плотины был сооружён лесосплавной лоток, сейчас не используется, так как сплава по Суне больше нет.
Застывшая вулканическая лава
Длина плотины 232 метра:
Описание начала строительства временной электростанции на Гирвасе:
«Технический проект работ по присоединению р. Суны к Палье-озеру был утвержден ЦЭС Главэнерго в мае 1933 г. Стоимость работ, необходимых для доведения мощности Кондопожской ГЭС до 5500 квт, была определена первоначально в 10 млн. р., а в дальнейшем, при уточнении проекта, выразилась в 12,2 млн. р.
Для производства работ была создана специальная организация под наименованием „Сунастрой“, приступившая к работам в 1933 г. Срок окончания основных работ установлен 1 декабря 1934 г. На работы 1933 г. было ассигновано 3 млн. р., на работы 1934 г. - 5,7 млн. р. и остальное - на работы 1935 г., переходящие частью второй очереди.
1933 г. был по существу годом подготовки к развертыванию строительства: заготовка материалов, заброска их в районы работ, вербовка рабсилы, жилищное строительство, дорожное строительство и т. д. Особенно много сил и средств пришлось затратить на дорожное строительство, поскольку район работ, отстоящий в 50-60 км от ст. Кивач, совершенно не имел связывающих его с нею путей сообщения. В проведении дороги принимал некоторое участие и местный леспромхоз, заинтересованный в облегчении вывозки леса из эксплоатируемых им лесосек. Однако перевозка сотен тонн грузов на автомобилях оказалась весьма дорогой и к тому же крайне медленной процедурой, и Сунастрою пришлось прибегнуть к комбинированному методу перевозок: - по воде и по суше.
По воде от Кондопоги до губы Кавасозера Сандал (50 км) и оттуда уже на Гирвас по суше (20 к и). Маршрут этот, хотя и удлинял на 20 км путь перебрасываемых грузов, зато ускорял и облегчал значительно доставку их на строительство, так как позволял перекидывать по воде единовременно на баржах и лодках десятки тонн грузов, после чего они уже грузовиками доставлялись в район работ, так что пробег грузовиков сокращался с 50 до 20 км. Затем пришлось обзавестись флотилией моторных катеров, барж и лодок, для чего пришлось построить в Кондопоге собственную верфь. И, наконец, пришлось построить в Кавас-губе пристань, материальный склад и дома для грузчиков и прочего, обслуживающего пристань и грузы, персонала. Все это дорожное и жилищное строительство пришлось производить опять-таки среди леса, в безлюдном районе, при остром недостатке рабочей силы. Одновременно нужно было вести жилищно-строительные работы и в Кондопоге, где было создано отделение управления Сунастроя, занятое приемкой и обработкой прибывающих на ст. Кивач грузов, вербовкой рабочих и т. п., а также на самом Гирвасе.
На Гирвасе, помимо здания конторы Сунастроя, пришлось построить ряд бараков для рабочих, два дома для ИТР по 8 квартир в каждом, материальные склады, столовую для рабочих гаражи, конюшни, погреб для взрывчатых веществ, пожарное депо и т. д.
Объем жилищного и вспомогательного строительства настолько велик, что немалую часть его пришлось перенести на 1934 г. (клуб, ряд новых домов и т. д.), при чем отдельные строения удастся закончить лишь в 1935 г» . (
Е. Аньдин «Сунастрой», «Карело-Мурманский край», 1934 № 7-8)
О продолжении работ в 1935 году: «У порога Гирвас, не уступающего по величине водопаду Кивач, ведутся основные работы Сунастроя. Здесь строится первая перемычка и ряд других сооружений. Полным ходом сооружается железобетонный спуск, идут работы по выемке котлована. Уже вынуто 11 тыс. кубометров каменистого грунта -80 процентов плана. Заканчивается строительство гирвасского моста. Водоспускной канал готов на 55 процентов.
Рядом с водопадом Гирвас, где еще два года назад был непроходимый лес, вырос большой рабочий поселок. Новые, построенные по плану, дома для рабочих обнесены палисадниками. У домов разбиты клумбы, огороды. Новый городок освещается электричеством, почти в каждой квартире есть радиоточка» . (
«Карело-Мурманский край» 1935 № 8-9)
На плотине мы были полчаса, сели в автобус и поехали дальше. Сразу же за плотиной начинается тот самый поселок гидростроителей, который как было сказано выше: «освещается электричеством, почти в каждой квартире есть радиоточка». Сейчас на каждом доме спутниковая антенна. Снимала поселок на видео.
Тут надо сделать небольшое отступление. Обычно, как только автобус трогался с места, буквально в ту же секунду Таня падала в объятия Морфея и до следующей остановки не подавала признаков жизни. В данном случае, так как поселок Гирвас начинается сразу же за плотиной, Таня еще не успела сомкнуть глаз, а увидев, что я достала камеру и собираюсь снимать, ошибочно предположила, что в поселке есть что-то интересное. Молчать Таня не в состоянии, всё увиденное ей надо обязательно прокомментировать. Лена К. пыталась что-то робко сказать, но Таня её переговорила.
Поэтому на видео поселок Гирвас с бесценными комментариями Тани:
Click to view
https://youtu.be/qoWjC-1BW20 От Гирваса до Медгоры около 80 км, примерно через час мы остановились рядом с гостиницей
«Онежская» . Гостиница «Онежская» - нормальная гостиница советского типа, которых я немало повидала на своем веку. Раньше номера там были четырехместные, удобства на этаже. Сейчас времена изменились, гостиница была реконструирована и номера превратились в двухместные с удобствами. Душевых кабин нет, а сделано как Финляндии - просто занавеска и решетка в полу. Мы уже останавливались в таких в 2014 году в Вильманстранде в
Сitimotel и в 2016 в Иматре
Immalanjärvi . Разница только в том, что в Финляндии в душевой есть резиновый скребок, которым можно убрать воду и пол снова будет сухой, а в «Онежской» такого скребка не было.
Наташе дали соседний номер. Она вошла в свой номер и вдруг страшно закричала: «Это ужас! Ужас какой-то!». Я, подумав, что она увидела что-то страшное (таракана или дохлую мышь, не знаю с чего мне это в голову взбрело), побежала скорей к ней на помощь. Вбежала, у Наташи глаза круглые, говорить уже не может. Я огляделась, ничего не понимаю. Оказывается, Наташа просто непривыкши к таким условиям. Надо тебе, Наташечка, с нами в Финляндию ездить. Привыкнешь тогда.
А, забыла написать. В гостинице надо регистрироваться. В этом смысле ничего с советских времен не изменилось. Обычно всё проходит тихо-мирно-незаметно, гид просто отдает на рецепцию список, паспорта никто не проверяет. Но в нашу группу затесался гражданин Израиля. Видимо не часто в Медгоре бывают люди с таким паспортом. Девушка на рецепции заволновалась: а вдруг это трудовой мигрант?! Нелегальный, но с паспортом? И она потребовала, чтобы мы все сдали ей паспорта на регистрацию, потому что суровая карельская миграционная служба хочет знать про нас всё.
Группа взбунтовалась, с какой стати сдавать. Лена
petite_nyctale достала паспорт и зачитала права (оказывается, они опубликованы на последней паспортной странице). Паспорта мы не отдали и пришлось стоять долго в очереди пока всех зарегистрировали, потому что девушка проверяла паспорта прямо как при пересечении государственной границы.
А уже потом была вышеописанная сцена по вселению в номера. Затем спустились вниз на ужин. Большие столы были накрыты на десять персон. К нашему столу принесло израильского гражданина. Надо сказать, что он своей говорливостью и чрезмерно навязчивой общительностью раздражал уже в автобусе. Когда умолкал экскурсовод, тут же начинал в полный голос вещать израильтянин. В частности он поведал, что ежегодно совершает две поездки по России, потому что он любит путешествовать. Ездит он только с группами из Петербурга, потому что публика интеллигентная, добавив при этом, что «с нашими ездить совершенно невозможно». Группа молчаливо оценила монолог, нам его одного хватило. Так вот во время ужина он молотил языком без остановки. Остальные свято соблюдали правило «когда я ем, я глух и нем». После ужина Наташа незаметно подошла к гражданину Израиля и что-то ему шепнула. Больше он за наш стол не садился.
Потом мы вызвали такси и поехали в Повенец на Беломорско-Балтийский канал, оттуда поехали в бывший Пушсовхоз (сейчас Сосновка), там немного побродили по берегу Онежского озера. Заезжать в Сандормох не хотелось, но Таня попросила. В Медгоре не поехали сразу в гостиницу, остановились у вокзала. Рядом с вокзалом одиноко прогуливался вездесущий гражданин Израиля, под неумолкаемый треск которого мы вернулись в гостиницу.
23 июня 2016 23:30 вид на здание вокзала:
******************
«от Онего до Белого моря»
23 июня 2016
Интерпоселок. Важеозерский монастырь Кончезерский завод и Кончезерские Марциальные воды Гирвас «Осударева дорога» 24 июня 2016
Станция Медвежья Гора (1) Надвоицы (1). Могила китайских бойцов Надвоицы (2). Заброшенный рудник Надвоицы (3). Вокруг ББ канала Сорока (1). Устье Нижнего Выга Сорока (2). Савватий, Герман и Зосима 25 июня 2016
Беломорские петроглифы Кемь. Семужий и жемчужный промыслы Кемь. Храмы Кемь. «Лондон» Станция Медвежья Гора (2) 26 июня 2016
Кивач. Петрозаводск