Надвоицы (3). Вокруг ББ канала

Jan 20, 2017 15:07

24 июня 2016, 17:50

К началу 1920-х годов в Карелии было всего три больших тракта: Кемь-Кондокский, Кереть-Олангский и Сороцко-Тунгудский тракты и «Екатерининский тракт», составляющий как бы продолжение Сороцко-Тунгудского тракта (из Надвоиц на Сумской Посад). Эти тракты время от времени ремонтировались местными крестьянами, ширина их составляла 2-6 метра. Местами ширина тракта едва позволяла встречным разойтись. На трактах были мосты и переправы.
Кроме грунтовых дорог в Карелии всегда были водные пути сообщения, движение по которым затруднялось большой порожистью здешних рек. Например, между Воицким падуном и устьем Выга около села Сорока (Беломорск), на протяжении 80 км Выг имел до 20 больших и малых падунов. Лучшими дорогами в Карелии были озера, поэтому-то 90% всех поселков располагалось по берегам озер и ламбин, в поселках проживало около 75% всего населения. Многие озера были соединены друг с другом канавами. Как правило ширина карельских канав равна ширине лодки, а глубина всего 25 см. Некоторые канавы были укреплены шпалерными стенками, чтобы не обсыпались берега и не засорялось дно. Строились канавы населением сообща.
Там где нельзя было сделать сплошного водного пути, то строились грунтовые волоки или легкие грунтовые дороги для объезда порогов. Карбасы волокли, товар несли на руках. Всего от Сороки до Повенца было 40 верст порогов.




Фотографии Инха, 1894 год:






Проблема путей сообщения была решена строительством Мурманской железной дороги, станции располагались рядом с озерами, на которых были построены порты и причалы.
Строительство Беломорско-Балтийского водного пути (ББВП) было вызвано необходимостью создания Северного морского флота. Большие корабли в сопровождении эскадренных миноносцев совершили переход под видом учений из Кронштадта вокруг Скандинавии. Подводные лодки такой путь без захода в промежуточные порты совершить не могли. По железной дороге их перевезти было немыслимо.
Для их прохода и других мелких вспомогательных судов за 20 месяцев был построен ББВП. Строительство выполнено не только быстро и хорошо, но и дешево, и что, несмотря на ряд вновь возникших и непредусмотренных проектом трудностей, вызвавших значительное увеличение объемов скальных и бетонных работ, фактическая стоимость всего ББВП не превысила первоначальных сметных ассигнований.

Из общего протяжения в 227 км только 48 км проходят искусственным каналами, остальные 179 км по озерам и рекам, тщательно зарегулированным. ББВП начинается в Онежском озере у Повенца. От Онежского озера водный путь делает крутой подъем вверх в 74 метров на небольшом отрезке в 12 км (Повенчанская лестница - шлюзы №№1-7). За этим подъемом начинается водораздел канала, который тянется на несколько десятков километров. То есть из шлюза №7 сброс идет на юг, а из шлюза №8 - уже на север. После чего начинается постепенный спуск в 102 м к Белому морю на общем протяжении примерно 170 км (шлюзы №№8-19).
На всем водном пути имеется 133 искусственных - гидротехнических сооружений, в том числе: 19 шлюзов, из них 13 двухкамерных и 6 однокамерных; 15 плотин, из них 4 бетонных, 2 ряжевых и 9 земляных; 12 водоспусков; 36 каналов; 51 дамба.

Гидроузел №10 в Надвоицах включает: судоходные каналы №171 (230 м), №172 (310 м), №173 (230 м); дамбы № 56 (173 м), № 57 - знаменитая Дубровская дамба (3,45 км), № 58 (202 м), № 59 (200 м), №60 (370 м); плотины №21 (80 м), №22 (260 м); шлюз № 10 (588 м).

Шлюз №10 в Надвиоцах:



Двухкамерный шлюз № 10 прорублен в скале голубого диабаза:



«Сверление цилиндров производится стальными сверлами одним, двумя, а иногда и более рабочими; если один и тот же рабочий держит сверло и наносит удары железным кулаком, то работа называется одноручная; более употребительна двуручная, когда один направляет и вращает сверло, а другой наносит удары; самая же успешная - троеручная работа, когда один держит сверло, а двое попеременно бьют молотами. Надо наблюдать, чтобы при каждом ударе сверло поворачивалось не более 1/12 оборота, в противном случае скважина будет иметь нецилиндрическую форму. Для охлаждения нагревающихся сверл, вливают понемногу воду, которая смешавшись с каменною мукою, образует грязь, которую вынимают особым железным совком» (Словарь Брокгауза и Ефрона).

На фотографиях видно, что на Беломорстрое применялась «двоеручная» работа. Вес молота около 10 кг:



Для удаления скалы, мерзлых грунтов, в том числе плывунов, было израсходовано 1850 т взрывных материалов. Интересно также отметить, что одних только тачечных колес, применявшихся при земляных работах, было частично завезено, а частично заготовлено в Механических Мастерских Строительства свыше 70 000 штук.

Глубина Выгозера была около 2 метров. Нужная для судоходства глубина была достигнута подпором естественного горизонта воды посредством плотин и дамб. Благодаря этим мероприятиям водная поверхность Выгозера увеличилась с 650 до 1250 кв. км, уровень воды повышен на 6 м.

Для удержания этого уровня и создания мощнейшего в мире водохранилища общей вместимостью свыше 7 млрд куб. м воды была воздвигнута Дубровская дамба (№57) длиною в 3,4 км, общим объемом около 450 тыс. куб. м земляной насыпи и 100 тыс. куб. м каменной наброски.
«3000 человек в 100 дней построили дамбу. Качество этого сооружения таково, что авторитетная комиссия Научно-исследовательского института гидротехники, прибывшая сюда, чтобы найти дефекты, вынуждена была признать Дубровскую дамбу “одним из интереснейших и лучших по исполнению сооружений, которое подлежит научному исследованию, дабы опыт этой постройки мог быть широко использован для других строек Союза“». (Н. Крэн «Чудо на Выге», Карело-Мурманский край, 1932 № 7-8).

На Беломорстрое была оборудована гидромеханическая лаборатория, изучавшая работу отдельных сооружений на искусственных моделях, сделанных из естественных грунтов и соответствующих материалов. Лаборатория в Медвежьей Горе была великолепно организована и посильно оснащена измерительными приборами. Лаборатория проводила большую работу по изысканию наиболее эффективных конструкций плотин для гидроузлов, разрабатывая вопросы просачиваемости воды под основания плотин, через тело плотин, устойчивости плотин на грунте.
Бесчисленные протоки воды, разной ширины и профиля дна, разной скорости течения прорезывали бетонный пол громадного деревянного сарая. Чувствительные датчики, вмонтированные в миниатюрные плотины перегораживающие протоки, давали картину просачивания воды в зависимости от комбинации материала плотин, степени деформации тела плотины под давлением столба воды на разных уровнях и при разных скоростях течения. В начале 1935 года лаборатория уже спроектировала Угличский и Рыбинский гидроузлы, на отрезке русла Волги с устьями ее притоков были изготовлены макеты плотин и шлюзов.
Проектировала гидроузлы группа политзаключенных, в основном, молодых конструкторов из бюро А.Н. Туполева из ЦАГИ, переквалифицировавшихся в гидротехников. Бездарный Микоян, опиравшийся в конструировании самолетов «МИГ» на своего помощника Гуревича перетаскивал нещадно в свое конструкторское бюро лучшие силы от Туполева, подрывая работу последнего и надеясь, таким образом, поправить свои дела. Сопротивлявшихся переводу ОГПУ сажало в концлагерь, как вредителей.

Следы надписи, выложенной из кварца, сохранились недалеко от Надвоиц:



Но наиболее интересным сооружением, кроме упомянутой Дубровской дамбы, является плотина, перегораживающая реку Выг у ее истока из Выгозера с напором свыше 13 м, удерживающая все Выгозеро площадью свыше 1200 кв. км и подымающая уровень его вод на б м против существовавшего ранее горизонта.
Это плотина № 21, на которую мы вместе с Наташей свернули. Разговорились с охранником, охотно отвечавшем на наши вопросы. Но фотографировать плотину, так же как и шлюз запрещено. В этом есть какое-то противоречие -фотографировать нельзя, но в интернете полно фотографий плотины №21, водоспуска, шлюза №10. Посмотреть фотографии дивной красоты русла Нижнего Выга, которым нам посчастливилось любоваться вместе с Наташей, можно здесь , здесь и здесь .

Плотины на ББВП были построены по преимуществу земляные, но с каменными банкетами, придающими им большую прочность, и только в некоторых случаях возведены крупнейшие бетонные плотины с количеством уложенного бетона, превышающим 30 тыс. куб. м. Плотина №21, а также еще несколько плотин, были бетонными и так запроектированы, что в дальнейшем могли быть использованы для строительства ГЭС.

Писатель М.М. Пришвин посетил Надвоицы 2 августа 1933, о чем записал в дневнике:
«Шлюз № 10 Канала самое замечательное звено ББ канала, потому что шлюз этот связан с плотиной, замыкающей реку Выг так, что значительная часть воды Выг-озера, не находя обычного выхода, бросается в стороны, от этого берега озера расширяются, острова тонут, вообще создается новая география, и даже железнодорожный путь приходится переносить. Эта замечательная плотина сопровождается другой особой водосливной плотиной, сделанной для того, чтобы пропускать иногда через себя избыток воды озера» .

Еще более значительные работы произведены на железной дороге в районе Надвоиц. Была перенесена трасса Мурманской ж. д. из зоны затопления на более высокие горизонтали. Работа усложнялась тем, что Мурманская ж . д. является однопутной магистралью. Это обусловило необходимость отнести новую трассу в районе 654- 756 км в сторону от старой на расстояние, доходящее местами до 2,5 км.

В июле 1933 года по каналу протащили первую партию подводных лодок. Для уменьшения осадки подводных лодок с них было снято вооружение, двигатели. Через канал от шлюза к шлюзу их тащили бечевой бригады заключенных. Осадка нескольких лодок всё равно превысила глубину канала и их тащили с большим креном, подпирая борт с берегов бревнами. Торпедные и сторожевые катера прошли своим ходом и лишь в шлюзах их тащили бечевой. Ворота шлюзов, щиты отверстий для напуска и спуска воды открывались и закрывались приводами от воротов, вращаемых руками заключенных.
20 июля 1933 года экспедиция вошла в Сорокскую губу. 21 июля они приветствовали Сталина. После этого экспедиция осталась ждать в Сороке прибытия по железной дороге всего, что было демонтировано в Ленинграде. Затем уже своим ходом экспедиция отправилась на север и 5 августа прибыла в Мурманский порт. Операция по перетаскиванию кораблей из Кронштадта в Мурманск называлась ЭОН-1 (Экспедиция особого назначения № 1). Таким образом канал использовали несколько раз: дважды в 1933 году (ЭОН-1, ЭОН-2) , затем по одному разу в 1936 году (ЭОН-3) и в 1939 году, и, наконец, в последний раз в сентябре 1941 года (ЭОН-11, ЭОН-15, ЭОН-16). В 1960-е перегоняли дизельные подводные лодки, построенные в Ленинграде. А с начала 1970-х по 1985 год атомные подводные лодки, примерно по десять лодок в год, построенные в Ленинграде и в Красном Сормове.

При каждом шлюзе был построен поселок, описание дано в статье «Жилищное строительство на ББВП» (Карело-Мурманский край, 1933 № 5-6):
Сейчас ББВП одевается сетью городков для эксплоатационного штата. Работа эта, как одно из звеньев стройки, также по своему грандиозна. О масштабе ее можно судить по следующим цифрам. Если вытянуть в линию бревна, предназначенные для строительства эксплоатационных зданий, то, начав укладку в М.-Горе, последние бревна придется уложить около Харькова. А если продолжить эту линию укладкой досок, потребных для строительства тех же зданий, то эта линия, обогнув Черное море, закончится за рубежом СССР, где то на улицах Константинополя.




Оконные переплеты эксплоатационных зданий, поставленные рядом вплотную друг к другу, покрыли бы расстояние, большее чем от М.-Горы до Повенца. А оконным стеклом можно покрыть всю поверхность озера диаметром около ½ километра.




Все здания запроектированы с тем максимумом удобств, который возможен в условиях внегородского строительства. Рабочие и служащие ББВП будут жить в теплых и светлых домах с большим количеством воздуха и солнца, в квартирах, оборудованных балконами, террасами, теплыми уборными, умывальными, стенными шкафами, кладовками и проч. Часть жилых комнат расположена под высокими крышами зданий и соединена с помещениями нижнего этажа уютными внутренними лестницами. При домах службы, огороды, цветники. В каждом поселке - благоустроенная баня, ремонтная мастерская для инвентаря, пожарный сарай и проч.
Архитектурное оформление зданий широко использует конструктивно-декоративные возможности дерева - основного стройматериала севера. Внешность зданий - вполне интернациональна: это не русский стиль с неизбежными „петушками" и „полотенцами“, не сказочные домики билибинских иллюстраций, не Норвегия с ее затейливыми резными украшениями, не Финляндия, не причесанная и благообразная Голландия. Здания ББВП красивы отсутствием надуманных украшений, красивы простотою своих форм. Автору большинства проектов - Начальнику Отделения Гражданского Строительства Беломорстроя инж. П. Е Аппак и его ближайшим помощникам по проектированию - инж. Мейбому, Фурману и Егорову-Березену удалось сочетать удобную компановку планов с простой, строгой, лишенной каких бы то ни было вычурных украшений внешностью.
Городки эксплоатационных зданий более чем наполовину уже готовы. Часть их озеленена газонами и древесными насаждениями. Все гражданское строительство будет закончено в августе».

По окончанию строительства ББВП в Надвоицах был организован штрафной лагпункт. Весной 1935 года начальник лагпункта «Повенецкий пушсовхоз» Меер Львович Дич отправил в Надвоицы этап: «Был сформирован этап из полутора десятков политзаключенных и отправлен из Пушсовхоза в начале мая на штрафной лагпункт Надвоицкого отделения Белбалтлага на лесозаготовки. В числе этапированных кроме рядовых политзаключенных оказался также бухгалтер финчасти, тихий скромный старик. Упорно говорили, что его спихнул начальник финчасти, бестолковый заключенный-бытовик, боявшийся иметь такого способного и умного работника, которому по своим деловым качествам надо было быть начальником финчасти. Несмотря на все сопротивление Дробатковского в этап включили накануне сева наиболее дельных полеводов, потому что они были так называемые кулаки. Деловые качества не препятствовали угону политзаключенных, хотя от этого и страдало концлагерное производство».

Местная жительница показывает в какой стороне сохранились остатки кладбища, погибших в Надвицах на строительстве ББВП:









Как уже было сказано выше «особый», «специальный», «режимный» ББК последний раз использовался по прямому назначению в 1985 году. Сейчас эксплуатирует Беломорско-Балтийский канал Федеральное государственное учреждение "Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", управление которого находится в Медгоре. Гидроузлы канала охраняются ведомственной охраной. На Гидроузеле № 10 круглосуточно охраняются следующие объекты: судоходный шлюз № 10, плотина № 21, плотина № 22, дамба № 56, дамба № 57 (Дубровская).










Вспоминаю нашу прогулку вдоль Сайменского канала в июле 2014 года. Там тоже все гидроузлы охраняются круглосуточно, везде стоят камеры видеонаблюдения, но никакой колючей проволоки нет. Можно ходить везде, всё смотреть и фотографировать.

Шлюз № 10 очень живописен:



Вид из космоса на Воицкий падун, двухкамерный шлюз №10 и плотину №21. Слышно как воет вода на водосбросе и порогах:






******************

«от Онего до Белого моря»
23 июня 2016
Интерпоселок. Важеозерский монастырь
Кончезерский завод и Кончезерские Марциальные воды
Гирвас
«Осударева дорога»

24 июня 2016
Станция Медвежья Гора (1)
Надвоицы (1). Могила китайских бойцов
Надвоицы (2). Заброшенный рудник
Надвоицы (3). Вокруг ББ канала
Сорока (1). Устье Нижнего Выга
Сорока (2). Савватий, Герман и Зосима

25 июня 2016
Беломорские петроглифы
Кемь. Семужий и жемчужный промыслы
Кемь. Храмы
Кемь. «Лондон»
Станция Медвежья Гора (2)

26 июня 2016
Кивач. Петрозаводск

Карелия

Previous post Next post
Up