Станция Медвежья Гора (2)

Mar 06, 2017 18:32

25 июня 2016, 21:45-23:45

Ровно в пять часов подъехал наш автобус из Рабочеостровска, мы с Наташей заняли свои места. Через три часа приехали снова в Медгору к той же гостинице. На сей раз регистрация прошла молниеносно, потому что наши данные сохранились в компьютере. Нам просто выдали ключи от тех номеров, в которых мы ночевали третьего дня.
Еще лет пять назад я и предположить не могла, что буду когда-нибудь в Медвежьегорске. Теперь я думаю, что приеду в этот город на берегу Онежского озера еще раз. О посещении Медгоры в 2015 году писала здесь и здесь, 23 июня 2016 - здесь.

Поужинав, мы решили пойти погулять по берегу Онежского озера.




Шли мы вдоль реки Кумсы по улице К. Либкнехта. Сейчас здесь большие современные дома:






В 1921 году на недостроенной Мурманской дороге поддерживалось вялое движение, дорога обслуживалась персоналом, жившим в вагонах и временных бараках, голодавшим, болевшим цингой и думавшим лишь о том, как бы уйти с дороги.
Осенью 1922 года НКПС предпринял обследование дороги, результатом которого явилось решение достраивать и развивать дорогу. Вместе с тем было признано, что для достройки и развития дороги необходимо связать транспортную работу дороги с промышленным развитием и заселением края.
В 1923 году на Мурманскую дорогу была возложена обязанность осуществлять колонизационно-переселенческие мероприятия на специально отведенной для этого территории в районе дороги. В 1923 году здесь на берегу Кумсы появился первый переселенческий поселок.

«Жизнь местного населения, главным образом, строится на лесных заготовках, которые дают местным старожилам до 300 рублей золотом в год на хозяйство. Наличие больших заработков, обеспечивающих постоянный кусок для всех работоспособных членов семьи, привлекал давно уже многих железнодорожников навсегда осесть при станции Медвежья Гора. Годы хозяйственной разрухи приблизили железнодорожника к земле, многие обзавелись скотом и вопрос о постоянном покосе острым углом вошел в жизнь железнодорожника. Естественный покос плох, да и плохой-то трудно найти, а чтобы разделать свой постоянный покос, надо прочно осесть на месте, иначе не стоит овчинка выделки.
Все окрестности станции были тщательно обследованы и, наконец, удалось найти подходящее для поселка место около северного семафора станции, примыкающее к полосе отчуждения и замыкающейся рекой Кумсой, Онежским озером, лесным наделом крестьян деревни Ветковье, рекой Вичкой и полосой отчуждения.
Участок этот общей площадью 166 десяти 1976 косых саженей имеет волнистый, сильно пересеченный рельеф с наклоном к Онежскому озеру. Участок покрыт дровяным лесом и кустарником. Среди участка отдельные, легко осушимые болотца.
Учитывая потребности будущих засельщиков, для каждого из водворяемых спроектирован отдельный усадебный участок, площадью около ½ десятины, под постройку, усадьбу и огород, остальная площадь под покос, выгон и т.д. поступает в общее пользование засельщиков. Усадебные участки нарезаны по реке Кумсе, берегу онежского озера и Повенецкой дороге. Всего нарезано 50 участков.
На реке Вичке - сравнительно в отдалении от станции, нарезаны 4 хутора - по 4 ½ десятины каждый» .




Поселенцам было передано 17 бараков, оставшихся после строительства Мурманской дороги, общей площадью около 430 кв. метров. Из этих бараков были построены жилые дома для колонистов.
«По техническим условиям представилось возможным больше половины бараков разделить пополам и удовлетворить ими почти половину засельщиков - 28 человек. В настоящее время все постройки уже перенесены в поселок и поставлены там согласно проведенного распределения, причем стены домов поставлены на деревянных стульях, уложены потолочные балки и поставлены стропила. В части домов заменены сгнившие бревна в стенах, заделаны недостающие бревна и заготовлены половые балки.
В настоящее время уже получен кредит на завершение работ и скоро половина засельщиков водворится в поселке.
Большинство новоселов - железнодорожники - 50 человек из всех 69.
К рабочим физического труда относится 36 человек.
По месту выхода из 49 человек - 24 уроженцы Карелии, 3 человека из уездов Петроградской губернии, отошедших от бывшей Олонецкой губернии, 2 человека из Архангельской губернии. Остальные губернии представлены вразброд.
Рабочей силой хозяйства обеспечены достаточно - в среднем на хозяйство приходится 4,7 человека из них в рабочем возрасте 2,4 - нерабочих и полурабочих 2,3. Молочным скотом хозяйства обеспечены так: 26 человек имеют по одной корове; 6 человек имеют по две коровы. Не имеют дойных коров 17 человек, но из них 2 имеют нетелей и двое - коз.
Все 41 человек заявляют, что сельское хозяйство будет играть большую роль в их бюджете, причем большинство рассчитывает иметь только коров и огороды, есть отдельные заявления насчет организации птицеводства и кролиководства, есть даже заявления насчет зерновых культур (полное крестьянское хозяйство)» (Н. Раевский. «Первый колонизационный поселок Мурманской железной дороги при ст. Медвежья Гора», Вестник Мурмана 1923, №51).

«Этот поселок получил название «поселка имени т. Дзержинского». В отчетный полевой период, в виду поступавших многочисленных заявлений о желании поселиться в районе ст. Медвежья Гора, было образовано еще два участка: один на левом берегу р. Кумсы на 67 усадеб и второй - южнее станции, против лесопильного завода на 18 усадьб.
Поселки при ст. Медвежья Гора являются типичными пристанционными промысловыми. Сельское хозяйство здесь будет иметь лишь второстепенное значение» (Отчет о работах Колонизационного отдела правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 год).




В 1925 году правлением Мурманской жел. дор. была издана «Справочная книжка для желающих водвориться на переселенческих участках в Карело-мурманском крае». В Карело-Мурманском крае прекрасный климат - греет «Гольфштрем». «Полярная ночь» - никакая не ночь, а только сумерки. Зато в «полярный день» - солнце сияет 24 часа в сутки! Цинга? - лучше питайтесь, больше занимайтесь физическим трудом на свежем воздухе. Посмотрите на Финляндию, наконец, там никакой цинги нет, зато полно сливочного масла. Хлеб не растет, зато растет все остальное. Леса хорошего качества занимают 10 миллионов десятин. В лесах водятся всякие дикие звери и птицы. Рыба есть везде. И какая рыба! - семга, ряпушка, сиг, лосось, хариус, форель. Общий улов рыбы в озерах и реках исчислялся в 1914 году только в районе Мурманской жел. дор. около 1 500 000 пудов. Улов морской рыбы на Мурмане поморами достигал миллиона пудов. Наконец, полезные ископаемые - золото, серебро, цинк, медь, железные руды, мрамор, шунгит, слюда, барит и другие. Только озерные руды представляют запас около 3 миллиардов пудов руды с содержанием железа до 40%. Край богат запасом водной энергии на водопадах.
Но при всех своих богатствах Край беден одним - людей нет. В Кемском уезде плотность населения всего 0,4 человека на 1 кв. версту, в Мурманской губернии - 0,2 человека на квадратную версту.
Железная дорога есть, а людей нет. Отсюда вывод - приезжайте, обустраивайтесь, работайте и богатейте.
Колонизационные мероприятия осуществлялись за счет денежного фонда, получаемого от использования особого лесного фонда, который в размере 3 миллионов десятин был предоставлен на 10 лет Мурманской железной дороге. Никаких средств на колонизацию государство не отпускало.
Для переселенцев устанавливались особые льготы. 1) Все мужчины призывного возраста освобождались от призыва на 10 лет с момента водворения. 2) Переселенцы доставлялись бесплатно за счет колонизационного денежного фонда к месту водворения с их семьями, живым и мертвым инвентарем и имуществом. 3) Предоставлялось бесплатно право вырубки леса для строительных и топливных нужд из ближайшей лесосеки. 4) Переселенцам выдавались долгосрочные беспроцентные ссуды на хозяйственное устройство (постройку дома, приобретенного живого и мертвого инвентаря и утвари) и на общеполезные надобности (постройку смолокурен, заводов, кузниц, мельниц и т.п.). Размер ссуд на домообзаводство был установлен в среднем в 450 рублей на хозяйство. Выданные ссуды возвращались после двух льготных лет в течение 10 лет равномерными ежегодными взносами без начисления процентов. Ссуды на общеполезные надобности выдавались только переселенческим объединениям: земельным обществам, товариществам, кооперативам, артелям.
Кроме того, законом о колонизации был предусмотрен беспошлинный ввоз из-за границы различных товаров для переселенцев.
За это каждая переселенческая семья, пользуясь вышеуказанными льготами, была обязана построить себе в течение первых двух лет жилье на отведенном ему участке земли.
Желающим водвориться на заготовленных переселенческих участках в Крае было не достаточно только одного письменного заявления: «Чтобы зачислить за собой участок, переселенцы должны сами лично или через своих доверенных (ходоков) осмотреть участки и выведать в части того, как можно и нужно организовать на участке хозяйство, сколько потребуется средств на устройство своего хозяйства, чем и где можно зарабатывать себе средства к существованию и т.д. Ходоки - от своей семьи или по договоренности нескольких семей, если найдут подходящие для себя места, зачисляют за своими доверителями земельные доли на колонизационном фонде. Ходачество совершается желающими переселиться за свой счет. Единственная льгота, которая может быть оказана ходоками, это льготный проезд по железной дороге по удешевленному тарифу №13, т.е. за четверть нормальной стоимости в жестком вагоне» .




Далее в «Справочной книжке» предупреждали, что на одну ссуду переселенец организовать хозяйство не сможет. Чтобы переселиться и начать на участке хозяйство, нужно иметь денежных средств и имущества не менее 2 000 рублей. Вот почему было установлено, что преимущественное предпочтение при зачислениях на участки отдавалось обеспеченным засельщикам. «Далее следует иметь в виду, что переселенцу требуется очень многое. Он должен, помимо средств, обладать большой энергией, выносливостью, терпением, предприимчивостью и культурностью. Нужно все время помнить, что как ни обилен край своими богатствами, но все эти богатства не следует себе представлять в виде молочных рек и кисельных берегов. Переселенцу, возмечтавшему обогатиться путем легкой наживы без упорного труда, делать в крае нечего. Такого переселенца задавит суровая природа, и из него вымотают все соки более зажиточные и предприимчивые местные жители, аппетиты у которых также жадные, как у кулаков всякой деревни» .




В 1926 году все переселенческие поселки (им. Дзержинского, им. Арнольдова, Школьный, Южный, Первомайский) были объединены в поселок Медвежья Гора.

«Мурманская железная дорога - из дороги, построенной в период империалистической войны волею царского правительства для военных целей, превратилась волею рабочего класса в колонизационную ось всего Карело-Мурманского Края» .

«По р. Кумсе идет в течение всего лета сплав леса. Мурманской дорогой здесь оборудован лесопильный завод на 3 рамы с годовой переработкой до 2000000 куб. футов круглого леса; при заводе устроена механическая мастерская для производства клепки для рыбных и цементных бочек с переработкой до 300000 куб. фут. в год сырой еловой древесины» (Отчет о работах Колонизационного отдела правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 год).



«В районе Медвежьей горы прекрасные условия для развития рыболовства и охоты. Рыболовство в мелких озерах и речках, богатых рыбой, в довоенное время дававшее некоторые заработки, теперь совершенно заброшено. Рыбаки, вывозившие в те годы зараз на продажу 25-30 пудов рыбы, теперь везут всего пудов 6-7. Сравнительно невелики уловы и в Онежском озере. Лов ведется довольно примитивными способами; не изучены рыбаками ни повадки, ни характер тех рыб, которые служили предметом промыслового лова. Ловят там и тик, где и как ловили отцы и деды. Ловят сетями, мережками, продольниками. Насколько примитивен бывает лов рыбы в этой местности, можно судить по следующему примеру ловли корюшки, когда она массами входит для метания икры в устья рек Кумсы и Вички: рыболовы небольшими сачками становятся на берегу рядами и этими сачками захватывают из реки и выбрасывают на берег идущую сплошными массами корюшку и, таким образом, все же налавливают в течение нескольких дней пудов 20-30 корюшки, которую не знают куда девать, так как ни сушилен, ни мест засола здесь нет. Лов на Онежском озере сильно понизился потому, что много сетей у рыбаков было реквизировано, а для того, чтобы связать новые, нет материала - конопляной и льняной нитки требуемых образцов, нет также черного сандала или экстракта хромпика, необходимых для окраски сетей. В общем в пределах района тяготения к ст. Медвежья гора - в Большой губе Онежского озера - добывается сигов не менее 500 п., пальи 100п., корюшки до 3 000 п., щуки 1 000 п., ряпушки 500 п., плотвы и окуней не менее 8 000 п.» (Ф. Белявский «Краткий Путеводитель по Мурманской железной дороге», Вестник Мурмана 1923, №24)

Устье реки Кумсы:



Две дамы ловят рыбу:



«Онежское озеро вытянуто по линии северо-северо-запад и наибольшая длина его между Черными песками на юге и устьем реки Кумсы на севере доходит до 210 верст» (Шокальский, Словарь Брокгауза и Ефрона).

Север Онежского озера - устье Кумсы:



Вдали над озером висела туча, там была гроза. Грома мы, разумеется, не слышали, а молнии были хорошо видны:



А у нас над головой было ясное небо:



В конце 1920-х годов в деле колонизации Края на смену железнодорожникам пришло ОГПУ. «Вблизи железнодорожной станции на вырубленных участках были построены лагерные бараки, двухэтажные для управления, одноэтажные для заключенных. Часть одноэтажных бараков была обнесена колючей проволокой, часть стояла между деревьями, образуя улицу, а некоторые даже вклинились в нижний поселок [им. Дзержинского]. Для начальства были построены коттеджи и многоквартирные двухэтажные дома, для войск ОГПУ казармы. Были построены также театр с кинопроектирующей установкой, баня, госпиталь, общая кухня, две столовые для вольнонаемных и заключенной элиты. На плато возвышалось здание радиостанции. Все постройки, в том числе и складские помещения, были деревянными. Исключение составляло строящееся в 1934 году из кирпича огромное четырехэтажное здание гостиницы для иностранных туристов на самом берегу Онежского озера» .




Река Кумса



Кумса с большой высоты низвергается севернее поселка в Онежское озеро. Несмотря на небольшой водный дебет эта река, благодаря крутизне русла, должна была дать достаточную энергию для гидроэлектростанции мощностью семьдесят тысяч киловатт. Такая станция была запроектирована уже в 1934 году гидротехнической лабораторией ББК. Предполагалось, что реку Сегежу повернут вспять, чтобы она текла не в Выг, а в Кумсу.
«Кумса - сейчас мелкая, немноговодная речонка. Теперь спад воды в Кумсе измеряется одним-двумя кубометрами воды в секунду. А потом, когда будет выстроена Сегежская плотина, Кумса сделается многоводной и широкой рекой. Спад воды в ней будет равняться 70-и кубометрам в секунду. Эти воды Кумсы будут вырабатывать энергию для Пудожгорского металлургического комбината, для электродомен Медвежьей горы и для целого ряда других создаваемых ББКомбинатом промышленных предприятий.
Соединение Сег-озера с Онежским позволяет не только построить на Кумсе мощную электростанцию, но и дает возможность за счет вод Сег-озера Свирским и Невским электростанциям вырабатывать лишних 130 млн. клв. часов электроэнергии, с отдачей их в напряженный энергобаланс Ленинграда. Этот блестяще задуманный технический проект будет осуществлен в ближайшие годы. В 1935 г. будет строиться Сегежская плотина. Она будет установлена в самом истоке реки Сегежи. Здесь предстоят большие работы по постройке каменной наброски, бетонной водосбросной части для регулирования водного потока. Нужно будет произвести 780 тыс. кубометров земляных работ. В 1935-36 г.г. вместе с Сегежской плотиной начнется строительство сложных гидросооружений на юге Сег-озера и около Медвежьей Горы. Сюда относятся: постройка канала, соединяющего Сег-озеро с Онежским озером и проходящего от Сег-озера до реки Остер, набросная плотина на реке Кумсе, открытый деривационный канал по правому берегу реки Кумсы, длиной около 8-и километров, от плотины до Онежского озера. Сюда, наконец, относится постройка Кумсинской гидростанции у Медвежьей Горы мощностью в 70 тыс. клв. Это будут крупнейшие сооружения ближайших лет. Объем земляных работ и скальных выемок составит 7200 тыс. кубометров. Выработка дешевой электроэнергии является первейшей и главной проблемой Беломорско-Балтийского комбината, которую он решит в ближайшие годы» («Первая годовщина Беломорско-Балтийского комбината», Карело-Мурманский край, 1934 № 7-8)

Все эти хвастливые планы чекисты собирались осуществить рабским трудом заключенных, уничтожаемых как класс в буквальном смысле этого слова. Но, планы по повороту вспять Сегежи в Кумсу так и остались на бумаге. Восьмикилометрового канала вдоль Кумсы нет, не построили «в ближайшие годы» и кумсинсую ГЭС.
А мы, погуляв вдоль Кумсы, а затем по берегу Онежского озера, вернулись по Либкнехта на Ленина и пошли в сторону другой реки - Вички.




Река Вичка, делая сложные зигзаги, и имея один водопад, тоже впадает в Онежское озеро, но значительно севернее Кумсы. У водопада на Вичке был расположен сельхоз ББК «Вичка», куда временно была переведена из Кеми Зональная станция Академии наук.
«Своей блестящей постановкой земледелия и животноводства ББК демонстрирует богатейшие сельскохозяйственные возможности Карелии. Этими работами комбинат подготовляет собственную продовольственную базу для больших городов Карелии и для ее будущих промышленных гигантов» («Первая годовщина Беломорско-Балтийского комбината», Карело-Мурманский край, 1934 № 7-8).




Рыбный забор на Вичке:



Было уже половина двенадцатого ночи, пора было возвращаться в гостиницу. Так закончился третий день нашего путешествия от Онежского озера до Белого моря.




Маршрут вечерней прогулки по Медгоре:



25 июня 2016 года:
Беломорские петроглифы
Кемь. Семужий и жемчужный промыслы
Кемь. Храмы
Кемь. «Лондон»
Станция Медвежья Гора (2)


******************

«от Онего до Белого моря»
23 июня 2016
Интерпоселок. Важеозерский монастырь
Кончезерский завод и Кончезерские Марциальные воды
Гирвас
«Осударева дорога»

24 июня 2016
Станция Медвежья Гора (1)
Надвоицы (1). Могила китайских бойцов
Надвоицы (2). Заброшенный рудник
Надвоицы (3). Вокруг ББ канала
Сорока (1). Устье Нижнего Выга
Сорока (2). Савватий, Герман и Зосима

25 июня 2016
Беломорские петроглифы
Кемь. Семужий и жемчужный промыслы
Кемь. Храмы
Кемь. «Лондон»
Станция Медвежья Гора (2)

26 июня 2016
Кивач. Петрозаводск

Карелия

Previous post Next post
Up