Для затравки - вот короткий текст:
И вот тут мне подумалось, что не так уж это и странно, если понять, какую мысль продвигают адепты "самадуравиновата". Те самые люди, которые "нет-нет, мы не обвиняем жертву, но вы только посмотрите!..".
А все эти люди - мужчины и, как ни удивительно, женщины - сознательно или неосознанно придерживаются идеи, которая звучит так:
"Любой представитель мужской части человечества на планете Земля наделен от рождения священным правом карать любую рандомную женщину за недостойное поведение".
И всё. И тогда все встает на свои места, все находит объяснение, все логично. И тогда начинают звучать не как отговорки и самооправдания, а как реальные аргументы все эти "но она же напилась!", "но она же НЕПРИЛИЧНО ТАНЦЕВАЛА!", "но она же снималась голой", "но она же так откровенно одевалась" и прочее, прочее, прочее... И то же самое - в отношении домашнего насилия: "но она же выносила мозг!". Они не пытаются самооправдаться. ОНИ В ЭТО ВЕРЯТ. Искренне.
Право карать ими не обсуждается, обсуждению худо-бедно подлежит только вопрос наличия и степени недостойности поведения.
Она плохо себя вела. Поэтому любой мужчина, будь то муж или случайный сосед по столику в баре, или друг, или однокурсник, или прохожий - имеет право ее покарать. Чтоб неповадно было. Потому что НЕЛЬЗЯ.
Женщина, написавшая эти слова - одна из самых умных, образованных и вменяемых феминисток, которых я только знаю. Она не выкрикивает лозунгов, смысла которых не понимает - она пишет то, что продумала умом и прочувствовала сердцем. ОНА В ЭТО ВЕРИТ. Искренне.
И поэтому настолько очевидна в ее словах разница между феминистической и человеческой логикой.
Она читает комментарии в стиле «самадуравиновата» и делает из них естественный (для феминистки) вывод: каждый мужчина, так написавший, солидарен с преступником и считает, что тот поступил правильно. На его месте он и сам, возможно, поступил бы так же.
А человек, не отравленный идеологией, смотрит на эти комментарии - и не видит в них никакой солидарности с преступником. «Молодец, парень, проучил эту шалаву, впредь неповадно будет!» - может написать только отмороженный маргинал, или, еще вернее, сетевой тролль, которому все равно, что говорить, лишь бы задеть побольнее.
Подойдите к любому такому «обвинителю жертвы» и задайте ему прямой вопрос:
- Вокруг темнота и никого. Она привлекательна, одна и откровенно одета. Рядом удобная скамейка. Будешь насиловать?
Я практически гарантирую - на вас посмотрят как на неадеквата и скажут что-нибудь вроде:
- Ты что - совсем, что ли? Я тебе что - совсем, что ли? Но мало ли кто ей там на дорожке попадется...
Все они... да на самом деле - все мы. Все мы смотрим вокруг и видим мир, наполненный злом. Нас учили, что грабить, убивать и насиловать - недопустимо и отвратительно. И мы в это верим.
Но еще мы помним, что среди нас живут те, кого тоже этому учили, но им плевать. Они поступают как хотят. От преступлений их удерживает только страх наказания. Они не будут грабить, убивать и насиловать, только пока понимают, что получат серьезный отпор - от самой жертвы или от полицейского, который смотрит в их сторону.
Эти люди с первого взгляда могут быть неотличимыми от настоящих людей. Пока они себя не покажут - не поймешь. А значит, где бы ты ни был, вокруг тебя - некий уровень фонового зла, постоянной опасности. Где-то больше, где-то меньше, но он есть везде. И принимать меры для защиты от этой опасности - твоя и только твоя обязанность.
Можно ходить ночью по неблагополучным районам в топике и мини-юбке. Можно пить с незнакомой компанией. Можно садиться в машину к пяти улыбчивым смуглым красавцам. Можно ложиться спать, не запирая квартиру. Можно не прививаться, зная о грозящей эпидемии. Можно отправиться в горы без снаряжения, опыта и инструктора. Можно, наконец, курить на заправке.
Но когда - не «если» - случится ожидаемая беда, мы кивнем и скажем: «А чего еще было ожидать? Он (она, они) сам напрашивался!». И перечислим все действия, которые жертва старательно совершала, чтобы стать жертвой.
И не будет в этих словах ни следа оправдания ни насильников, ни домушников, ни снежной лавины и мороза, ни болезни, ни взрыва и огня. Не будет ни следа признания, будто «на их месте мы поступили бы так же». Только печальная констатация неизбежного зла, которое мы не можем истребить и потому вынуждены постоянно о нем помнить.
Один человек помнит об этом зле и работает ради того, чтобы его стало меньше.
Другой не хочет помнить. Он желает жить так, будто вселенная уже дружелюбна и безопасна. Он винит реальность за то, что та не соответствует его идеалу. Он кричит и топает ногами на каждого, кто напоминает ему, что в мире есть зло и опасность. Для него всякий, кто так делает - союзник, пособник и главная причина зла.
Первый человек - взрослый. Второй, очевидно, еще ребенок.
И лучше бы ему не выходить на улицу без сопровождения больших.
А то мало ли что.
UPD Всегда радостно, когда твоя работа наводит умных людей на умные мысли. Вот тут, например, можно прочитать
емкий и толковый комментарий, рассматривающий тему с других сторон.