Судьба интеллигента

Dec 24, 2020 10:19

У слова «интеллигент» есть одна общая черта со словом «рыцарь ( Read more... )

реплика в сторону, сила слова

Leave a comment

Comments 107

congregatio December 24 2020, 07:47:15 UTC
А ведь самое интересное, что легко можно представить себе государство, в котором такой креативный интеллигент будет прав. Скажем, нацистская Германия...

Reply

anairos December 24 2020, 08:07:40 UTC
Наверное, именно поэтому креативные интеллигенты и любят сравнивать современную им Россию с нацистской Германией :) Причём как в советские времена любили, так и в наши любят.

Они бы и до революции, наверное, сравнивали, да тогда Германия была ещё совсем другой, так что тогдашние интеллигенты её, наоборот, ставили в пример.

Reply

congregatio December 24 2020, 08:08:59 UTC
Мне просто что-то в вашем посте не нравится, честно скажу :)) Вот читаешь, и всё, вроде, правильно... А что-то цепляет. Где-то тут подвох. Где-то несостыковка, но не могу зацепить, где именно.

Reply

krummi_svaf December 24 2020, 08:52:32 UTC
Начиная с абзаца про обязательность алкоголизма и беспорядочных половых связей. :)

Reply


gleb314 December 24 2020, 08:05:19 UTC
Не согласен.
В 19 веке интеллигент - это представитель маленькой группы лиц, имеющих высшее образование. В связи с этим, многие интеллигенты получали неплохие посты в госаппарате и в коммерции. И вообще - людей с образованием сильно нехватало, поэтому даже преподаватель в гимназии - это звучало гордо (просторная квартира, неработающая жена, прислуга).

В замкнутой группе сложились и свои групповые ценности. В чем-то заимствованные от аристократии - манеры в одежде и поведении. А поскольку группа получила свое привилегированное положение благодаря знаниями - культ ума и знаний. Не знать того что "знает каждый интеллигент" - стыдно (сродни "рыцарь, не владеющий мечом"). В социальных вопросах - апелляция к разуму, а не к традиции.

В 20 веке число лиц с высшим образованием возросло в разы. Маленькой привилегированной группы больше не стало. Вместо реальных ценностей и обычаев замкнутой корпорации - осталась только пародия.

Reply

holive December 24 2020, 08:22:06 UTC
Хорошое определение. Надо еще не упустить что для настоящего интеллигента нужны поколения образованных предков. Что в общем то правильно, потому что многое закладывается в детстве, да и наследственность на способности влияет.
Сейчас тоже есть предпосылки к возвращению этого понятия именно в связи с уменьшением группы лиц занимающихся интелектуальным трудом.

Reply

alexgv1 December 24 2020, 08:28:15 UTC
" уменьшением группы лиц занимающихся интелектуальным трудом."

ээээ...
А это когда произошло, так, что никто и не заметил?

Reply

anairos December 24 2020, 08:51:32 UTC
:)) Ну как бы понятие "интеллигенция" появилось в среде разночинцев, у которых из образованных предков был в лучшем случае отец.

Самый, наверное, стереотипный интеллигент -- Антон Палыч Чехов. Говоря "русский дореволюционный интеллигент", почти все представляют кого-то вроде него. Деды-прадеды -- крепостные, образование началось с родителей.

Reply


krasavin_a_v December 24 2020, 08:07:49 UTC

Наверное, можно добавить джентльмена сюда. В копилку натянутых , как сова на глобус, определений.

Reply

deadkittten December 24 2020, 09:21:56 UTC
Да. По поводу "джентльмена" ещё Честернон высказывался...

Reply

grey_horse December 25 2020, 07:47:44 UTC
Если вы имеете в виду абзац о смещении смыслов - это у Льюиса.

Reply

deadkittten December 25 2020, 08:43:03 UTC
Точно. Спасибо за поправку.

Reply


poiupredatel December 24 2020, 08:12:12 UTC
Отличный анализ. Прямо чувствуется не то что знание а даже близкое знакомство с предметом)

Reply

anairos December 24 2020, 08:55:22 UTC
Отож :))

Reply

poiupredatel December 24 2020, 09:15:42 UTC
Что отдельно радует, у некоторых неиллюзорно пригорело (интересно, это достаточно интеллигентное выражение?).

Reply

villeneuves December 31 2020, 08:53:18 UTC
Притом, пригорело не у интеллигентов, а у тех, кого они ранят сравнением с нацистской Германией. Неожиданно.

Reply


dmitry_ch December 24 2020, 08:17:38 UTC
"Говно нации" по совершенно справедливому выражению В.Ленина

Даже как-то неудобно в одном посте описывать его и рыцарей.

Reply

congregatio December 24 2020, 08:26:07 UTC
Вы ведь в курсе, что человеческое обращение с нижестоящими на социальной лестнице в рыцарском кодексе не подразумевается? И что переходить от одного патрона к другому, если другой больше заплатит, в рыцарский кодекс вполне укладывалось? И воевать сегодня за короля Синего, а завтра за короля Красного, его врага, тоже вполне норм в рамках рыцарства? Мне просто интересно, чем конкретно настоящие, а не фэнтезийные рыцари настолько лучше не фантастических интеллигентов.

Reply

dmitry_ch December 24 2020, 08:37:23 UTC
И что с того?
Рыцари (как и прочие классы наемников) по крайней мере вполне сражались и умирали за патрона, что было частью их социальной роли и хотя бы вызывает уважение.
(человеческое общение и нижестоящими тогда в принципе не входило в социальную модель, ставить его кому-то в упрек не более умно, чем каннибализм маори 19 века)

Сравните это с говноинтеллигенцией, которые продадут, предадут и обгадят кого угодно и что угодно.

Reply

chigrishonok August 21 2021, 02:30:42 UTC
Именно.

Reply


Leave a comment

Up