Картинка интересная, мне понравилось. Но если мы считаем богов реальными существами, а не просто образами, наполняемыми нашими умами, то это существа, кардинально отличающиеся от людей. Их уровень знаний и восприятие мира находятся на совершенно другом уровне, и судить об их мотивации можно только очень-очень упрощенно. Представьте, как если бы уличные коты пытались понять людей - а ведь мы к котам намного ближе, чем к богам и демонам.
Кроме того, согласно буддизму, наша вселенная проходит циклы расширения и сжатия, и наша текущая вселенная, со всеми шестью мирами, богами и демонами - всего лишь очередная итерация мира. Сансара же была всегда.
В любой итерации космоса, по буддийским представлениям, всё равно будут те же самые миры, просто населённые другими существами.
Буддисты учат, что и все "именные" боги - Индра, Брахма, тот же Мара - это своего рода должности, места, которые в разных циклах занимают разные существа. Брахма - не творец мира, а тот, кто первым обрёл сознание в мире форм (или бесформенности, не помню сейчас уже точно) и подумал, что раз всё остальное появилось после него, то он это всё создал. И так далее.
Однако это учение, на мой взгляд, противоречит подробному учению о панчамаре - там уж слишком логично расписано, что именно Мара является причиной сансары.
Не сказал бы я, что оно прям "по всему выходит". Но как предположение - занимательно. В конце концов, богов много, мотивация у них похожая, почему бы не предположить, что все обитатели райских миров составляют этакого коллективного Мару?
Оффтопик: а где-нибудь есть список русских каузатовов с чередованием корневой гласной? Вот это вот "мереть - морить"? А то я каждый раз, когда натыкаюсь на очередной, мучительно вспоминаю все предыдущие, и, эээ, фейлю. Другой красивый пример: грязь - груз. Какая связь, вы спросите? Ну хорошо, а в виде глаголов: погрязнуть - погрузить? Поскольку это очень старая конструкция и в русском давно не продуктивная, примеры ищутся с трудом. Но они есть. Где-то есть список?
У меня точно нет. Но если вы есть в ВК, можете попробовать спросить в сообществе "Языковедьма". Тамошняя хозяйка - не только очаровательная дама, но и весьма подкованный в лингвистических вопросах специалист. Даже если она сама не знает - возможно, сможет подсказать, где искать.
Смотря какой. Буддизмов много разных. Кое-где Мара вообще считается бодхисатвой, а его искушения - "искусным методом", благодаря которому люди проникаются непостоянством и недостаточностью сансары и начинают искать выход.
А в других есть верование, что обитатели любого из шести "царств" могут надеяться на нирвану, потому что на каждом пути был свой Будда, который приходил, чтобы проповедовать истинное учение. И к зверям, и к демонам приходил. Шакьямуни, которого мы называем "историческим Буддой" - Будда людей.
Свой Будда есть даже в аду. И это никто иной как Яма Дхармараджа - Яма Владыка Закона, бог мёртвых. А, как мы помним, Яма, в свою очередь, ипостась Мары.
Интересно получается, правда? Во всех остальных мирах Мара препятствует людям уходить в нирвану, а в аду, наоборот, способствует. Видимо, в духе "вы тут и так фигнёй страдаете, давайте уже на выход, там вам хуже точно не будет".
Comments 34
Картинка интересная, мне понравилось. Но если мы считаем богов реальными существами, а не просто образами, наполняемыми нашими умами, то это существа, кардинально отличающиеся от людей. Их уровень знаний и восприятие мира находятся на совершенно другом уровне, и судить об их мотивации можно только очень-очень упрощенно. Представьте, как если бы уличные коты пытались понять людей - а ведь мы к котам намного ближе, чем к богам и демонам.
Кроме того, согласно буддизму, наша вселенная проходит циклы расширения и сжатия, и наша текущая вселенная, со всеми шестью мирами, богами и демонами - всего лишь очередная итерация мира. Сансара же была всегда.
Reply
В любой итерации космоса, по буддийским представлениям, всё равно будут те же самые миры, просто населённые другими существами.
Буддисты учат, что и все "именные" боги - Индра, Брахма, тот же Мара - это своего рода должности, места, которые в разных циклах занимают разные существа. Брахма - не творец мира, а тот, кто первым обрёл сознание в мире форм (или бесформенности, не помню сейчас уже точно) и подумал, что раз всё остальное появилось после него, то он это всё создал. И так далее.
Однако это учение, на мой взгляд, противоречит подробному учению о панчамаре - там уж слишком логично расписано, что именно Мара является причиной сансары.
Reply
По всему выходит, что за Марой прячется не одна сущность, а множество.
Reply
Не сказал бы я, что оно прям "по всему выходит". Но как предположение - занимательно. В конце концов, богов много, мотивация у них похожая, почему бы не предположить, что все обитатели райских миров составляют этакого коллективного Мару?
Reply
Вы пишете про развитие как смысл существования. Вы пишете, что боги - такие же сущности, только развившиеся дальше других.
Reply
Reply
Оффтопик: а где-нибудь есть список русских каузатовов с чередованием корневой гласной? Вот это вот "мереть - морить"? А то я каждый раз, когда натыкаюсь на очередной, мучительно вспоминаю все предыдущие, и, эээ, фейлю. Другой красивый пример: грязь - груз. Какая связь, вы спросите? Ну хорошо, а в виде глаголов: погрязнуть - погрузить? Поскольку это очень старая конструкция и в русском давно не продуктивная, примеры ищутся с трудом. Но они есть. Где-то есть список?
... Скобяные товары и ветошь ...
Reply
У меня точно нет. Но если вы есть в ВК, можете попробовать спросить в сообществе "Языковедьма". Тамошняя хозяйка - не только очаровательная дама, но и весьма подкованный в лингвистических вопросах специалист. Даже если она сама не знает - возможно, сможет подсказать, где искать.
Reply
Будда, Мара.. царит всё равно Ктулху, воистину фхтагн?
Reply
Reply
То есть, Мара - ещё и Посейдон на четверть ставки?
Картинку с Ктулху вы сами сделали? Поисковик не находит.
Reply
Reply
Reply
Смотря какой. Буддизмов много разных. Кое-где Мара вообще считается бодхисатвой, а его искушения - "искусным методом", благодаря которому люди проникаются непостоянством и недостаточностью сансары и начинают искать выход.
А в других есть верование, что обитатели любого из шести "царств" могут надеяться на нирвану, потому что на каждом пути был свой Будда, который приходил, чтобы проповедовать истинное учение. И к зверям, и к демонам приходил. Шакьямуни, которого мы называем "историческим Буддой" - Будда людей.
Свой Будда есть даже в аду. И это никто иной как Яма Дхармараджа - Яма Владыка Закона, бог мёртвых. А, как мы помним, Яма, в свою очередь, ипостась Мары.
Интересно получается, правда? Во всех остальных мирах Мара препятствует людям уходить в нирвану, а в аду, наоборот, способствует. Видимо, в духе "вы тут и так фигнёй страдаете, давайте уже на выход, там вам хуже точно не будет".
Reply
Leave a comment