ПЗРК - последние из могикан войсковой ПВО Норвегии

Jul 25, 2018 14:08

В продолжение темы

Прошлый материал назывался "предпоследние могикане…", потому что были еще и последние, в качестве которых выступили шведские ПЗРК Rbs70 (Robotsystem 70).




В 1967 году ВВС Швеции провели исследование, по итогам которого выяснили, что их ПВО нуждается в значительном усилении, потому что существующие зенитные орудия калибра 75 мм в системе ПВО авиабаз уже не способны эффективно бороться с существующими средствами воздушного нападения, не говоря уже о перспективных. Чтобы дополнить и в какой-то мере заменить автоматические 20 мм и 40 мм пушки посчитали необходимым разработать ПЗРК (MANPADS или MPADS - Man-Portable Air Defense System). Также, согласно расчетам, ПЗРК в тактической войсковой ПВО бронетанковых бригад получались гораздо эффективнее штатных 40 мм пушек.

Исходя из этого в середине 1969 года МО Швеции заключило контракт стоимостью около 100 млн. шведских крон (19 млн. долл.) на разработку ПЗРК с перспективой принятия его на вооружение в 1974 году. В качестве основного подрядчика выбрали компанию Bofors (сейчас в составе Saab Bofors Dynamics), а та привлекла в качестве субподрядчика Ericsson Microwave Systems (с 2006 года Saab Microwave Systems). Интересно, что в рамках соглашения о сотрудничестве в оборонных проектах между Швецией и Швейцарией (1966) последняя финансировала часть расходов по НИОКР вплоть до 1977 года. В 1974-м их представители участвовали в войсковых испытаниях в Швеции, а потом тестировали систему у себя, но закупать её так и не стали. Швеция же приняла RBS-70 на вооружение в 1977 году.



Взвод RBS-70 с опытным оборудованием на этапе испытательного периода 1973-1976 гг.



Robot 70 - ЗУР первой модификации комплекса. В шведской военной терминологии robot - ракета, соответственно robot system - ракетная система. В RBS-70 применена командная система наведения ЗУР по лазерному лучу. Приемник находится в хвосте ракеты, поэтому двигатель поставили в средней части корпуса с четырьмя отклоненными назад соплами, одно из которых видно на снимке между передними крыльями.

В конце 1970-х RBS-70 конкурировал с Blowpipe и Stinger в рамках проводившейся тогда в НАТО программы Advanced MANPAD для перевооружения войск Альянса новым ПЗРК на замену устаревшему Redeye. В программе принимали участие США, ФРГ, Италия, Норвегия и Нидерланды. В итоге победителем признали Stinger. Но Норвегия сначала согласилась закупать оба комплекса, а потом благополучно забыла об этом своем обещании. Дело в том, что до этого норвежские военные уже провели войсковые испытания ПЗРК RBS-70, и он им очень понравился.




В результате Норвегия стала первым иностранным заказчиком RBS-70, приняв систему на вооружение под обозначением то ли RB70 (Robot 70), то ли RB-70, или даже RB 70. Как водится, его даже в официальных норвежских документах называли всеми возможными вариантами. В декабре 1982 года разместили заказ в Швеции на поставку небольшой партии первых серийных моделей ПЗРК, в первую очередь, для сухопутных войск страны, где новая система ПВО получила обозначение NALLADS (Norwegian Army Low Level Air Defence System). Повторный, более крупный заказ от Норвегии на сумму около 80 млн. шв. крон Bofors получила в феврале 1984 года. А в феврале 1986 года Министерство обороны Норвегии заключило с Bofors контракт еще на 700 млн. шв. крон по поставке в 1987-1990 гг. основной партии, доведя общее количество заказанных ПЗРК до 320. В соответствии с договором субконтракт на производство командно-пусковых блоков (КПБ), сборку комплексов и их обслуживание получила норвежская Kongsberg Våpenfabrikk.




Бригада "Северная Норвегия" и здесь имела наивысший приоритет, завершив получение новой техники из первых партий и реорганизацию уже к 1986 году. При этом батарея ПВО сохранила прежнее название "про зенитную артиллерию" (Lett luftvernartilleri batteri - Llva Bt), но теперь в ее составе по штату кроме двух артиллерийских взводов по 6 пушек NM45 (всего 12) сформировали еще три ракетных взвода по 6 пусковых установок RB70 в каждом (всего 18), из которых один постоянно числился в мобрезерве.




При эффективной дальности стрельбы около 4 км пусковые разворачивались на расстоянии 3-5 км друг от друга. То есть, максимально батарея могла прикрыть по фронту 90 км. При этом для выдачи целеуказания ПЗРК вместе с ними войсковая ПВО впервые получила и РЛС.




РЛС PS-70/R от компании LM Ericsson, она же PS70 и PS 70, она же Giraffe 40 и Giraffe Mk4. Ну, в общем, вы поняли, да? Все как обычно. РЛС работала G-диапазоне и имела аппаратуру опознавания "свой-чужой". Сначала их устанавливали на шасси грузовых автомобилей Scania 6×6, при этом антенна поднималась на высоту до 13 метров, обеспечивая эффективную дальность обнаружения до 40 км. Три таких РЛС, положенных по штату зенитной батарее, перекрывали всю полосу обороны бригады по фронту. Одна из машин назначалась ведущей (SCA - SHORAD Control Agency), получаю всю информацию от двух других. Обмен информацией между РЛС и огневыми взводами обеспечивался по каналам системы связи TADKOM.




Расчет РЛС располагался в кабине, следил за воздушной обстановкой на цветных дисплеях и поддерживал связь с огневыми позициями по проводным или УКВ каналам (на снимке выше хорошо видны четыре штыревые антенны). Информация о воздушных целях передавалась расчетам ПЗРК в формате азимут/дальность/скорость, отображалась на терминале (Våpenterminal), представлявшем собой простейшую ЭВМ, и транслировалась на КПБ операторов пусковых установок.




Данные от РЛС могли передаваться в автоматическом или ручном режиме по тем воздушным целям, которые представляют наибольшую угрозу, и только тем расчетам, которые могли их обстреливать. Но и при этом после команды на поражение должна стрелять только одна ПУ, даже если противник находится в зоне досягаемости нескольких. В целом, использование РЛС значительно повысило эффективность системы, потому что поиск цели всегда представлял самую большую проблему. Расчет RB-70 состоял из 4-6 человек, из которых непосредственно в стрельбе участвовали только командир и оператор, а остальные в это время вели визуальное наблюдение за обстановкой на земле и в воздухе. В случае обнаружения воздушного противника командир отделения (lagfører) мог принять решение на его обстрел самостоятельно. Главное при этом было не подстрелить своих. Приобретение таких навыков требовало сотен часов напряженных занятий и тренировок.




Недостатком варианта РЛС с колесным шасси была его невысокая проходимость в типовых физико-географических условиях Северной Норвегии. Поэтому с 1992 года автомобильные РЛС стали заменять облегченной версией РЛС Giraffe 50АТ (All Terrain), которая получила обозначение NO/MPY-1, впрочем, его по традиции никто не использовал. В качестве шасси взяли сочленненый гусеничный плавающий вездеход Bv-206. При этом высота подъема антенны уменьшилась c 13 до 7 м, а макимальная дальность стрельбы новых модификаций ЗУР увеличилась до 7 км. Из-за этого количество РЛС увеличили сначала до четырех, а в отдельных случаях и до пяти. В это же время в дополнение к системе связи TADKOM приняли новую MRR, обеспечивающую более надежную связь в гористой местности. На снимке ниже РЛС на позиции рядом с узлом тактической связи TADKOM на базе все того же вездесущего ГТР Bv-206.




При этом параллельно после 1986 года на организацию войсковой ПВО, аналогичную "Северной Норвегии", начали переводить еще семь бригад, завершив процесс к 1990-му, но не остановились на достигнутом, а продолжили дальше. На пике к 1998 году подразделения наземной ПВО входили в организационно-штатные структуры 13 армейских бригад и 12 авиабаз ВВС Норвегии.

Но к этому времени в норвежской армии уже восвсю свирепствовали эпидемии оптимизации и реорганизации - сняли с вооружения 20 мм пушки NM45, а оставишие подразделения ПЗРК войсковой ПВО всех бригад виртуальной 6-й дивизии на период мирного времени свели в батальон ПВО (LVBn - Luftvernbataljon i 6. Divisjon), что теоретически облегчало подготовку, обучение комплектование и пр.



2-й взвод 3-й батареи батальона ПВО (LVBn, Btt. 3, tropp 2) перед практическим стрельбами на полигоне "Тарва" (Tarva skytefelt i Trøndelag). Судя по синим беретам, эти ребята из бригады "Северная Норвегия" (конец 1990-х).

В принципе, практических стрельб хватало. Поначалу ездили к шведам, потом стреляли на своих полигонах "Тарва" и "Аннёйя". А вот фото с таких зрелищных мроприятий почему-то совсем мало.




Самоходный ЗРК NM195 (Luftvernpanservogn) с RB-70 на шасси БТР M113A2. Для разворачивания пусковой на крыше машины после остановки требовалось 2-3 минуты. При мобилизации NM195 должны были комплектоваться батареи ПВО 12-й бригады и бригады "Южная Норвегия", по 6 машин в каждой (см. также дополнение)

Основным итоговым мероприятием боевой подготовки батальона ПВО 6-й дивизии являлись учения типа "Посейдон" (Øvelse Poseidon), проводившиеся ежегодно в конце марта перед пасхальными отпусками. Основной район проведения - окрестности форта "Красная Горка" (Rødbergodden Fort) в 4 милях к северу от Финнснеса (Finnsnes i Lenvik). Учение всегда включало три этапа: обстрел воздушных целей, переброска подразделений, а также создание подвижной зоны ПВО.




На первом этапе все расчеты выстраивались вдоль береговорй линии и отрабатывали электронные пуски по фактическим воздушным целям, в качестве которых выступали гражданские вертолеты, арендованные у компании Norsk Flytjeneste.




Параллельно с этим на позиции ПВО имитировали атаки один или несколько истребителей F-16 из состава 331-й и 334-й эскадрилий с авиабазы Бýдё.





При этом расчеты отрабатывали все основные процедуры при фактических действиях: поиск цели и стрельба по ней, перезаряжание установки и подготовка к очередному выстрелу, доклад по команде о произведенных действиях.





Основным содержанием второго этапа учений "Посейдон" являлась переброска расчетов морем и по воздуху.





РЛС и машины связи возили на ТДК типа "Рейнесунд", а расчеты ПЗРК забрасывали на позиции надувными катерами и вертолетами. Счастливчикам повезло оказаться на борту десантного корабля - какой-никакой комфорт и крышу над головой найти можно. С катерами 50/50, как повезет с погодой.



А на вертолетах всегда морока. Такой вариант обычно выбирают, если позиция находится в непосредственной близости от противника, в зоне досягаемости его оружия. Поэтому сначала нужно вернуться в тыл до площадки, где может безопасно приземлиться вертолет. Не самое веселое занятие, когда толщина снега может достигать полутора метров и надо идти на снегоступах, а на спине навьючено до 70 килограммов.




Всего грузов получалось не менее 200-250 кг - кроме 90 кг КПБ еще три ракеты по 20 кг, радиостанция с запасными аккумуляторами, личное оружие, боеприпасы, палатка, спальные мешки и сухпай. Для расчета из шести человек нормально, пять - терпимо, а если четверо?





Посадка и высадка - те этапы, когда и расчет, и вертолет наиболее уязвимы. Как только вертолет приземлился, расчет быстро сваливает свой груз на пол кабины, рассаживается по местам и машина уходит на бреющем дальше в тыл…




…затем разворачивается и на сверхмалой высоте идет к площадке приземления рядом с назначенной новой позицией.




В зоне высадки все повторяется в обратном порядке - зенитчики вываливают в снег свои пожитки и занимают круговую оборону, чтобы прикрыть уход вертолета. А потом снова предстоит долгий марш к новой назначенной позиции.





Третий этап - создание подвижной зоны ПВО. После того, как все подразделения развернуты вдоль условной линии фронта необходимо организовать их совместное и согласование маневрирование таким образом, чтобы всегда были прикрыты от воздушного нападения сухопутные войска, наступающие в среднем темпе (10-15 км в сутки). Техника движется своим ходом, расчеты ПЗРК перескакивают с вершины одной сопки на другую, примерно в 3 км от предыдущей позиции. На новом месте нужно снова развернуть пусковую, организовать наблюдение, установить связь, потом можно часок-другой отдохнуть. А потом все повторяется ещё раз.








Пейзажи на двух последних фото - из серии популярных некогда развлечений "Найди на картинке Жираффа".




Последнее учение "Посейдон" провели в 2000-м, потому что оптимизация и реорганизация вовсю продолжали косить ряды норвежской армии. После окончательного отказа от поддержания жизни мертворожденной 6-й дивизии в июне 2004-го расформировали ее батальон ПВО Якобы именно в связи с этим с вооружения СВ сняли и ПЗРК и NM195.

О поспешности принятия тех решений говорит тот факт, что только в начале года на Бардуфоссе ввели в строй новейший тренажер для обучения операторов батальона ПВО стрельбе из RB-70, специально разработанный Kongsberg Defense & Aerospace. На эти цели в течение нескольких лет затратили 37 миллионов крон - построили отдельное здание NALLADS, проложили около 10 километров кабелей, заключили контракт с Kongsberg на обслуживание системы в течение пяти лет, а те наняли для этого техника.



В здании тренажера NALLADS инструктор Ингве ВИНГСТАД и техник "Конгсберг" Томми СТЕНСЛАНД смотрят на свое правительство, как на… В общем, с немым укором смотрят (Бардуфосс, ноябрь 2004) © Foto: Stein Wilhelmsen / Nordlys

Политики так спешили избавиться от "непрофильных активов", что практически одновременно с тем, как был сделан этот снимок, норвежские вооруженные силы 15 ноября официально передали Литве 15 пусковых установок, 260 ракет Mk3 и пять РЛС Giraffe на базе ГТР Bv-206 на общую сумму 39,1 млн. евро, но безвозмездно. Правда потом Литва отдельно докупила еще пять ПУ.

По состоянию на 2007 год у Норвегии оставалось 180 RBS 70, ещё 120 были на хранении, но они числятся за ПВО авиабаз, а это уже совсем другая история. Норвежская же войсковая ПВО на этом закончилась.

(продолжение следует)


ПВО, ПЗРК, norway, Hæren, bv206, bofors, m113, Норвегия, kongsberg, тренажеры, forsvaret

Previous post Next post
Up