Место молитвы в общем порядке спасения

Aug 24, 2024 07:26

Если молитва - это часть аскезы (т.е. упражнений), а именно ее особый вид - аскеза ума, то возникает вопрос: каково место молитвы в общем порядке спасения человека?

Преп. Максим в Слове о подвижнической жизни ( см.) обрисовал общую схему спасения (содержательно ту же схему мы можем найти и у других Отцов, см. например, этапы прохождения молитвы преп. Симеона Нового Богослова, но изложение преп. Максима, как обычно, подкупает своей системностью и последовательностью и глубиной, поэтому возьмем за основу именно его).

Болезнь.

После грехопадения человек отпал от Бога и оказался в некотором смысле больным: нарушился заложенный Богом при создании порядок жизни души, согласно которому ум человека будучи обращенным к Богу и насыщаясь от Бога светом сам должен был быть светилом и мудрым правителем для жизненных сил души, душа - для тела, а человек в целом - для всего мира. Извращенный же в результате грехопадения порядок жизни души, очень кратко, таков: ум человека страдает неведением и подвержен страстям, т.е. подчинен неразумным силам души, которые сами нацелены на удовлетворение потребностей тела, которое подвержено стихиям окружающего мира.

Исцеление жизненных сил души.

Соответственно, исцеление человека состоит в восстановлении природного порядка, т.е. в избавлении души от предосудительных страстей и ума от неведения. Начинать надо с очищения души, ее жизненных сил, которое - очищение, - состоит в восстановлении природного порядка, при котором неразумные силы - вожделение и ярость, - должны полностью покориться уму. Болезнь животных стремлений состояла в неподчинении их уму, а исцеление - в приведении их в покорность ему, что достигается долготерпением и милосердием в отношении ближних (исцеления яростной силы), и воздержанием в отношении к себе (исцеление вожделения) (см. 1, 2, 3). И это то, на что мы полагаем свои основные усилия на первом этапе.

Исцеление ума.

После исцеления жизненных сил души должно следовать исцеление ума. Болезнь ума состоит в его неведении, причиной чего является завеса помыслов, покрывающая ум и не дающая ему видеть суть вещей, в результате чего ум легко ошибается и подпадает под власть демонов, манипулирующих им с помощью помыслов. Завеса эта возникла вследствие отвращения ума от Бога и фокусировке его на творении, в результате чего ум перестал видеть окружающие его вещи в Боге, но видел только их внешность, не проникая в суть, т.е. содержащиеся в них логосы, по которым вещи были сотворены и движутся. Неведение ведет к дезориентации и ошибках в суждениях и, как следствие, к подпадению под власть демонов, манипулирующих слабо видящим умом.

"... бесчувственность, которую божественный апостол называет завесой, лежащей на сердцах неверующих иудеев. Впрочем и в наши дни у всякого, кто не исполняет изо всех сил и с горячим сердцем заповеди новозаветной благодати, эта же самая завеса закрывает умную часть души, и он не может взойти на высоту познания Сына Божия." (Симеон Новый, Богослов, Слово огласительное 14-е, О покаянии и начале монашеской жизни, см.)

Завесу эту составляют страстные движения, т.е. неразумные стремления вожделения и ярости, не подчиняющиеся уму, но увлекающие ум за собой и страстные помыслы. Исцеление же состоит в укрощение страстных движений, т.е. приведение их в полное подчинение уму, и очищении помыслов. Страстные движения ярости и вожделения укрощаются любовью и иссушаются воздержанием - это дело первого начального этапа исцеления; далее следует очистить помыслы, а именно сперва сделать их простыми, т.е. не страстными, т.е. отделить сами помыслы от прилепляющихся к ним с самого их возникновения в уме страстных движений, что закроет демонам путь к возбуждению страстных движений и окончательно подчинит жизненные силы души уму. Это и есть очищение ума, которое дает ему возможность незамутненным взором взирать на славу Божию (то что окрест Бога, по выражению преп. Максима) и просвещаться от нее, которое ведет к совершенной любви, которую преп. Максим определил как «благое расположение души, которая ничто из тварного не предпочитает ведению Бога».

И совершается это посредством молитвы.

24. Брат сказал: “Истинно так, отче. Но прошу тебя наставить меня и относительно молитвы: как она отрешает ум от всяких помыслов”.
Старец ответил: “Помыслы суть помыслы о вещах, а из вещей одни - чувственные, другие же - умопостигаемые. Находясь в них, ум [постоянно] вращается в круге помыслов об этих вещах. Благодать же молитвы сочетает ум с Богом, и такое сочетание отделяет ум от всех помыслов. Тогда ум, нагим беседуя с Богом, становится боговидным. Став же таковым, он просит у Бога подобающего, и прошение его всегда достигает цели. Поэтому Апостол и повелевает непрестанно молиться (1 Фес. 5:17), чтобы мы, постоянно сочетая ум с Богом, мало-помалу отторгнули бы пристрастие к материальным [вещам]”.

Таким образом, молитва - это главное делание на этапе очищения ума. Начальные же этапы умаления страстей и псалмопения - это подготовка к молитве. Сам же же этап очищения ума - подготовка к следующему.

молитва, аскетика

Previous post Next post
Up