Апостол заповедует нам молиться непрестанно (1 Фес. 5:17). Непрестанная молитва необходима, так как именно молитва является основным средством очищения помыслов, а помыслы беспрерывно окружают ум, поэтому и молитва должна быть непрерывающейся.
Но нам непонятно, как это возможно, если у нас есть множество других дел.
На это преп. Максим дает такой ответ.
25. Брат сказал: “Но как может ум непрестанно молиться? Ибо когда мы поём псалмы или читаем, когда встречаемся [с кем-либо] или служим, то отвлекаем его многими помыслами и созерцаниями”.
Старец ответил: “Божественное Писание не предписывает ничего невозможного. Ведь и сам Апостол и пел псалмы, и читал, и служил - однако непрестанно молился. А непрестанная молитва есть держание ума во многом благоговении, страстной преданности к Богу и постоянном уповании на Него; она означает доверие Богу во всем - во [всех] делах и обстоятельствах. Расположенный таким образом Апостол говорил: Кто отучит нас от любви Христовой: скорбь, или теснота (Рим. 8:35) и так далее. Чуть ниже [он говорит]: Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы (Рим. 8:38). И опять: Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем; всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем (2 Кор. 4:8-10).
26. Будучи так расположен (διακείμενος), Апостол непрестанно молился, ибо, как было сказано, во всех делах и обстоятельствах он уповал на Бога. Поэтому и все святые радовались скорбям, дабы [через них] прийти к навыку божественной любви. Потому-то Апостол и говорил: Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2 Кор. 12:9). И чуть ниже: Когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12:10).”.(
см.)
Таким образом, главное в непрестанной молитве - это постоянное предстояние ума Богу, а не непрестающее повторение слов молитвы. По-другому, можно было бы сказать: постоянное хождение пред Богом.
Непрестанное молитва - это некоторое делание и некоторое состояние, к которому ведет это делание. Делание состоит в том, чтобы всячески пытаться установиться и остаться в желаемом состоянии, а именно - держать ум в благоговении, преданности к Богу и постоянном уповании на Него, т.е. во всех делах и обстоятельствах уповать на Бога (вИсеть на уповании в пер. свт. Феофана или, дословно, - на все обстоятельства отвечать упованием на Бога) и обращаться к Богу с молитвой при любой возможности. Молитва и упование тесно связаны: уповая во всем на Бога, ты постоянно обращаешься умом к Нему, и, наоборот, без постоянной молитвы по любому случаю упование не может быть постоянным.
Поэтому, желающим достичь непрестанной молитвы следует в том числе делать и желать того, что помогает всему этому и не делать и не желать того, что мешает этому. Поэтому святые искренне радовались скорбям, т.к. видели в себе, что скорби усиливают в них упование на Бога.
Состояние же непрестанной молитвы - это такое расположение души при котором душа постоянно находится и ощущает себя пред лицом Божиим и все что делает, делает как бы перед Богом, соизмеряя все свои действия с волей Божией и постоянно взывая к Богу о помощи, надеясь только на Бога, благодаря и прославляя Бога за его благодеяния и т.п.
Словами полноценно описать это состояние, кажется, невозможно, оно познается опытно и не познав его на опыте не поймешь о чем говорится. Для опытно же познавших его достаточно лишь указателя, чтобы понять о чем речь. Так и само словосочетание "непрестанная молитва" есть отсылка к этому внутреннему опыту, указатель этого состояния. Характерные его черты: постоянное предстояние Богу, преданность Богу во всем, постоянное упование на Бога и другие. Каждая из этих характеристик может быть использовано как указание на это расположение души, но сама по себе не является исчерпывающим его описанием. Из таких характеристик этого состояния наиболее объемной мне представляется - "ходить пред Богом", т.е. постоянно ощущать себя в присутствии Божием, соизмеряя все свои дела с заповедями, постоянно обращаясь умом к Богу и полагаясь на Бога в каждом деле.
Т.о., говоря непрестанная молитва, мы не подразумеваем, что в каждую секунду человек должен произносить слова молитвы, но скорее то, что он должен ходить пред Богом, постоянно предстоя мысленно пред лицем Божиим, уповая на Него, соизмеряя все свои действия с заповедями и обращаясь к Богу в словесной молитве при каждом случае.
В нашей власти - это делание, а это состояние - Божий дар. Своими силами мы не можем установиться в таком состоянии, но если будем всячески пытаться, то Бог даст нам благодать молитвы и Сам действием Своего Духа возведет нас в это состояние и только тогда мы сможем почувствовать и осознать его на самом деле. Пока же мы ограничиваемся лишь туманными указаниями на него, перечисляя его отдельные элементы, относительно которых мы почти и не понимаем, что они значат на самом деле.