Уже в древности из практики псалмопения выкристаллизовалась практика краткой молитвы. Краткая молитва, представляющая собой фразу из Псалтыри или Евангелия, оказалась очень полезным средством, помогающим подвижнику взойти от стадии псалмопения к более высоким ступеням молитвы, вплоть до непрестанной молитвы.
Итак, чтобы достичь состояния непрестанной молитвы нам следует начать (
см.) с умаления страстей и хранения сердца, подвизаясь в воздержании в отношении себя, долготерпении и милости к ближним (см.
1,
2,
3), чтобы достичь кротости и наследовать землю своего сердца, по слову преп. Максима.
Поэтому думаю, что «землей» здесь называется непоколебимый и неизменный навык, сила и непреклонность в добре кротких, ибо они всегда пребывают с Господом, имеют неисчерпаемую радость, придерживаются Царства, уготованного от начала, и удостаиваются стояния и чина на небесах. Такая разумная добродетель является как бы некой землей, занимающей среднее положение во вселенной. Соответственно ей, кроткий, находясь между похвалой и порицанием, остается бесстрастным, ни похвалами не надмеваясь, ни укоризнами не смущаясь. Ибо разум, оставив страсть, уже не чувствует беспокойства от нападений со стороны того, от чего он по природе свободен, поскольку он успокоил в себе бурю, вызываемую этими [страстями], и всю силу своей души перевел в пристань божественной и неподвижной свободы. Желая преподать эту свободу Своим ученикам, Господь говорит. «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29).
(преп. Максим Исповедник,
Толкование на молитву Господню)
Далее мы должны утвердиться в псалмопении или словесной молитве, после чего нам следует переходить к умной молитве и далее. И, чтобы нам легче было взойти на следующие ступени, преподобные Отцы наши оставили нам средство значительно облегчающее это восхождение - краткую молитву.
Основное препятствие при умной молитве - помыслы, которые постоянно кружатся вокруг пытающегося молиться ума, приступают к нему, отвлекают и увлекают его. Псалмопение, войдя в привычку, наоборот, будет отвлекать ум от блуждания и увлекать к молитве. Но само разнообразие псалмов и молитв, привлекая рассеянный и блуждающий ум в начале, станет некоторым препятствием впоследствии: когда ум следует вниманием за словами псалма, в которых один предмет сменяется другим, в момент этого перехода помыслы получают возможность примешаться и отвлечь ум. Кроме того читать псалмы и молитвы не всегда удобно и возможно, для этого необходимы соответствующие место и время.
Но краткая молитва лишена этих недостатков: ее можно повторять в любом месте, в любое время, при любых обстоятельствах. Она легче заучивается и после приобретения привычки постоянно крутится в памяти практически без каких либо усилий с нашей стороны, отвлекая ум от блуждания. Только надо выбрать такую формулу этой молитвы, чтобы она подходила к любому поводу и была применима при всех расположениях.
Вот такой практике краткой молитвы, которая облегчает подвизающимся восхождение от псалмопения к непрестанной молитве, учит нас египетский подвижник авва Исаак Скитской, беседу с которым записал Иоанн Кассиан Римлянин в конце IV века. Причем, заметим, что авва Исаак указывает, что эта практика не его собственное изобретение, но преподана ему древними отцами, т.е. идет от самой древности.
Глава 10. Об установлении в непрестанной молитве.
Итак, по тому наставлению, которое вы разумно сравнили с учением детей, которые иначе не могут понять первого урока азбуки и узнать начертание букв, не могут твердой рукою написать черты, если сперва после тщательного начертания на воске некоторых отпечатков и формул, постоянно рассматривая и ежедневно подражая, не привыкнут выражать изображения их, - также и вам следует преподать формулу этого духовного учения, на которую всегда твердо устремляя свой взор, вы научились бы непрестанно повторять ее с пользою, и при употреблении ее, размышляя, вы могли бы восходить к высшим взглядам. Итак, предлагается вам такая формула желаемого вами учения и молитвы, о которой (формуле) всякий монах, стремящийся к непрестанному памятованию о Боге, должен привыкнуть постоянно размышлять в сердце, после изгнания всех разнообразных помыслов, потому что он сможет удержать ее не иначе, как отрешившись от всех телесных забот и беспокойств. Она как нам преподана немногими, оставшимися древними отцами, так и нами передается только очень редким и истинно желающим. Итак, для приобретения постоянной памяти о Боге вам предлагается такая формула благочестия: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися (Пс 69, 2) Этот стишок по достоинству выбран из всего состава Св. Писания. Ибо он объемлет все расположения, какие только могут относиться к природе человеческой, и прилично прилагается ко всякому состоянию и всем случаям. Именно он заключает призывание Бога во всех опасностях, заключает смирение благочестивого исповедания, постоянное бодрствование с заботливостью и страхом, содержит сознание своей слабости, чаяние быть услышанным, надежду на настоящую и всегда присущую помощь. Ибо кто непрестанно призывает своего покровителя, тот уверен, что Он всегда присущ. (Этот стих) содержит горячность любви и расположения, содержит усмотрение наветов, страх врагов; и мы, видя себя окруженными врагами днем и ночью, сознаемся, что без помощи своего Защитника не можем избавиться от них. Этот стишок есть непреоборимая стена для всех, подвергающихся нападению демонов, непроницаемая броня и крепкий щит. Он находящимся в унынии и смущении духа или угнетаемым печалью или какими-нибудь помыслами не позволяет отчаиваться в средствах к спасению, показывая, что Тот, Кого призываешь, всегда видит нашу борьбу и присущ нашим мольбам. А когда мы имеем духовный успех и веселье сердца, то он увещевает, что не следует превозноситься счастливым состоянием, которое мы не можем удержать без покровительства Бога, когда умоляем Его не только всегда, но и скоро помочь нам.
Этот стишок всякому из нас необходим и полезен во всяком состоянии. Ибо кто всегда и во всем желает себе помощи, тот показывает, что он не только в обстоятельствах трудных и печальных, но и в счастливых и радостных одинаково нуждается в помощнике Боге, чтобы Он содействовал ему как в избавлении от тех, так и в пребывании в этих (счастливых обстоятельствах), зная, что слабость человеческая ни в том, ни в другом не устоит без Его помощи. Докучает ли мне страсть чревобесия, требует пищи, какой нет в невозделанной пустыне, и навевает на меня запах царских кушаний, и я чувствую невольное влечение к ним, тогда говорю: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Подстрекает ли меня мысль предварить установленный час обеда или с большой скорбью сердца силюсь сохранить правильную, обычную умеренность, тогда со стенанием взываю: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Когда нуждаюсь в более строгом посте для укрощения плоти, а слабость желудка не позволяет мне, сухость и спазмы чрева устрашают, то чтобы придать силу своему желанию или без помощи более строгого поста охладить жар плотской похоти, мне необходимо молиться: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Приступая к обеду в назначенный час, боюсь принимать хлеб, и от всякой пищи удерживает меня естественная необходимость, - надо мне с плачем взывать Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Когда хочу заняться чтением для утверждения сердца, а беспокоящая болезнь головы не позволяет, и в третьем часу сон склоняет лицо мое к священной книге, и я вынужден определенное для покоя время пропустить или предварить, наконец, тяжелый гнет сна заставляет меня прервать положенное по уставу богослужение и псалмопение, также надо мне вопить: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Вижу, что я крайне ослабел от того, что по наваждению дьявольскому отлетел от очей моих сон и от век моих удалилось всякое отдохновение ночное, - с воздыханием тогда молюсь: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Опять, когда я нахожусь в борьбе со страстями, вдруг щекотание плоти уязвляет меня и обольстительным удовольствием во время сна заставляет меня склониться к согласию, то, чтобы разгорающийся чуждый огонь не сжег благовонные цветки целомудрия, надо мне взывать: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Чувствую ли, что возбуждения похоти прекратились и жар в детородных членах моих охладел; чтобы родившаяся эта добродетель и благодать Божия дольше или постоянно пребывали во мне, с усердием говорю: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Беспокоит ли меня страсть гнева, сребролюбия, печали и принуждает меня нарушать предпринятую и любезную для меня кротость, то, чтобы возмущением гнева не увлечься в желчную раздражительность, с глубоким стенанием взываю: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Искушает ли меня уныние, тщеславие, гордость и дух мой обольщается тонким помыслом о нерадивости или холодности других; то, чтобы не возобладало мною это гибельное внушение врага, со всем сокрушением сердца молюсь: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Благодать ли смирения и простоты, отвергнув гордость, приобрел я постоянным сокрушением духа; то, чтобы опять не наступила на меня нога гордости, рука грешника не изгнала меня (Пс 35, 12), и не потерпеть мне большего поражения от возношения своей победою, всеми силами мне необходимо восклицать: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Возмущаюсь ли бесчисленными блужданиями души и непостоянством сердца, не могу ли удержать рассеяния помыслов и саму молитву свою не могу изливать без перерыва, без мечтаний, суетных образов, без воспоминания о словах и делах, и чувствую себя стесненным такой сухостью этой бесплодности, что не сознаю в себе никакого возникновения духовных чувств; то, чтобы мне освободиться от этой нечистоты души, от которой не могу избавиться многими стонами и воздыханиями, обязательно буду взывать: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Чувствую ли, что посещением Святаго Духа я опять владею душою, достиг постоянства помыслов, бодрости сердца с неизреченной радостью и восхищением духа, полнота духовных чувств изобилует, при внезапном озарении Господа получил ли я откровение священнейших понятий, прежде совсем скрытых от меня; то, чтобы мне удостоиться дольше пребывать в этом, заботливо и часто надо мне взывать: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Тревожат ли меня ночными ужасами демоны, окружающие меня, беспокоят ли мечтаниями нечистые духи, даже надежда спасения и жизни исчезает от страшного трепета, то, прибегая к спасительной пристани этого стишка, всеми силами я буду взывать: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Когда утешением Господа буду ободрен, воодушевленный Его пришествием, буду чувствовать, что как будто огражден бесчисленными тысячами ангелов, так что вдруг осмеливаюсь искать сраженья с теми, кого я прежде боялся больше смерти, и прикосновение которых, даже приближение я чувствовал с трепетом духа и тела; то, чтобы по благодати Божией дольше продлилась во мне такая стойкость, всеми силами мне надо взывать: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Итак, чтобы избавиться от несчастий, а в счастье сохраниться от превозношения, молитва этого стишка должна изливаться с неослабевающим постоянством. Размышление об этом стишке постоянно должно обращаться в твоей груди. Во всяком деле или служении, или в пути не переставай воспевать его, размышляй, о нем и во время сна, и во время обеда, и в последних потребностях природы. Это размышление сердца, сделавшись для тебя как бы спасительным образцом (formula), не только сохранит тебя невредимым от всякого нападения демонов, но и, освободив от всех пороков земной нечистоты, приведет тебя к невидимому, небесному созерцанию и сообщит неизреченную и немногими испытанную горячность молитвы. Засыпай с размышлением об этом стишке, пока через постоянное упражнение не привыкнешь воспевать его даже во сне. После пробуждения пусть он первый встречается тебе; во время бодрствования пусть он предваряет все помыслы; когда встаешь с постели, пусть он заставляет тебя преклонять колена, отсюда пусть ведет тебя на всякую работу и дело. Пусть он сопровождает тебя во всякое время; ты будешь размышлять о нем, по заповеди Законодателя (Втор 6), сидя в доме, ходя по пути, засыпая и пробуждаясь; напишешь его на пороге и дверях уст твоих; поместишь его на стенах твоего дома и во внутренних покоях твоей груди, так чтобы в тебе звучало это возвышенное пение, когда кланяешься на молитве, когда поднимаешься и когда приступаешь ко всякому необходимому употреблению жизни, пусть будет эта готовая и постоянная молитва.
(преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, Собеседования египетских подвижников. Писания к 10-ти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве. (
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/10_10))
Приобретение привычки через повторение.
В основе этого делания - привычка постоянного повторения избранной формулы краткой молитвы. Как дети учатся писать, заучивая (можно сказать, бездумно, т.е. не размышляя, а просто копируя заданный образец) и постоянно повторяя определенное движение, чтобы приобрести привычку, которая сделает этот навык автоматическим, так и здесь - следует частым повторением приобрести привычку постоянно, в любом месте, при любых обстоятельствах повторять выбранную краткую молитвенную формулу, довести эту привычку до автоматизма. Наша память устроена так, что какая-то фраза может "застрять" в ней и постоянно "крутиться", повторяясь как старая заезженная пластинка, - часто так крутятся в голове какие-то навязчивые помыслы или отрывки из популярных песен, собственно припевы в песнях для того и придуманы, чтобы запустить у слушателя этот механизм. Но эту особенность памяти мы можем использовать не во вред, а на пользу себе, запустив туда нужную нам фразу, заняв это место краткой молитвой.
Молитва этого стишка должна изливаться с неослабевающим постоянством. Размышление об этом стишке постоянно должно обращаться в твоей груди. Во всяком деле или служении, или в пути не переставай воспевать его, размышляй, о нем и во время сна, и во время обеда, и в последних потребностях природы.
Для чего нужна привычка?
Чтобы, будучи постоянно автоматически повторяемой в памяти, формула молитвы отвлекала бы наш ум от блуждания и влекала бы обращаться к Богу. Часто обращаясь к Богу по любому поводу и в любых обстоятельствах ум постепенно отстанет от навыка блуждать в помыслах и приобретет навык постоянно размышлять в сердце, как говорит авва Исаак, а сейчас бы мы сказали пребывать в сердце, осознав, что он сможет удержать внимание на краткой молитве не иначе как изгоняя разнообразные помыслы и отрешившись от телесных забот и беспокойств.
Надо отметить, что размышлять в сердце - это не размышлять о словах молитвы, но, установившись умом в сердце и сфокусировав внимание на словах молитвы (не раздумывая о них, но просто удерживая внимание на словах), предстоять лицу Божию, обращаясь к Нему: моля о прощении и помощи, благодаря и славословя. Авва Исаак это явно не говорит, но другие Отцы, писавшие о краткой молитве, отдельно это отмечают. Конечно, размышлять о значении слов молитвы необходимо - но не во время молитвы, а до или после - отдельно, чтобы осознавать Кому предстоишь и о чем просишь.
Формула краткой молитвы.
Фраза из псалма Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися была выбрана в качестве формулы краткой молитвы именно потому, что она объемлет все расположения, какие только могут относиться к природе человеческой, и прилично прилагается ко всякому состоянию и всем случаям: призывание Бога во всех опасностях, заключает смирение благочестивого исповедания, постоянное бодрствование с заботливостью и страхом, содержит сознание своей слабости, чаяние быть услышанным, надежду на настоящую и всегда присущую помощь, содержит горячность любви и расположения, содержит усмотрение наветов, страх врагов (и мы, видя себя окруженными врагами днем и ночью, сознаемся, что без помощи своего Защитника не можем избавиться от них)? есть непреоборимая стена для всех, подвергающихся нападению демонов, непроницаемая броня и крепкий щит, находящимся в унынии и смущении духа или угнетаемым печалью или какими-нибудь помыслами не позволяет отчаиваться в средствах к спасению, показывая, что Тот, Кого призываешь, всегда видит нашу борьбу и присущ нашим мольбам, когда мы имеем духовный успех и веселье сердца, увещевает, что не следует превозноситься счастливым состоянием, которое мы не можем удержать без покровительства Бога.
Главное в этой формуле - испрашивание у Бога помощи, ведь кто всегда и во всем желает себе помощи, тот показывает, что он не только в обстоятельствах трудных и печальных, но и в счастливых и радостных одинаково нуждается в помощнике Боге, чтобы Он содействовал ему как в избавлении от тех, так и в пребывании в этих (счастливых обстоятельствах), зная, что слабость человеческая ни в том, ни в другом не устоит без Его помощи.
Мы знаем, что исторически формула преп. Исаака не имела большого распространения, в отличие от Иисусовой молитвы, и у этого есть свои причины, но основные принципы и приемы практики краткой молитвы не зависят от выбранной формулы: если мы заменим формулу краткой молитвы преп. Исаака на формулу Иисусовой молитвы все наставление будет по-прежнему верно и актуально для нас и может быть непосредственно использована как практическое руководство.