В традиции японского дзен-буддизма есть один каверзный вопрос, который наставники задают дабы смутить начинающих адептов: «С кем ты говоришь, когда говоришь с самим собой
( Read more... )
Насколько помню, большинство великих философов в своих, на первый взгляд, монологических трактатах так или иначе спорили с кем-нибудь, прямо или опосредованно. Так что там тоже можно усмотреть диалогизм. Вообще, полагаю, дхармакая западной философии - это космическое тело Сократа, сократтовость :)
Согласен. Спорили. Но склонны были доминировать в диалоге. Я здесь ориентируюсь на Хабермаса, говорящего, что задача философа - быть не столько участником, сколько арбитром дискурса. Со второй половины XX века вообще явственно прослеживается тенденция к деструктурализации фалоцентрического дискурса -- переход на обмен интерпретациями в отрыве от претензий на достоверность и истинность. Всё-таки Сократ, как и вся европейская классика, ориентируются на Истину и претендуют в своём изложении на её описание в разной степени систематичности. Здесь же речь идёт об отказе не только от систематичности, но и от каких-то метафизических претензий. Отсюда и чрезвычайная гибкость, даже неосновательность, современных философских дискурсов.
Comments 3
Вообще, полагаю, дхармакая западной философии - это космическое тело Сократа, сократтовость :)
Reply
Reply
Reply
Leave a comment