Хороший текст. Жаль, что обсуждение свелось к пинкам Полякова.
Происхождение творческого бессознательного очень интересный вопрос. КМК, если Фрейд обозначил этажность человеческой психики, то Юнг её замкнул в кольцо. У него и низменные влечения и высокие творческие порывы выходили из бездны бессознательного (уроборос и Абраксас были для него важными символами...). Модель психического в человеке похожа на модель глаза: большая часть яблока представлена коллективным бессознательным, личное бессознательное и сознание на нём как зрачок с роговицей. С разных сторон в сознание прорываются низменные порывы и творческие озарения. Когда начался цикл статей Кургиняна, я подумал, что он хочет разомкнуть это кольцо. Превратить цикл в стрелу.
Но 4-х этажная (и вообще этажная) модель, на мой взгляд, не очень объясняет творческое бессознательное.
Жаль что цикл до сих пор не опубликован полностью, интересно проверить догадки.
Как мне кажется, Юнг не так уж далёк от гностиков. И это приносит в свои произведения.
Хотя за то,что придал бессознательному положительный смысл - ему огромное спасибо.
В продолжение циклической темы - посмотрите концепцию Ассаджиоли. Он как бы соединяет там сферу и вертикаль.
Как мне кажется, Лорка дал, быть может, наиболее глубокое описание истоков творчества. Радует, что он лишил творчество "фиалковой" сентиментальности и украшательности. Творчество как последний бой - согласитесь, очень мощная концепция!
Юнг, не просто "не далёк" от гностиков, у него есть стихотворение (кризисного периода 1910-1920, сейчас точно не помню...) в котором он непосредственно и мучительно выводит Абраксаса в качестве своего божества.
Насчёт положительного смысла тоже оговорюсь: из того что я успел освоить, там главная ценность -- "различение". Т.е. важнее всего отличать добро ото зла, и делать осознанный, ответственный выбор. А не стремиться строго к добру, например. Благости в Юнге мало.
Если задается система координат из 4-х составляющих, что вполне допустимо. То в ней противоположностями выступают Бессознательное (Дух Земли) и Сверхсознание (Дух Звездного Неба), Я и Сверх-Я (культура), Человек находиться в центре этого Креста, где ни одну составляющую вычеркнуть нельзя
( ... )
Мне кажется, что это почти так есть. Это описывает амбивалентность человеческого сознания, а Сверхсознание и Бессознательное амбивалентность неосозноваемого в человеке. Ну это только мои предположения
Comments 46
Происхождение творческого бессознательного очень интересный вопрос. КМК, если Фрейд обозначил этажность человеческой психики, то Юнг её замкнул в кольцо. У него и низменные влечения и высокие творческие порывы выходили из бездны бессознательного (уроборос и Абраксас были для него важными символами...). Модель психического в человеке похожа на модель глаза: большая часть яблока представлена коллективным бессознательным, личное бессознательное и сознание на нём как зрачок с роговицей. С разных сторон в сознание прорываются низменные порывы и творческие озарения. Когда начался цикл статей Кургиняна, я подумал, что он хочет разомкнуть это кольцо. Превратить цикл в стрелу.
Но 4-х этажная (и вообще этажная) модель, на мой взгляд, не очень объясняет творческое бессознательное.
Жаль что цикл до сих пор не опубликован полностью, интересно проверить догадки.
Reply
Хотя за то,что придал бессознательному положительный смысл - ему огромное спасибо.
В продолжение циклической темы - посмотрите концепцию Ассаджиоли. Он как бы соединяет там сферу и вертикаль.
Как мне кажется, Лорка дал, быть может, наиболее глубокое описание истоков творчества. Радует, что он лишил творчество "фиалковой" сентиментальности и украшательности. Творчество как последний бой - согласитесь, очень мощная концепция!
Reply
Юнг, не просто "не далёк" от гностиков, у него есть стихотворение (кризисного периода 1910-1920, сейчас точно не помню...) в котором он непосредственно и мучительно выводит Абраксаса в качестве своего божества.
Насчёт положительного смысла тоже оговорюсь: из того что я успел освоить, там главная ценность -- "различение". Т.е. важнее всего отличать добро ото зла, и делать осознанный, ответственный выбор. А не стремиться строго к добру, например. Благости в Юнге мало.
Спасибо, Ассаджиоли посмотрю.
Reply
Полностью согласен с вами. Более того, очень рад, что вы это так понимаете. А то всегда рискуешь нарваться на юнгианцев...
Однако, согласитесь, сама идея, что в подполье, находящемся ВНИЗУ есть истоки без которых невозможно высшее- дорогого стоит.
Насколько могу судить, Ассаджиоли - наиболее глубок из тех, кто опирается на теорию Юнга.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment