Гип-гип, ура! Сезон автопутешествий - 2009 торжественно открыт! Открыт более чем достойно. Про город Псков и его неземные красоты я был наслышан давно, мечта посетить его постоянно витала в моем воображении. Останавливало только расстояние - все-таки 700км от Москвы - нешуточное дело. На 2 выходных дня туда вырваться можно, но это непросто, - в данном факте я лично убедился, отправившись в подобное путешествие и на подобное расстояние в Питер в октябре прошлого года. А тут предоставилась возможность - 3 выходных подряд.
Псков - центральный и крупнейший из населенных пунктов, посещенных в ходе данной поездки, однако, как ни странно, наибольшее впечатление произвел не он, а пригороды - Изборск, Печоры. Ну, обо всем по порядку...
Было решено выдвигаться из Москвы 30 апреля, после обеда. Пока вырвался с работы, да пятое-десятое, на трассу М9 Москва-Рига встали в 19-15.
Читали всякое о славной новорижской трассе, думали как же ехать, в итоге решили ехать именно по этой самой М9. Фотки трассы приведены по ссылке, но в итоге все было не так уж страшно. На дороге большими отрезками сейчас идет комплексная реконструкция, в остальных местах провели масштабный ямочный ремонт. В результате, явно разбитых с непредсказуемыми ямами участков сейчас нет, но большей частью трасса мягко говоря неровная. Хорошие участки перед Зубцовым (ремонтировали на моих глазах осенью прошлого года) и просто волшебная трасса длиной около 30-40км в районе Зап.Двины, совсем свежачок. Но средняя скорость все равно оставляет желать лучшего - до Алоля, места где мы заночевали, 500км мы проехали со сред.скоростью 80км/ч, это учитывая, что по Московской области ниже 100км/ч практически нигде не едешь.
Москва - Пустошка - Алоль
Выезжали из Москвы в момент максимального похолодания, вот первая остановка на границе Московской и Тверских областей. На улице +5, впечатление, что не май месяц на носу, а какой-то ноябрь.
Решено было ехать в Псков с ночевкой на турбазе "Алоль" (190км от Пскова). Место оказалось неплохим и недорогим (800р. за сутки за двоих). Решение было правильным.
В сам Алоль мы прибыли в 2 ночи, поплутали (последователям - база находится после Пустошки и д.Красково, до Холюнов и никак не в самой д.Алоль), даже заехали на какое-то кладбище (было готично). Добрая тетушка рубенсовских форм по телефону-таки смогла нас правильно проинструктировать. Почти в 3 ночи мы получили свои подушки и одеяла.
База для экономичного отдыха, но имеет все необходимые причиндалы для незамысловатых водных аттракционов.
Само озеро Алоль весьма недурно смотрелось утром под голубым распогодившимся небом.
Утречком сгоняли за бензином в Пустошку - город, который проезжашь при повороте с М9 на Псков, на легендарную трассу Е95. Город сей суть абсолютно типичный придорожный поселочек, центральная улица в котором и есть Е95.
Тем не менее, здесь есть даже частный кабинет врача общей практики.
Псков - База "Динамо"
Около 14-00 мы наконец-то въехали в город моих грез Псков. Оставив машину на центральной площади у Кремля, мы отправились изучать красоты пешим ходом. И сразу на глаза нам попался экспонат - дело рук заботливых и искренних любителей автомобильной старины.
Ну, вот и первая достопримечательность - Псковский Кремль, построенный в XIII веке. До нас в хорошем состоянии дошла его главная часть - Кром. Для любознательных туристов есть возможность полюбоваться и даже потрогать раскопанные археологами фундаменты зданий далекого прошлого.
Кремль наводнен любознательными туристами. Отрадно, что молодежь подходит к изучению памятников родной истории комплексно и основательно, с картами в руках.
Стены Кремля красивы и внушительны. Ни одно сражение пришлось им наблюдать на своем долгом каменном веку.
Довершим штрихи к портрету древнего сооружения эпическими картинками общего плана. Их можно в том или ином виде встретить во многих источниках.
Между тем, непогода спешно покидала европейскую часть России. На термометре было уже +15, вовсю светило солнышко. Весна активно развивала наступление, подготавливая всё и вся к лету.
Душа не нарадуется смотреть на свежую зелень - это самое прекрасное время года, лучшие дни которого выпали на наше путешествие. Повезло. И мы, как говорится, счастливы!
Не остановить природу в своем стремлении к всепобеждающей жизни. Бетон? Ерунда. Одуванчики - как символ спасения мира красотой.
Псков - еще один город разбитых дорог. Все не столь печально, как, например, в Смоленске, но работать есть над чем. Тема дорог, да ну ее. Еще Псков - на самом деле провинциальный запущенный городишко, коих много в нашей Отчизне, но с хорошими шансами когда-нибудь стать городом-красавцем. В двух шагах от Кремля.
В городе то тут, то там встречаются остатки крепостных стен, коих было построено в разное время в большом количестве, не только Кремлем все ограничивалось.
Сами псковитяне - люди, безусловно, прекрасные. Как и все люди в нашей стране.
Следующий шаг нашей экскурсионной программы - Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. На удивление, мы практически не встретили там туристов. Скажу больше, в Пскове в целом совершенно не ощущалось туристической суеты, хотя на дворе было 1 мая.
Мирожский монастырь - уникальный памятник древности, основан в 1148-1153 годах. Глядя на него не скажешь, что он чем-либо особо примечателен. Надо просто проникнуться пониманием того, что этим стенам уже почти 900 лет.
Внутри - очень красивая роспись, фрески 12 века.
Как утверждается, до наших времен сохранилось порядка 80% из них. В данный отрезок времени происходит вялотекущая реставрация.
Наружные стены монастыря содержат более свежие записи. Правда, 11 лет - это тоже срок. Хочется верить (а вдруг?), что результаты сложения этих имен уже превратились не только в любовь, но и в новую жизнь.
Неподалеку от стен монастыря вовсю рыбачат местные рыболовы. Река Великая тем и хороша, что не загажена отходами промышленности и другой жизнедеятельности.
Пришло время перекусить. Выбор пал на ресторан "Старый Таллин". Из всего нашего путешествия это была самая пафосная едальня. Неплохой интерьер, вкусные блюда, большие порции. Цены чуть ниже московских - полноценный обед обошелся на двоих в 1250р. без спиртного.
Невдалеке от города можно наблюдать эпический монумент в честь Александра Невского и нескольких его героических рыцарей.
Рядом - что-то похожее на законсервированные окопы времен Великой Отечественной.
Вечерело. Тем не менее, день был бы неполным без посещения Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря. Поехать туда решено было исключительно после случайно замеченного указателя. Самое яркое впечатление - грунтовая дорога к нему длиной в 20км. Местами проложена прямо по болотам. Вспомнилась Унежма. По пути встретился населенный пункт с милым названием.
Сам монастырь не произвел впечатления. Сейчас там идут активные реставрационные работы. Кругом строительная техника. Огромная, пока еще не обустроенная территория. Но больше всего походит на дешевый ремонт из современных строительных материалов. Задача - построить место для паломничества религиозных фанатов. Прямо на территории монастыря строения современной деревни. Монахи, что ли, там живут.
А вот из таких пеноблоков сооружены стены монастыря. Недолговечно. Главное, чтобы на поповский век хватило.
Грунтовка к монастырю проходит по нескольким деревням. Всюду замечены следы государственной программы по телефонизации страны.
Совсем смеркалось когда мы приехали на место нашей следующей ночевки - турбазу "Динамо" в окрестностях Изборска, если быть совсем точным - недалеко от бора Бельково. Уже на КПП сразу видно кто имеет главное отношение к спортивному обществу "Динамо".
Номер здесь оказался еще скромнее во всех отношениях, чем в Алоле, хотя 2 ночи с двумя ужинами и завтраками нам в итоге обошлись в 3400р. Однако, радушие и гостепреимство хозяев компенсировало небольшие минусы проживания. Каждый раз мы ужинали и завтракали значительно позднее графика, это не вызывало никаких проблем, а как приятно вкусить утреннюю пищу в тишине и спокойствии.
Заботливые хозяева выращивают растения прямо в обеденном зале, чтобы жизнь казалась еще прекраснее.
Сама база состоит из главного здания (на фото) и нескольких турдомиков частного характера. По ночам там зажигал народ, а в главном корпусе было тихо и спокойно.
Псковский край заполонен миллионами камней, доставленных сюда во время ледникового периода. Местное население их ценит и любит. И водружает тут и там. Не стала исключением и наша турбаза.
Ну, а весна продолжала творить очередное чудо жизни...
База находится на берегу чудесного водоема, название которого, правда, мы так и не выяснили. Но то край сплошных озер и рек, куда ни плюнь, как говорится.
Ну, хватит уже сидеть на базе. Пора двигаться дальше, впереди нас ждем масса интересного.
Вообще, дорога к нашему пристанищу, в котором мы провели ни много ни мало целых две ночи, довольно живописна. Это очень воодушевляет. Такие маленькие дорожки, где и двум машинам-то непросто разъехаться, которые виляют как хотят и никогда не знаешь, что тебя ждет за поворотом.
Печоры
День 2 мая вообще оказался очень насыщенным и полным ярких впечатлений. Началось все в Печорах, где мы посетили Свято-Успенский Псково-Печерский монастарь. Монастырь этот - один из самых процветающих в стране, причем жизнь в нем не умирала ни на секунду с самого основания в XV веке. А крепкие стены сделали его в свое время даже важным военным укреплением.
Лично на меня произвели большое впечатление красоты этого сооружения, тем более, что сам по себе он расположен в очень живописном месте.
А еще, знаете, бывают места, где прямо-так ощущаешь какую-то благодатную атмосферу, неважно религиозны вы или нет. Вот здесь - именно так. Сотни людей продолжают приходить в монастырь каждый день.
На территория монастыря все ухожено, ярко, красиво. Цветочки, елочки...
Прекрасны и мелкие детали интерьера. Вот, к примеру, чудесные фонари.
Больше в этом прекрасном городе мы ничего, в общем-то, и не увидели. Ну, вот, разве что художества граффити - как примета нашего времени.
Печоры находятся всего в трех километрах от границы с Эстонией, страной зоны действия Шенгенской визы, между прочим. Мы не смогли устоять и поехали посмотреть на забугорную жизнь, которая еще совсем недавно таковой не являлась.
Почему-то ничего сверхъестественного на границе мы не увидели. Ну, разве что на эстонской ее стороне скопились в томительном ожидании фуры. Но что ж в этом необычного?
Тихо и спокойно на государственной границе. Никаких повышенных мер контроля и безопасности.
Мы развернулись и двинулись в Изборск...
Продолжение - во
второй части фоторепортажа.