В воскресенье, наконец-то, сбылась давняя Данина мечта, а, может, это была и наша мечта для Дани? :)) В общем, как бы там ни было, но мы-таки свозили нашего мелкого любителя всех паровозов и железных дорог в Кратово и покатались там по детской железной дороге.
Вообще-то, я точно не знаю, но, по-моему, среди детских железных дорог Кратовская - одна из самых старых. Точнее, что касается российских, то самая старая, а что касается республик бывшего СССР, то вторая по старшинству. Первую построили в самом начале 1930-х годов в Тифлисе. Причем, так как железная дорога детская, то и строили ее там пионеры, правда, конечно же, при участии взрослых железнодорожников-профессионалов. А потом, в 1935 году, состоялся слет пионеров Раменского района, на территории которого расположено Кратово. И пионеры приняли решение, что детскую железную дорогу нужно построить и в Кратово. Поддержку в Управлении Московско-Рязанской железной дороги они нашли буквально через неделю. Тут же в Кратовской, Быковской и Раменской школах были созданы кружки юных изыскателей, которые потом стали кружками юных железнодорожников. Под руководством инженеров-железнодорожников школьники самостоятельно провели изыскательские работы и разработали проект дороги.
Ну, а дальше, 24 июня 1936 года, пионеры начали строительство своей дороги, причем все строительные работы они выполняли сами. На самых тяжелых работах им помогали комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. Они же взялись сделать капитальный ремонт трех деревянных пассажирских вагонов и паровоза.
К 7 ноября 1936 года строительство первой очереди дороги завершилось. Ребята построили почти два с половиной километра путей и временные деревянные постройки на станциях "Путь Ильича" и "Школьная". Всю следующую зиму они готовили подвижной состав, а их старшие товарищи из Управления Московско-Рязанской дороги обучали юных железнодорожников.
Торжественное открытие Малой Ленинской железной дороги (тогда она называлась именно так) состоялось 2 мая 1937 года.
Вот так выглядел один из самых первых паровозов.
2.
Конечно, сейчас никаких паровозов уже нет. По рельсам от Кратово до Жуковского бегают шесть абсолютно новеньких симпатичных вагончиков, которые тянет тепловоз. Но самое интересное то, что обслуживают дорогу, то есть работают машинистами, проводниками, контролерами, ремонтниками путей и прочими железнодорожниками исключительно школьники. Но давайте об этом я расскажу вам чуть позже.
Итак, утром в воскресенье мы отправились в путь. Дорогу Данилка переносит неплохо, и поэтому час пути в электричке от Москвы до Кратово у нас пролетели без проблем под пирожок с курочкой и бутылочку с соком. :) Из нас троих раньше на детской железной дороге в Кратово была только я. Но было это очень давно - на рубеже 2000-ых. Тогда я работала в газете корреспонденткой и вела железнодорожную тему. Но с тех пор произошло столько всевозможных событий: пожар на станции "Юность", во время которого полностью сгорели все станционные постройки, замена вагонов, реконструкция путей, капитальный ремонт тепловозов, строительство новых зданий на станциях и столько всего еще, что я, когда мы прибыли в Кратово, детскую железную дорогу не узнала абсолютно.
Озеро в Кратово, мимо которого мы идем на конечную станцию "Пионерская".
3.
Кстати, пикник с палатками - это отличная идея. Думаю, надо будет этим летом взять палатку и поехать с Антоном и с Даней в какое-нибудь красивое место на денек без ночевки. Уверена, что нашему мурысу будет прикольно, дозрел он уже до опробования походной жизни, имхо. :)
4.
Всего на Кратовской детской железной дороге две станции: "Пионерская", на которую мы как раз пришли, и "Юность" - на территории города Жуковского, неподалеку от "взрослой" станции Московского-Рязанского направления "Отдых". А между ними есть еще две платформы: "Школьная" и "Детская". Правда, сейчас на "Детской" поезда больше не останавливаются. Общая длина дороги - почти пять километров.
Когда мы пришли на "Пионерскую", поезд уже стоял у перрона. Тепловоз и шесть маленьких вагончиков.
5.
Как я уже говорила, сейчас, как и с самых первых дней, на Детской ЖД в Кратово работают только дети. Для этого все они проходят обучение. Полный курс обучения длится 4-5 лет. Его проходят ребята в возрасте от 11 до 15 лет из 25 школ, как написано на сайте дороги, "от Москвы до Конобеево". А, кроме того, тут проходят летнюю практику учащиеся кружка Юных железнодорожников при Московском государственном университете путей сообщения.
Когда мы пришли на станцию, то увидели, что в кассу за билетами стоит огромная очередь. Антон и Даня встали в нее, а я, пока было время, решила походить и пофотографировать поезд, станцию, железную дорогу и все, что происходило вокруг. А вокруг все было по-настоящему.
6.
Вот они - самые настоящие железнодорожники: в красивой форме, с улыбками на лицах. По-моему, взрослым даже есть, чему у них поучиться. :))
7.
8.
9.
10.
11.
Машинист.
12.
Единственное, что я не успела, - это сфотографировать тепловоз "с лица". Прибежали Антон и Даня и закричали мне, чтобы я срочно садилась в вагон, так как поезд уже вот-вот отправится. Кстати, билеты эта парочка так и не купила, просто не успели, и в итоге ехали мы "зайцами". :)) Впрочем, мы были такие не одни, купить билеты не успели многие.
13.
Я вспоминаю вагоны, которые тут были раньше - они были совершенно другими: с деревянными лавочками, с расклеенными по стенами плакатами из мультфильмов, с детскими песенками по радио в пути. Сейчас ничего этого нет. Вагончики, хоть и миниатюрные, но в них все по-взрослому: сиденья, столики. Правда, все это очень маленькое, детское.
14.
Железнодорожники тоже едут.
15.
Обсуждают что-то!
16.
Наш поезд шел очень медленно и, на радость всем мелким пассажирам, постоянно гудел. На платформе "Школьная" он сделал маленькую остановку, а потом уже без оных мы добрались до станции "Юность".
17.
С прежних времен здесь еще остался Ленин. Наверное, стоит, как символ того, что дорогу строили пионеры.
18.
Вот так она выглядит целиком.
19.
На "Юности" мы наблюдали, как от основного состава отцепляют тепловоз, потом перегоняют его по соседним рельсам и прицепляют с другой стороны.
Отцепили.
20.
Отогнали. Мальчик переводит стрелку.
21.
Перегоняют.
22.
И прицепляют с другой стороны.
23.
24.
25.
Всё, поезд к отправлению готов. А поведет его теперь девочка!
26.
Ну, а мы с Антоном и с Даней теперь были в числе провожающих. :)
27.
28.
Поезд ушел. :))
29.
Остается только добавить, что детская железная дорога в Кратово работает с июня по август, с четверга по воскресенье, с 10 до 14 часов. А расписание и стоимость проезда вместе со всеми прочими подробностями можно узнать вот здесь:
http://mmzd.siteedit.ru/rasp30.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из прогулок и путешествий с Даней:
2013 год, май:
Москва. Детский кукольный театр "Альбатрос". Как Даня побывал на своем первом полноценном спектакле "Колобок!" Москва. Шестая выставка "Forest Cat Show" на ВВЦ. Даня и котеги Москва. Мемориальный музей космонавтики. Мурыс сказал, что хочет стать космонавтом! Москва. Фестиваль цветов в Аптекарском огороде. Семейный выход! 2012 год, сентябрь:
Испания. Релакс на Росесе Андорра. Страна с красивой открытки Испания. Имеет ли смысл ехать с малышом в "Порт Авентура"? Испания. Барселона. К рыбкам-акулкам! Латвия - Испания - Андорра - Франция. Привет из страны Спасибо! Даня латвийско-испанско-андоррско-французский 2012 год, август:
Тульская область. Архферма - место дислокации творцов. Тульская область. Как Даня с Лизой в Поленово ездили Москва. От Новоспасского моста до Киевского вокзала по Москве-реке 2012 год, июль:
Москва. Как Даня ходил в музей "Уголка дедушки Дурова" Москва. Выставочный центр РЖД. Даня и модели паровозов Москва. Купонный аквапарк "Fantasy" Москва. Как мы с Даней ездили в гости к дедушке в санаторий Москва. Даня и зоопарк 2012 год, июнь:
Москва. Музей истории железнодорожной техники и паровозная прогулка. Даня, Лиза и паровозы 2012 год, май:
Москва. Музей "Автовилль". Даня и ретро-автомобили 2012 год, апрель:
Москва. Как Даня катался на монорельсе Москва. О том, как Даня побывал в Океанариуме 2012 год, февраль:
Москва. Измайловский парк. Первая Данилкина Масленица 2011 год, май:
Португалия. Мадейра. Как мы с Данилкой в треккинг вдоль левадиш ходили Португалия. Самый западный Край света, или о том, как мы с Даней в Португалию ездили Португалия. Даня португальский 2010 год, ноябрь:
Австрия. Фордерланерсбах. Горные лыжи с малышом в 9 месяцев Австрия - Словакия - Чехия - Германия. По четырем странам с 9-месячным Данилкой на самолетах, поездах, автобусах, лодках и канатных дорогах Австрия - Словакия - Чехия - Германия. Я ездил в Европу. А вы по мне соскучились? 2010 год, август:
Москва - Вышний Волочок - Великий Новгород - Санкт-Петербург - Мандроги - Кижи - Углич - Ярославль - Москва. Железнодорожно-водное путешествие из Москвы в Санкт-Петербург и обратно с остановками Москва - Вышний Влочок - Великий Новгород - Санкт-Петербург - Мандроги - Кижи - Углич - Ярославль - Москва. Я приехал! 2010 год, июнь-июль:
Московская область. Итак, Бекасово! Московская область. Спа-пансионат "Бекасово". Санаторно-курортный Даня Московская область. В Бекасово! 2010 год, июнь:
Калужская область. Водопад Радужный или первый экстрим у Дани и Вани Калужская область. Наш первый опыт автопутешествия с малышом Калужская область. Великий путешественник вернулся из своего первого путешествия! 2010 год, май:
Москва. Измайловский кремль. Турки строят муляжи... Москва. Измайловский кремль. Мы с Даней 2010 год, апрель:
Московская область. Загородный клуб "Медвежьи Озера". Даня-путешественник Московская область. О том, как мы на Медвежьи Озера ездили ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из поездок по Московской области:
2013 год, январь:
Одинцовский район. Хаски Лэнд по купонам. Ехать или нет? Заснеженная Коломна Коломна. С Новым 1963 годом! Коломна. За пастилой 2012 год, декабрь:
Солнечногорский район. Середниково. В средневековом городе Солнечногорский район. Середниково. Наша первая в жизни зимняя конная прогулка 2012 год, ноябрь:
Мытищинский район. Музей природы и соколиной охоты. Как тренируют соколов! 2012 год, сентябрь:
Истринский район. Снегири. Льняная свадьба у снегирей 2012 год, май:
Аэропорт "Домодедово". Споттинг, шашлыкинг, подзаборинг! 2011 год, октябрь:
Серпуховский район. Подмоклово. Немного барокко в осенней воде 2011 год, апрель:
Зарайск. ЗАРАЗА! 2010 год, июль:
Наро-Фоминский район. Итак, Бекасово! 2010 год, апрель:
Щелковский район. О том, как мы на Медвежьи Озера ездили 2010 год, январь:
Подольский район. Морозные Дубровицы 2009 год, октябрь:
Щелковский район. Монино. Музей ВВС. А мне летааааать охота! 2009 год, сентябрь:
Ногинский район. Годовщина нашей свадьбы, или о том, как мы в "Яхонтах" отдыхали Сергиев Посад. О Троице-Сергиевой лавре, и о том, как мы туда немцев возили 2009 год, май:
Мир, в котором я живу - часть 3: Рождествено 2009 год, апрель:
Раменский район. Быково. Готика под Москвой Жуковский "Следопыт" 2008 год, декабрь:
Королёвский "Следопыт" 2008 год, август:
Красногорский район. Мир, в котором я живу - часть 2: Путилково Раменский район. Полетали! О наших полетах на парапланах Красногорский район. Снежком. Как мы зиму среди лета нашли 2008 год, июнь:
Купала в Волоколамских лесах Истринский район. Чтобы помнили 2008 год, апрель:
Солнечногорск - город странных памятников 2007 год, октябрь:
Серпуховский район. Россия - родина зубров и... страусов 2007 год, сентябрь:
Подольский район. Щербинка. Про паровозы Клин. Чайковский и пиво 2007 год, июль:
Лыткарино. Лагерь пионерского периода 2007 год, июнь:
Коломна. Город-сад Истринский район. Как я в поход ходила Рошаль. Сталкеровская зона 2007 год, май:
Путешествие в Волоколамский район