Как я уже рассказывала, когда Иван Грозный взял Казань, он выселил всех татар из кремля за канал-протоку Булак и озеро Нижний Кабан. Тогда это была жуткая окраина города, точнее, даже загород. Татары основали там свою слободу и стали жить по новым, установленным российским царем правилам, ибо ничего другого им не оставалось. Сейчас, когда Казань разрослась, Старая Татарская слобода оказалась почти в самом его центре. Но, что самое интересное, несмотря на то, что со времен Грозного прошли уже почти пять веков, татары продолжают жить и селиться в Татарской слободе. Нет, они, конечно, живут и в других районах Казани, но в Татарской слободе их особенно много. Это - удивительно колоритнейшее и атмосферное место с их нарядными разноцветными домиками и огромным количеством мечетей. Точнее даже будет сказать, что число мечетей в Татарской слободе чуть ли не превышает число мечетей во всех остальных районах Казани вместе взятых. Их здесь я насчитала, как минимум десять. Разумеется, мы не смогли не побывать в Старой Татарской слободе, и в один из дней отправились ее осматривать.
Такое ощущение, что мы как будто за один короткий миг оказались совсем в другом городе. Высотные современные дома из стекла и бетона сменились маленькими деревянными домиками, но, как я уже говорила, очень и очень нарядными - яркими, разноцветными, с симпатичными окошками, с резными узорами на ставнях, наличниках, стенах и воротах.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Татары составляют чуть меньше половины населения Казани. И, конечно же, было бы странно, если бы у них не сохранились собственные традиции и обычаи, несмотря на то, что Иван Грозный ввел против них самые настоящие санкции. Кроме того, что он выселил их из Казанского кремля, он запретил им строить мечети из камня, ввел налоги на все, что только можно, пытался крестить, но татары продолжали оставаться самими собой. Нет, конечно, православные татары тоже появлялись, но все-таки их были единицы в сравнении с татарами мусульманами.
Когда мы были в кремле и заходили там в мечеть Кул Шариф, то побывали и в расположенном в ней музее исламской культуры.
12.
Там подробно рассказывалось о приходе в здешние края ислама, о строительстве всевозможных мечетей, об их закрытии в разные периоды истории и о последующим восстановлении, о том, как жили мусульманские татары в Казани на протяжении веков. Покажу вам немного музейных экспонатов.
Абыз и учение в интерьере старого татарского дома.
13.
Четки из финиковых косточек.
14.
15.
16.
Миниатюрный Коран с коранницей конца 19 века.
17.
Интерактивное медресе. Даня очень проникся. Сидел так, как будто действительно что-то понимал по-татарски. :))
18.
19.
Чаша для питья воды из колодца Зам-Зам в Средней Азии начала 20 века.
20.
21.
Бронзовые ступка и пест Золотоордынского времени из Архангельской области.
22.
Рукопись "Анатомия тела человека" 17 века.
23.
Скальпели и пинцеты 10-13 веков, новодельный аламбик - аппарат для дистилляции спирта.
24.
25.
Что же касается Старой Татарской слободы, то там мы осмотрели три мечети: мечеть Нурулла, мечеть Аль-Марджани и Апанаевскую мечеть. Пожалуй, самая интересная и, наверное, главная из них - мечеть Аль-Марджани. Эта мечеть была первой каменной мечетью в Казани. Разрешила построить ее сама Екатерина Вторая после того, как побывала в Казани в 1767 году.
Именно тогда жители Старой Татарской слободы обратились к ней с просьбой дать дозволение на строительство двух каменных мечетей, и она дала согласие, следуя политики свободы вероисповеданий. Название мечети дали уже потом, оно связано с именем религиозного реформатора и ученого Шигабутдина Марджани, который служил здесь имамом в 19 веке. В советские годы она была единственной действующей мечетью в Казани.
26.
Мы побывали внутри мечети Аль-Марджани. Мне на входе выдали юбку и косынку, и всех нас попросили разуться. Мечеть поразила меня своей скромностью. Только полы, устланные коврами, и стены, выложенные снизу по периметру израцами. Вот и всё ее убранство...
27.
28.
29.
Мечеть Нурулла появилась чуть меньше чем на столетие позже Аль-Марджани. В середине 19 века, когда ее построил купец первой гильдии Губайдулла Юнусов, она называлась Сенной мечетью, стояла у Сенного базара и предназначалась для мусульман, которые приезжали туда торговать. Сенный базар - был местом очень колоритным. По своей сути, это был самый настоящий восточный базар с их тканями, благовониями и сладостями. Сенная площадь, где он располагался, была застроена по периметру доходными домами, гостиницами, торговыми лавками и банями.
30.
Третья же мечеть, коя нам встретилась в Старой Татарской слободе, - Апанаевская - внешне понравилась мне больше всего (см. фото №1). Она была такая же яркая и нарядная, как многие татарские дома. Эта мечеть стала как раз той самой второй, которую разрешила построить Екатерина Вторая. Воздвигли ее в 1769 году на деньги купца Якупа Султангалеева. Но спустя век, мечеть здорово перестроили, а минарет установили прямо на здании.
Но, конечно, в Старой Татарской слободе сохранились не только мечети. Здесь есть много красивых старинных зданий. Стоит только пройти по любой ее улочки, как обязательно встретишь такое. В основном, это старые купеческие дома. Например, дом "Каучши" Каримова.
31.
Еще несколько.
32.
33.
34.
Но что самое интересное, Старая Татарская слобода строится и сейчас, и, как мне показалось, здесь планируют сделать нечто вроде этакого арт-квартала, где будет множество креативных кафе, интересных музеев, зданий в традиционном татарском стиле, мечетей и прочих религиозных объектов, сюда будут приезжать туристы, гулять по старинным улочкам, заходить в сувенирные лавки и оставлять неплохие денежки.
35.
36.
37.
38.
Впрочем, мы сами побывали в здешнем музее чак-чака и ничуть об этом не пожалели. Музей оказался очень интересным, расположенном в одном из старых татарских домов, а театрализованная экскурсия с небольшой дегустацией местных сладостей входила в стоимость билета.
39.
Вообще, если вы придете в этот музей с улицы, то совершенно не факт, что в него попадете. На сайте музея написано, что визит сюда нужно бронировать заранее. С другой стороны, экскурсии в музее чак-чака проводятся каждые час-полтора, поэтому если вы позвоните сюда, по крайней мере, накануне, то наверняка проблем с попадаением уже не будет.
Экскурсионные группы небольшие. Например, в нашей было человек десять, включая детей. На входе нас поприветствовала девушка в традиционной татарской одежде и попросила, по местной традиции, разуться, а затем пройти в небольшую комнату и сесть на лавки за стол.
40.
Мы так и поступили, и вскоре началось действо - к нам вышла другая девушка, экскурсовод, так же облаченная в национальную одежду, и начала свой рассказ.
41.
Вообще, даже на улицах современной Казани не так уж и сложно отличить татарских женщин от русских. Во-первых, вас не подведет их внешность, а во-вторых, - наряды, особенно у пожилых женщин. Дамы в возрасте любят носить платья или халаты, частенько надетые поверх брюк, и платки, украшенные бусинами и висюльками.
42.
В музее чак-чака экскурсовод поведала нам о традициях татарского костюма, о национальных обычаях, о быте. Самое забавное, что, оказывается, посуда у татар, которую использовали женщины на кухне, мало отличалась от посуды наших русских бабушек. В ходу были те же сито, сеча, деревянные миски, деревянные ложки, ступки и т.д. и т.п. Но, вот, блюда они готовили совершенно другие, и больше всего татары славились своей выпечкой. Наверное, потому мы так и любим их чак-чак!
43.
Экскурсовод поделилась с нами рецептом чак-чака. Правда, несмотря на то, что он оказался вроде бы и простым, я совершенно не уверена, что, если я начну готовить чак-чак, то он получится таким же правильным, как в Казани. Ведь не случайно, что готовят его только татары, и никто больше! Для приготовления чак-чака нужны мука, сахар, яйца, мед и растительное масло.
44.
Из муки, яиц и сахара готовится тесто и раскатывается на маленькие колбаски-макаронины. Затем макаронины обжариваются в кипящем масле, мелко ломаются, перемешиваются с медом и формируются в пирамидку, брусочек, или как кому нравится. Вот, собственно, и всё. Но при этом, у каждой хозяйки чак-чак получается свой, особенный, не похожий ни на какой другой. Почему так? Кто же знает? Быть может, есть секреты в составе теста: например, некоторые женщины кладут в него не целиком яйца, а только желтки - тесто в итоге становится мягче, другие кладут меньше муки, третьи вообще не кладут сахар, четвертые жарят не в растительном масле, а в животном жире, как было принято у татар издавна, пятые, чтобы тесто хрустело, добавляют в него немного пива, шестые, чтобы чак-чак был мягким и пышным, - водку. В общем, сколько хозяек, столько и идей.
45.
Путешествуя по Татарстану, мы перепробовали очень много разных видов чак-чака, мы покупали его в кафе и ресторанах, в обычных продуктовых магазинах, со столиков на улице, куда его привозили сразу с хлебокомбинатов.
46.
47.
Мы перепробовали даже такие экзотические его разновидности, как чак-чак с шоколадом, чак-чак с кунжутом, с маком, с орехами и т.д. и т.п. Что интересно, мёд в составе чак-чака тоже часто был разных сортов, поэтому еще и из-за него на вкус они очень отличались. Но я не могу назвать ни одного чак-чака, который нам бы не понравился. Свежий чак-чак - это всегда самый настоящий стон от удовольствия! Но все-таки самый вкусный был именно в музее чак-чака, а еще в "Чайном доме", что на улице Баумана в Казани. Но об этом позже.
После того, как мы познали рецепт этого лакомства, экскурсовод пригласила нас во второй "зал" музея, и мы оказались в обставленной по татарскому обычаю комнате. Главное место в ней занимала сякэ - татарская большая кровать-стол. Ночью на сякэ спали, причем, она была такой широкой, что спать на ней можно было даже поперек. А днем подушки, коих нередко было не меньше десятка, и одеяла убирали в сторону, и сякэ становилась столом, за которым пили чай все члены семейства.
48.
Именно здесь нам тоже устроили чаепитие с татарскими сладостями, правда, расселись мы все не на сякэ, а за обычным столом.
49.
50.
Угощали же нас чак-чаком, баурсаком и как-тошем. О чак-чаке я вам уже рассказала подробно, поэтому повторяться не буду. А вот, о двух других сладостях давайте расскажу.
51.
Как нам объяснили, баурсак готовили в точности из такого же теста, что и чак-чак, но не разрезали его на "макаронины" и не склеивали потом мёдом, поэтому на вкус он был совершенно иным. Больше всего баурсак был похож, на мой взгляд, на сухую печеньку (его кстати, часто едят на палочке, словно леденец, - так, наверное, удобнее) и, в целом, простоват, хотя Дане он почему-то понравился даже больше, чем чак-чак.
Как-тош же был тонкой фруктовой пастилой с уложенным на каждый кусочек миндальным орехом в меду. Причем, эта пастила внешне и на вкус была совсем не такой, к какой мы привыкли. Она представляла собой тонкий лист запеченого фруктового пюре, кислого-кислого, совсем без добавления сахара. Такая же штука есть у иранцев, и мы с Антоном, будучи там, частенько ее себе покупали. Правда, в Иране она называется лавашак, то есть, тонкий маленький лаваш, и считается детским лакомством. И, что самое интересное, лавашак мы привозили домой, и наш Даня от него действительно балдел. Татарский как-тош ему тоже очень понравился, и он даже съел мою порцию.
Цены.
52.
Фото на память.
53.
Ну, а раз мой рассказ так плавно перешел на национальную еду, давайте я и закончу его о ней.
В принципе, чем хороша Казань, перекусить здесь можно буквально на каждом шагу. Можно зайти в кафе или ресторанчик, можно просто купить какой-нибудь местный вкуснючий пирожок в каком-нибудь киоске, можно зайти в магазин и без проблем все тоже самое найти там.
54.
Мы питались по-разному, но всегда старались покупать блюда именно татарской кухни: во-первых, так интереснее, а во-вторых, она сразу пришлась нам по вкусу. Цены же в Казани нас очень радовали. В один из дней мы заходили в "Чайный дом" - абсолютно простенькое заведение со столиками, застеленными клеенкой и дешевой посудой, но с обслуживанием официантами.
Причем, этаким скоростным обслуживанием: не успевали мы что-либо заказать, как они нам это уже приносили. Мы пришли туда где-то около 5 часов вечера, и в кафе яблоку негде было упасть, нам даже пришлось подождать, пока освободиться столик. В итоге втроем мы заказали 2 первых блюда, 2 горячих блюда, 1 эч-почмак, 2 необыкновенно вкусных чак-чака, 1 бутылку "Есентуков", 1 фанту, 1 стакан сока, 1 чай и заплатили 750 рублей. При этом все было очень свежим и вкусным, то есть, как мы поняли, "Чайный дом" - это такое кафе, где не придают значения антуражу, зато очень качественно кормят.
В витрине.
55.
Правда, рекордсменом низкий цен стало все-таки не это кафе, а столовая неподалеку от железнодорожного вокзала (на ней крупными буквами так и было написано: "Столовая"). Чистенькое, вполне нормальная заведение. За суп с большим количеством пельменей, куриный окорочок с картофелем фри, йогурт, татарский пирожок с капустой, сок и компот мы заплатили 150 (!!!) рублей.
Невероятно, правда?
Но давайте о блюдах. Вообще, татарская кухня очень разнообразная и развивалась не только на основе своих этнических традиций. Большое воздействие на нее оказали кухни соседних народов: например, от финно-угоров татары позаимствовали пельмени, от китайцев - чай, от узбеков - плов, от таджиков - пахлеве (пахалава, баклава) и т.д. По древнему татарскому обычаю в честь гостя всегда расстилалась праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения. Согласно адабу - исламской этике - любая еда начиналась с мытья рук. Перед началом трапезы мусульманин произносил молитву: "Во имя Аллаха милосердного и милостивого", заканчивалась еда тоже молитвой. Ели мужчины и женщины отдельно. По шириату запрещалось употреблять свинину, а также некоторых птиц, например, сокола или лебедя, они у татар считались священными.
А вот, курица такой птицей не была, поэтому блюда из нее готовили без проблем. Например, варили суп токмач - домашнюю лапшу с курой и зеленью. Я его брала себе как раз в одном традиционном кафе в Старой Татарской слободе. Токмач мне понравился.
56.
Еще один популярный татарский суп - шорпа, который стал фаворитом у Антона.
Вот он, на переднем плане.
57.
А вообще, татары очень любят готовить всевозможные мясные, куриные, овощные супы и бульоны. Нередко именно в бульоне они подают пельмени. Или просто подают сам бульон, а к нему какой-нибудь свой фирменый пирог, чаще всего олеш или элеш, как его здесь еще тоже называют. Олеш - это такая большая булочка с рубленным мясом или курой и порезанной на кубики тушеной картошкой внутри. Частенько олеш готовят так, что бульон как-то попадает и внутрь вместе с начинкой. Очень сытно и вкусно!
58.
А вообще, самый популярный татарский пирожок - это, конечно же, эч-почмак, или треугольник. Треугольником его прозвали неспроста, ибо его форма именно треугольная. В принципе, если честно, я не особенно поняла, чем эч-почмак, кроме своей формы и размера, отличается от олеша. В качестве начинки в него так же кладут рубленное мясо и тушеную картошку кубиками.
59.
Самса, бэлеш, перемяч, бэккен - всевозможной выпечки в татарской кухне очень много и продаются все эти изделия, как я уже говорила, буквально на каждом шагу. Но, конечно, одними пирожками сыт не будешь, и несколько раз в кафе мы заказывали полноценные горячие блюда. Например, в том же "Чайном доме" Антон заказал котлеты "по-казански". Котлеты, хотя и были вполне простенькими с виду, но на вкус ему очень понравились. Их проготовили из говяжьего фарша, в котором мяса было, сколько надо мяса, при этом они были сочные и мягкие.
60.
Еще одним полноценным горячим блюдом, которое мы попробовали, был туралган - телячья вырезка, обжаренная с луком с помидорами и с каким-то современным соусом под названием "Ранчо" на основе майонеза и кефира с зеленым луком и зеленью. Подавали туралкан с кыстыбый в качестве гарнира.
61.
Кыстыбый - это лепешка с картофельной начинкой. И честно признаться, именно кыстыбый в этом блюде мне понравились больше всего. И потом эти вкуснейшие лепешечки я брала еще несколько раз. Мур!
62.
Ну, и, наконец, закончу эту свою заметку я рассказом о губадье. Наверняка, друзья, вы уже ни раз слышали это название. По крайней мере, что касается меня, то оно давно было у меня наслуху, правда, что собой представляет этот десерт я не имела ни малейшего понятия. Так вот, губадья оказалась этаким пирогом, очень вкусным, несмотря на необычное сочетание начинки: в ней слоями шли творог с корицей, вареный рис и изюм.
63.
Вот такой нам показалась Казань татарская. Продолжение следует...
---------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2015 год, май:
Казанский Кремль Казань. Третья столица России Казань, Татарстан. Фотообзор: Майские татарские