"... Я никогда не смирюсь с тем, что слабые будут терпеть несправедливости от сильных. И только осознание этого приносит мне радость. ... Вы, мои подданные, не должны считать, что всё, что делают сильные мира - столь величественно, напротив, то, чего может достичь самый обычный человек, бывает гораздо более значительно… Бог создал землю не для хаоса, но для мира и процветания под мудрым правителем".
Дарий I
С какой целью стоит посетить Иран? Прежде всего, для того, чтобы прикоснуться к мировой истории. При этом совершенно не обязательно быть историком по образованию, для которого изучение мирового исторического наследия представляет профессиональный интерес. В Иране царит атмосфера познания и уважения к мировой истории и культуре, что невольно способствует приобщению туристов к сокровищнице с громким и великим именем - Древняя Персия.
А, будучи женщиной, не увидеть Накше-Рустам и не написать о нём в дальнейшем, позволить себе не могла. История долгое время была мужской: исторической наукой считалось нечто такое, что делалось мужчинами, то, что они переживали и о чём писали. В результате накопленный в истории мужской опыт идентифицировался со "всеобщей историей" и с "историей в целом". Но уже в начале прошлого века Э. Фютер, автор известной и до сих пор не устаревшей "Истории новой историографии", возражая Франческо Петрарке с его "Liber de viris illustribus" писал о том, что "удивительна сама мысль о том, что Петрарка говорит только о мужчинах. Ради справедливости или из галантности стоило бы добавить и женскую половину". Дайте возможность приблизиться к истории женщинам и они опровергнут слова крупнейшего писателя и романиста Джорджа Бернарда Шоу: "Что скажет история?" - "История, сэр, солжёт, как всегда". Женщины, с их гибким умом, не позволят солгать истории - можете в этом не сомневаться!
Накше-Рустам привлёк моё внимание сразу, как только я увидела его из окон машины, своей таинственностью, мужественностью, аскетизмом - с одной стороны и масштабностью, изысканностью и элегантностью, с другой. Он тянул, как магнит, поражал и удивлял одновременно. Недаром Накше-Рустам - археологическая зона, расположенная на территории современного Ирана, в шести километрах к северу-востоку от Персеполя, считается священной горной цепью - здесь захоронены четыре правителя династии Ахеменидов, среди которых был и царь Дарий, чьё имя прочно вписано в историю Ахеменидского государства как крупного государственного деятеля, политика и автора административно-финансовых реформ, которые не только позволили создать устойчивую систему государственного управления и контроля над завоёванными странами, но и упорядочили сбор податей и увеличили контингенты войск. Кроме Дария I здесь похоронены Ксеркс I, Артаксеркс I и Дарий II, поочерёдно правившие империей Ахменидов с 404 года н.э по 522 (принадлежность гробниц именно этим царям была установлена благодаря дошедшим до современников надписям). После покорения Персеполя Александром Македонским гробницы были заброшены и разграблены войском великого полководца.
Сейчас сложно представить, что к концу XVIII - началу XIX веков, когда началось изучение комплекса Накше-Рустам, он представлял из себя полузасыпанный участок земли и лишь в 1930 году его расчистили с помощью экскаваторов.
"1"
Название некрополя, которое мы знаем сегодня, пришло к нам с исламской эпохи, с тех времён, когда предыдущие цари были забыты и народ приписал сюжеты барельефов легендарному герою персидского народного эпоса Рустаму - одной из центральных фигур написанного Фирдоуси "Шахнаме". "Накше-Рустам" в дословном переводе означает "рисунки Рустама".
Ricky King -
Sommerliebe на
Яндекс.Музыке"2"
Гробницы царей представляют из себя расположенные крестообразные углубления в скале (примерно 19 на 23 метра), горизонтальная линия которых украшена псевдо-колоннадой, поддерживающий псевдо-карниз. В центре креста есть дверь во внутренний зал (недоступный для посетителей), в котором установлена каменная гробница, куда, по зороастрийскими обычаям, клали кости и забальзамированные органы усопшего. В верхней части креста высечены барельефы с символическими изображениями.
"3"
"4"
"5"
"6"
"7"
"8"
"9"
"10"
"11"
"12"
Помимо гробниц, на территории археологической зоны "Накше-Рустам" находится так называемый Куб Заратустры (Кааб-е Зартошт) - квадратное в сечении (7,3 на 7,3 метра) здание высотой не менее 12 метров с одним-единственным внутренним помещением и наружной лестницей.
"13"
"14"
"15"
Из научных, наиболее распространена версия о том, что Куб Заратустры служил зороастрийским святилищем огня. По другому, реже упоминаемому объяснению, именно здесь, под сооружением, а не в
Пасаргадах может находиться могила Кира Великого. Однако ни одна из версий не подтверждена документально. На "Кубе Заратустры" имеются клинописные надписи, сделанные от лица Картира (одного из первых зороастрийских священников).
"16"
"17"
"18"
"19"
"20"
В кадре -
sofiazv99/она же любимая дочь/она же - автор целой серии постов, объединённых общей темой "
Иран глазами юной россиянки" (внимание: серия постов по Ирану в журнале
sofiazv99 постоянно обновляется!)
"21"
"22"
"23"
"24"
"25"
Продолжение следует!
При подготовке поста использовались следующие источники:
1,
2,
3,
4,
5,
6.
Ссылки на предыдущие части записей темы "Мужественный Иран глазами женщины":
1.
Часть 1: "Антиженский" Иран;
2.
Часть 2: Туристски-отношенческая, российски окрашенная;
3.
Часть 3: Ширазские бытовые фотозарисовки;
4.
Часть 4: Шираз поэтический5.
Часть 5: крепость Карим-хана;
6.
Часть 6: Пасаргады - первая столица империи Ахеменидов.
О крайнем путешествии блогеров
БлогоМедиаЦентра читайте в журналах
loginov_lip и
sofiazv99, а также на
и в
Блогерском путеводителе по Ирану.