Тут меня шокировало высказывание одной, отдельно взятой личности. Полагаю, недостаточно половозрелой. Эта личинка человека Этот уважаемый юзернейм спросил меня, а что, собственно говоря, такое есть "марксизм", и изменялся ли он за годы советской власти?
Хотите - получайте. Я достаточно долго откладывал, но свое обещание - выполняю. Надо рассказать подрастающему поколению интересующимся, которые просят, чтобы было не слишком нудно( что, ИМХО, не очень выполнимо), и кратенько так, чуть ли не в двух словах, объяснить, что есть марксизм и как в СССР он исторически изменялся.
Наиболее полно ранний марксизм описан в так называемом "Манифесте коммунистической партии". Который мы все, в СССР "проходили мимо" и в старших классах средней школы, и еще раз после, если учились в ВУЗах, Собственно говоря, это достаточно малая, по объему, брошюра. Ну а поскольку читать ее должны были школьники, в хрестоматии, то ее еще и еще раз урезАли. Чтобы ничего лишнего не смущало юный разум.
Манифпест, кстати, был написан и издан небольшим тиражом, и на немецком языке, в давние времена: в 1848 году, почти сразу после очередной революции в Париже.. А известность широкую он приобрел после 1872 года, когда его легально и приличным тиражом опубликовали в Германии. Книжка сия, после чего, стала широко доступной.
Ничего страшного и чрезвычайно ужасного, в ней, впрочем, не было. Логика была такая: а) Есть угнетенные классы. На момент издания брошюрки - это "пролетариат", или неимущие. Которым, чтобы не умереть с голоду, надо ходить на работу и "писать PHP за еду". б) Никто не даст нам избавленья: Ни бог, ни царь и не герой. Добьёмся мы освобожденья Своею собственной рукой. Надо бороться за свои права. Для этого создать организации, эти права отстаивающие. в) Поскольку противоположная сторона будет сопротивляться, то главное средство - социальная революция. В которой угнетенные классы уничтожают аппарат государственного насилия и принуждения и создают свой, для утверждения своих прав.
Как видим, ни поедания младенцев, ни расстрелы священников в алтаре церкви, в ней не прописаны. А прописаны достаточно простые задачи ( с моими примечаниями). [Гениальнейший план, из 10 пунктов.]
Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.(Земля не должна кому-то принадлежать. И никто не должен бездельничать, исходя из того, что ему принадлежит какой-то земельный участок. Который обрабатывает кто-то другой)
Высокий прогрессивный налог. (это типа еесли кто-то спекульнул, то фиг тебе, а не накопления!)
Отмена права наследования. (чтобы каждый сам себе на хлеб зарабатывал. А не проматывал отцовские наследства)
Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников. (No comment)
Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией. (нет банковской монополии - власть будет в руках банкиров. А трудящиеся вновь останутся ни с чем)
Централизация всего транспорта в руках государства.(что естественно. У кого в руках, в ХIХ веке были железные дороги, была и власть!)
Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.(создание рабочих мест! Трамп, ей боже!)
Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.(кто не желает работать - заставим)
Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.(поскольку крестьянин вдвойне и втройне закабален - хозяином земли, государством и самим характером сельскохозяйственного производства. Коровок каждый день кормить и доить надо, и в будни, и в праздники).
Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д. (это был самый невнятный пункт. Освободить женщину, по мнению Маркса, можно было тогда и только тогда, когда с нее снимут заботу кормить детей и их воспитывать)
Впрочем, там ничего такого гениального или шокирующего не было, потому я и убрал его под спойлер. И какой-то такой единой марксистской теории, в Манифесте еще нет. Маркс, после его издания, еще тридцать с лишним лет работал и таки эту теорию создал. Теория это имела основанием, фундаментом так называемую "материалистическую диалектику", как способ изучения окружающего нас мира. Если не разводить "многа букаффф", то это означало -"во всем ищи простейшую причину. И ты её найдешь". Ну, например, было во времена Маркса абсолютно непонятно, что там в Солнце горит, и ничего, разобрались. Не Маркс эту материалистическую диалектику изобрел, но он последовательно ее применил к окружающему его миру. В первую очередь - к экономике. Я вспоминаю некоего советского ученого-экономиста, который радостно делился со своими слушателями своим открытием. Мол, в марксовом "Капитале", как минимум, шесть докторских диссертаций (почему так мало, подумалось мне?), три номинации на членкора Академии и две - на действительного члена.
Книжка сия открывала многие тайны, до того экономической науке неизвестные. Откуда берется прибыль, и как экономика работает и даже - почему периодически случаются кризисы. До начала века двадцатого, эта работа полностью и до конца исчерпывала все экономические явления. Там, конечно, не найти объяснения, как и почему Билл Гейтс, в наши дни, стал таким богатым и почему такие доходы были у Стива Джобса, но для века девятнадцатого, книга это объясняла всё и всем. Откуда и что и как берется.
Второе гениальнейшее открытие Маркса - это история, как материальный процесс. Которая вытекает из и обусловлена экономикой. И исчерпывающе же ею объясняется. И это открытие обозвали "исторический материализм". Ранее, в советский период, я не подвергал эти объяснения сомнениям. Ну, устроили гугенотам "Варфоломеевскую ночь", значит, кому-то это выгодно было. Сейчас, с годами, я несколько не уверен, что всё сводится только лишь к экономическим интересам. Но чаще всего, дело именно так обстоит.
И третья часть марксизма - это, по сути, выводы из двух первых. Поскольку есть класс угнетенных и есть угнетатели, и история движется через их борьбу, то и сегодня, писал Маркс, мы такую борьбу и наблюдаем. Угнетенного рабочего класса, который может и должен бороться за свои права. Поскольку ему, сейчас и везде, противостоит класс эксплуататорский, в виде государственной машины принуждения и угнетения, то и бороться следует против этого государственного аппарата. Посредством борьбы за его слом и разрушение. Или, другими словами, путем революции.
И да, и еще - это полное объяснение того, как, в общем-то, мирные люди, теряют голову, и идут на баррикады. Проливая свою и чужую кровь...
В сущности я и описал марксистскую теорию, как таковую. Состоящую из философской теории, политической экономии, исторического материализма( собственно говоря, его еще обзывали "теорией научного коммунизма") и марксистской политологии (теории и практики борьбы рабочих за свои права). Осталось объяснить, чем ранний марксизм отличается от марксизма зрелого. Но это - в следующем посту.
Кстати, френды мои, продолжать ли? Или, как обычно и чаще всего, писать что-то про хохлов?Продолжение написал, потому последнюю фразу - вычеркиваю.